Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В.Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГБУЗ "МНПЦ Наркологии ДЗМ": В.В. Клепикова (по доверенности от 18.04.2024 Nб/н), ООО "ТПК ПРОФИТ": Л.В. Мурашовой (по доверенности от 06.08.2024 Nб/н), рассмотрев жалобу ООО "ТПК ПРОФИТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "МНПЦ Наркологии ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку систем инфузионных для переливания растворов для ГБУЗ "МНПЦ Наркологии ДЗМ" (Закупка N 0373200015524000412) (далее - аукцион, электронный аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-37143 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - комиссия Заказчика) при проведении электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушены нормы Закона о контрактной системе в результате неприменения ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102) при рассмотрении заявок участников аукциона, поскольку согласно информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участники с идентификационными номерами 915281, 913071, 913815 соответствуют преимуществам в соответствии с приказом Минфина от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Заявитель приходит к выводу, что данный факт позволяет полагать, что в составе заявок участников закупки, присутствуют предложение о поставке иностранных товаров, что противоречит условиям Постановления N102.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.07.2024 NИЭА1 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупочной процедуры.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить 2024-37143 3 соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что согласно описанию объектов закупки Заказчиком закупаются товары "Набор базовый для внутривенных вливаний" позиции КТРУ 32.50.50.000-00234 и кода ОКПД2 32.50.13.110.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Комиссией Управления установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N102. Одновременно с этим Комиссией Управления также установлено, что закупаемые наборы позиции КТРУ 32.50.50.000-00234 и кода ОКПД2 32.50.13.110 входят в перечень N 2 Постановления N 102.
Согласно пп. "б" п. 2 постановления N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных 2024-37143 4 государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
б) для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2: содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок; содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий; содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования". При этом в соответствии с п. 3 постановления N 102, подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами. Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с пп. "в" п. 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
В силу ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп."а" - "в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может 2024-37143 5 содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Согласно п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 и ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в составе пп.8 п.14 Информационной карты извещения установлено требование о предоставлении в составе заявки документов и сведений, подтверждающих страну происхождения медицинских изделий в разрезе применения ограничений, установленных Постановлением N102. Комиссией Управления установлено, что на участие в закупке подано 5 заявок, признанные соответствующими условиям извещения об осуществлении электронного аукциона, представлены следующие документы и сведения, подтверждающие страну происхождения предлагаемых наборов:
- в заявке Заявителя с идентификационным номером 915281 предложен товар "Система инфузионная ПР-01 однократного применения по ТУ ВУ 600012098.010- 2007" производства унитарным предприятием "ФреБор", страной происхождения которого является Республика Беларусь, а также приложены следующие документы и сведения в целях реализации Постановления N102: регистрационное удостоверение NФСЗ 2008/02241 от 30.01.2017, акт экспертизы происхождения товаров N7/2474 и сертификат СТ-1 NBYRU4107026905, согласно которым доля иностранного сырья составляет 19,8%; сертификат соответствия ГОСТ ISO 13485-2017.
- в заявке с идентификационным номером 913071 предложен товар "Устройства полимерные для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов однократного применения стерильные ПР 23-05 "МПК "Елец" с иглами инъекционными по ТУ 32.50.13-017-74017482-2018" производства ООО "МПК "Елец", страной происхождения которого является Российская Федерация, а также приложены следующие документы и сведения в целях реализации Постановления N102: регистрационное удостоверение NРЗН 2018/7361 от 10.11.2022, акт экспертизы происхождения товаров N037-02-02655 и сертификат СТ-1 N4037001243, согласно которым доля иностранного сырья составляет 4,91%; сертификат соответствия ГОСТ ISO 13485-2017;
- в заявке с идентификационным номером 913815 предложен товар "Устройства полимерные для вливания кровезаменителей и инфузионных 2024-37143 6 растворов однократного применения стерильные с иглами инъекционными по ТУ 32.50.50-002-25587590-2020" производства ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД", страной происхождения которого является Российская Федерация, а также приложены следующие документы и сведения в целях реализации Постановления N102: регистрационное удостоверение NРЗН 2023/19585 от 03.04.2024, акт экспертизы происхождения товаров N037-02-01040 и сертификат СТ-1 N4037001242, согласно которым доля иностранного сырья составляет менее 20%; сертификат соответствия ГОСТ ISO 13485-2017;
- в заявке с идентификационным номером 914988 предложен товар товарного знака Protos, страной происхождения которого является Китайская Народная Республика, а также указано регистрационное удостоверение NФСЗ 2008/03149 от 19.11.2008.
- в заявке с идентификационным номером 910250 предложен товар товарного знака SFM, страной происхождения которого является Федеративная Республика Германия, а также указано регистрационное удостоверение NФСЗ 2009/05589 от 10.06.2021.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в составе заявок с идентификационными номерами 914988 и 910250 не приложены соответствующие документы и сведения для реализации положений Постановления N102, ввиду чего такие заявки приравниваются к заявкам с иностранным товаром, и, как следствие, подлежат отклонению по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не отрицал того факта, что при рассмотрении заявок комиссией Заказчика не применены ограничения, предусмотренные Постановлением N102. При таких обстоятельствах Комиссия Управления приходит к выводу, что комиссией Заказчика неправомерно не применены положения Постановления N102.
В силу пп. "а" п.1 ч.5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пп. 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению 2024-37143 7 в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действия комиссии Заказчика являются неправомерными, что свидетельствует о нарушении комиссией Заказчика пп."а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2024-37143 8 Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ТПК ПРОФИТ" на действия комиссии ГБУЗ "МНПЦ Наркологии ДЗМ" обоснованной.
2.Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение пп."а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе 3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: А.И. Рахматуллаев М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-37143
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 августа 2024 г. N 077/06/106-10479/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024