Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителя: ГБУЗ "Центр паллиативной помощи ДЗМ": М.А. Федоренко (по дов. N 419 от 06.08.2024), в отсутствие представителей ООО "Брокер Групп", о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных Московским УФАС России посредством размещения информации в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО "Брокер Групп" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Центр паллиативной помощи ДЗМ" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по очистке кровли от снега и сосулек в зимний период для нужд ГБУЗ "Центр паллиативной помощи ДЗМ" в 2024-2025 гг. (Закупка N 0873200001724000595) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным 2024-36625 2 законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571).
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 2024-36625 3 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. В п.1 постановления N2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приложение). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением к постановлению N2571.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона от 25.07.2024 N0873200001724000595 объектом закупки является оказание услуг по очистке кровли от снега и сосулек в зимний период для нужд ГБУЗ "Центр паллиативной помощи ДЗМ" в 2024- 2025 гг., при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 600 356,01 рублей.
Согласно п. 14 постановления N 2571 при проведении конкурентных процедур по оказанию услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену выполненных работ, оказанных услуг.
В соответствии с пп. "а" п.3 постановления N 2571 положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиция приложения к постановлению N 2571 применяется с учетом положений п.3 постановления N 2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, 2024-36625 4 работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок"; позиция 14 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Таким образом, объект закупки включен в Приложение к постановлению N 2571 и превышает определенную начальную (максимальную) цену контракта, ввиду чего Заказчику надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с положениями п.14 Приложения к постановлению N 2571.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что извещение об осуществлении закупки не содержит указание на установление Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе и п.14 приложения к Постановлению N2571.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не согласился с вышеуказанным доводом жалобы, при этом добавил, что определения "текущего обслуживания" содержатся в п. 3.11 ч. 3 Свода правил СП 255.1325800.2016 "Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения". "Текущее обслуживание": поддержание надлежащего технического состояния зданий (сооружений) в части параметров устойчивости, надежности, а также исправности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно- технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Представитель Заказчика указывает на то, что услуги по очистке кровли от снега и наледи не могут быть отнесены к услугам по "текущему обслуживанию", ввиду того, что в силу ч. 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федераци (далее - ГрК РФ) следует, что текущий ремонт зданий, сооружений проводится целях обеспечения их надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно- технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Исходя из определения, содержащегося в п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), сооружение имеет следующие признаки:
- создано в результате строительства (объекты капитального строительства могут создаваться только в процессе строительства) (п. 10, 13 ст. 1 ГрК РФ);
- является объемной, линейной (например, железная дорога) или 2024-36625 5 плоскостной (например, парковочная площадка) строительной системой;
- может иметь как надземную, так и подземную и/или наземную часть;
- имеет несущие, а в отдельных случаях ограждающие строительные конструкции;
- используется для различных производственных процессов; хранения продукции; временного пребывания людей; перемещения людей и грузов.
Согласно п. 20, 21 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ:
- сеть инженерно-технического обеспечения совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно- технического обеспечения зданий и сооружений;
- система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности. С учетом вышеизложенного, Заказчик считает, что не установление дополнительных требований к участникам закупки установлены согласно п. 14 приложения к постановлению N 2571 является правомерным. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что дополнительные требования к участникам необходимо устанавливать при любых конкурентных процедурах, если объект закупки включен в Приложение к Постановлению N2571 и в ряде случаев превышает определенную начальную (максимальную) цену контракта, на заключение которого осуществляется закупка. Комиссия Управления отмечает, что СП 255.1325800.2016 устанавливает общие эксплуатационные требования к зданиям и сооружениям в условиях нормальной эксплуатации, при этом, п.9.2 СП 255.1325800.2016 определено, что в состав работ по текущему обслуживанию входят:
- исправление незначительных неисправностей, выявленных в ходе осмотров;
- проведение регламентных работ по регулировке и наладке систем инженерно-технического обеспечения, в том числе при подготовке к сезонной эксплуатации;
- проведение работ по подготовке здания (сооружения) к сезонной эксплуатации;
- санитарное содержание помещений здания (сооружения) и прилегающей территории;
- уборка снега;
- обеспечение работоспособности систем (станций) мониторинга технического состояния и динамического поведения конструкций и прилегающих грунтов (если такие системы установлены).
Таким образом, в состав услуг (работ) по текущему обслуживанию здания уборка снега выделена в отдельную категорию. Кроме того п.11.3 СП 255.1325800.2016 определено, что для предохранения строительных конструкций и оснований зданий (сооружений) от воздействия 2024-36625 6 атмосферных осадков и грунтовых вод следует в том числе обеспечивать своевременную очистку и удаления наледей и сосулек с карнизов и уборку, при необходимости, снега с кровли, организовывать уборку снега от стен здания (сооружения) на расстоянии не менее 2 м при наступлении оттепелей. Как отмечено Комиссией Управления, объектом закупки является оказание услуг по очистке кровли от снега и сосулек в зимний период, которые относятся к работам по текущему обслуживанию здания в соответствии с положениями п.9.2 СП 255.1325800.2016, п.11.3 СП 255.1325800.2016, а также, согласно п.9.1 указанного свода правил, текущее обслуживание здания включает в себя подготовку здания (сооружения), его элементов и систем к сезонной эксплуатации, что является одной из задач технического обслуживания здания, следовательно, Заказчику надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 14 Приложения к постановлению N2571, применяемым при проведении закупки, объектом которой являются работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Таким образом, Комиссией Управления приходит к выводу, что объект закупочной процедуры относится к п.14 Приложения к Постановлению N2571, при этом начальная (максимальная) цена контракта, на заключение которого проводится закупка, превышает 1 млн. руб., ввиду чего Заказчику надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п.14 Приложения.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.4 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-36625 7
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Брокер Групп" на действия ГБУЗ "Центр паллиативной помощи ДЗМ" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. ПК РФ.
Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: М.В. Сорбучева А.И. Рахматуллаев Исп.Рахматуллаев А.И. тел.+7 495 784 75 05 2024-36625
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 августа 2024 г. N 077/06/106-10611/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024