Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Члены Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: РТУ МИРЭА: Ю.Ф. Гербер (по дов. N 18/24 от 09.01.2024), ООО "РОСТСТРОЙ": А.Ю. Абдуллаева (по дов. N 02 от 05.08.2024), рассмотрев жалобу ООО "РОСТСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия РТУ МИРЭА (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту жилых блоков и инженерных систем по стоякам N 1, 2, 16, 28 в здании общежития РТУ МИРЭА по адресу:
г. Москва, пр-кт Вернадского, д. 86, строен. 1 (Закупка N 0373100029524000224) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-36882 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.07.2024 NИЭОК1 заявка Заявителя (идентификационный номер заявки 918695) отклонена на следующем основании: "В соответствии с п.8 ч.12 ст.48 Федерального закона N44-ФЗ, на основании выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке, а именно:
- сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица (лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), указанные в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах (https://reestr.nostroy.ru/member/5815413) не соответствуют сведениям, указанным в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащейся в заявке данного участника".
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пп."н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержат документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. 2024-36882 3 Комиссия Управления отмечает, что в Информационной карте к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки, в частности: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. УСТАНОВЛЕНО: Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом:
- член саморегулируемой организации должен обладать правом выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- член саморегулируемой организации должен обладать правом выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров. Уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду возмещения вреда должен соответствовать части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств должен соответствовать части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Требование о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не распространяется на участников закупки, перечисленных в частях 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности участника закупки в соответствующем компенсационном фонде не может быть меньше, чем его предложение о цене контракта".
В силу ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается 2024-36882 4 специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч.2.1 ст.52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Согласно ч.1 ст.55.17 ГрК РФ в единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах включается информация о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведения об их обязательствах соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров. Комиссия Управления отмечает, что письмом Минфина России и Минстроя России от 3 октября 2022 г. NN 24-01-07/95279, Б0737-СИ/02 установлено, что с учетом положений части 2 статьи 71 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации. Учитывая изложенное, при осуществлении закупки, в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется. При этом в случае отсутствия сведений об участнике закупки в вышеуказанном едином реестре, заявка такого участника закупки отклоняется в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48, подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49, подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на 2024-36882 5 жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при рассмотрении заявки Заявителя выявлена следующая информация: в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах в графе "ФИО, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица и (или) руководителя коллегиального исполнительного органа юридического лица" указан генеральный директор - Захаров Евгений Андреевич. Вместе с тем в сведениях выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - выписка из ЕГРЮЛ) указано иное лицо: генеральный директор - Магомедов Расул Гаджиевич.
Таким образом, заявка Заявителя содержала противоречивые сведения, ввиду чего комиссия Заказчика пришла к выводу о несоответствии такой заявки требованиям, предъявляемым к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Постановление РФ от 25 мая 2022 г. N 945 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций..." регулирует состав сведений и правила формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций, при этом данное Постановление не регулирует сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица.
Также представитель Заявителя добавил, что ООО "РОСТСТРОЙ" (ИНН 7842511320) при подаче заявки и на момент рассмотрения жалобы состоит в Ассоциации "Центр объединения строителей "СФЕРА-А", что подтверждается выпиской из реестра членов, прилагаемой к заявке.
Также информация о наличии организации ООО "РОСТСТРОЙ" в реестре членов СРО подтверждается официальным реестром "НОСТРОЙ" в сети "Интернет" (https://reestr.nostroy.ru/member/5815413 ), что также подтверждает соответствие заявки ч.12 ст.55.16 и ч.13 ст.55.16 ГрК РФ. В свою очередь Комиссия Управления отмечает, что в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.07.2024 NИЭОК1 отсутствует информация относительно того, что данная заявка содержит в себе противоречивые сведения, которые могли бы свидетельствовать о наличии недостоверной информации, поскольку указания лишь на то, что сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица, указанные в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах не соответствуют 2024-36882 6 сведениям, указанным в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащейся в заявке данного участника не могут однозначным образом свидетельствовать о том, что такая заявка не соответствует требованиям ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Комиссия Управления также отмечает, что информация относительно сведений, расположенных в графе "ФИО, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица и (или) руководителя коллегиального исполнительного органа юридического лица" в реестре "НОСТРОЙ", может быть опровергнута пояснениями Заявителя на заседании Комиссии Управления, что и сделано в рассматриваемом случае. Кроме того, на момент рассмотрения жалобы согласно реестру "НОСТРОЙ" в графе "ФИО, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица и (или) руководителя коллегиального исполнительного органа юридического лица" компании ООО "РОСТСТРОЙ" указан: Магомедов Расул Гаджиевич, что соответствует сведениям выписке ЕГРЮЛ.
Вместе с тем Комиссия Управления также считает необходимым отметить, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7). Кроме того, предоставленное заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений на любом этапе проведения запроса котировок (ч. 6.1 ст.66 Закона о контрактной системе закупок) свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения (отказ в допуске либо отказ от заключения договора), причем располагать именно доказательствами такой недостоверности, но не руководствоваться предположениями.
Таким образом, как следует из материалов дела, поданная Заявителем заявка в части оспариваемых сведений требованиям документации о закупке соответствовала. Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в них сведений в контексте ч. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (в силу которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются) у Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал. Доказательств обратного представителем Заказчика не представлено. При этом в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П) и принципа стабильности публичных правоотношений, но также и принципов добросовестной реализации 2024-36882 7 прав и законных интересов (ч. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ) для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к ней заказчику необходимо располагать письменным документальным подтверждением наличия в составе заявки такого участника недостоверной информации. В то же время, как следует из материалов дела в настоящем случае, Заказчиком не представлено иных сведений и документов, свидетельствующих о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения об осуществлении закупки, а потому и правовых оснований к отклонению заявки участника у комиссии Заказчика не имелось, вопреки утверждению представителя Заказчика об обратном.
В силу ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным 2024-36882 8 пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что решение комиссии Заказчика о признании заявки ООО "РОСТСТРОЙ" несоответствующей по основанию, отраженному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является неправомерным и принято в нарушение ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-36882 9
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "РОСТСТРОЙ" на действия комиссии РТУ МИРЭА обоснованной.
2.Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова Члены Комиссии: Е.Д. Мартьянова Э.З. Гугава Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-36882
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 августа 2024 г. N 077/06/106-10434/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024