Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Cпециалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц- связи), при участии представителя: ФГКУ Росгранстрой: Мороза К.В. (по доверенности N 158 от 06.08.2024); в отсутствие представителей ООО "ТД "Политон-Тех", о времени и порядке переноса заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом Московским УФАС России, рассмотрев жалобу ООО "ТД "Политон-Тех" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ Росгранстрой (далее -Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов к печатной технике для нужд ФГКУ Росгранстрой (в рамках ИКТ) (Закупка N0373100063324000044) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-37460 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного аукциона. Рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московским УФАС России посредством Единой информационной системы, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в составе извещения данной закупочной процедуры неправомерных требований к гарантийным обязательствам и сроку годности закупаемого товара, а также невозможности поставки эквивалентного товара.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, 2024-37460 3 работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что согласно описанию объекта закупки Заказчиком закупаются расходные материалы к печатной технике для нужд ФГКУ Росгранстрой (в рамках ИКТ) с установленными характеристиками, в том числе: Тонер-картридж THM247: Поставка совместимых расходных материалов Центральный аппарат ФГКУ Росгранстрой: Оригинал; Оборудование для которого предназначен расходный материал: KATUSHA M247 ; Поставка совместимых расходных материалов филиалы ФГКУ Росгранстрой: Оригинал; Картридж желтый D320T24KY: Поставка совместимых расходных материалов филиалы ФГКУ Росгранстрой: Оригинал; Оборудование для которого предназначен расходный материал: Sindoh D332.
При этом Комиссия Управления отмечает, что в п. 5.3 Приложения N 3 к извещению N 42.24-ЭА об осуществлении закупки содержится следующее положение: Поставка эквивалентного товара (совместимые расходные материалы) допускается для всего оборудования кроме Катюша М247, Sindon D332 и оборудования, установленного в центральном аппарате ФГКУ Росгранстрой, поскольку указанное оборудование находится на гарантийном сроке обслуживания и в соответствии с рекомендациями производителей оборудования.
В силу ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системы требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, 2024-37460 4 осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В силу ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В составе доводов жалобы Заявитель указывает, что требование об оригинальности к закупаемому товару ограничивает круг участников закупки.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. В обосновании свей позиции представитель Заявителя пояснил, что виду ухода с рынка Российской Федерации производителей, в том числе, Konica Minolta, HP, Brother, Sharp и других поставка оригинальных печатных картриджей, копировально-множительной и/или печатной техники и/или их комплектующих невозможна. Заказчик при описании объекта закупки указал модели товаров с требованием их оригинальности, соответственно, исходя из требований извещения, невозможно предложить товар эквивалентный указанному в описании объекта закупки.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что поставка неоригинальных или совместимых, или повторно заправленных сменных картриджей не допускается для оборудования, установленного в центральном аппарате Заказчика. Использование неоригинальных картриджей негативно отражается на качестве работы оборудования и приводит к его поломке. Применение неоригинальных расходных материалов может вызвать ухудшение качества печати, ускоренный износ оборудования, прекращение гарантийных обязательств. 2024-37460 5 Также представителем Заказчика представлено письмо (исх. N520 от 17.01.2024) от российского производителя ООО "Катюша Принт", которое является единственным производителем, поставщиком и сервисным центром копировально- множительной техники и многофункциональных устройств торговой марки "Катюша" и поставщиком и сервисным центром копировально-множительной техники и многофункциональных устройств торговой марки "Sindoh", указано: "Доводим до сведения, что оригинальные расходные материалы производятся исключительно "Катюша Принт". "Катюша Принт" не выдает никаких лицензий на производство расходных материалов и иных документов, подтверждающих соответствие неоригинальных (эквивалентных) расходных материалов оригинальным производства компании "Катюша Принт". Компания "Катюша Принт" не производит и не поставляет тонеры в технологической упаковке для пересыпки в картриджи или тубы и не уполномочивает третьих лиц на распространение тонеров сторонних производителей, на проведение испытаний и сертификацию оборудования. Обращаем ваше внимание, что оригинальные расходные материалы производства "Катюша" не подлежат заправке, ремонту, восстановлению и другим манипуляциям, направленным на их использование после выработки ресурса. Качество печати, ресурс и надежность оборудования торговой марки "Катюша" гарантируются только при использовании оригинальных расходных материалов. Применение изделий, заявленных их производителями как "аналоги" и/или "эквиваленты", и/или "совместимые" может привести к негативным последствиям". При этом представителем Заказчика представлен договор N РГС07-149-14/23 от 07.12.2023 на поставку оборудования: МФУ тип 1 Катюша; МФУ тип 2 Konica Minolta и МФУ тип 2 Konica Minolta.
При этом в разделе 5 вышеуказанного договора прописаны требования к гарантийным обязательствам:
5.1. Весь товар должен иметь гарантийный срок 12 (двенадцать) месяцев с даты подписания Сторонами унифицированной формы ТОРГ-12/УПД, Документа о приемке товара в ЕИС, но не менее чем гарантийные сроки, установленные производителем товара.
Также представителем Заказчика представлен договор N РГС07-74-14/23 от 18.07.2023 на поставку оборудования: МФУ Катюша; МФУ Sindoh.
При этом в разделе 6 вышеуказанного договора прописан гарантийный срок и качество товара, в том числе п. 6.2. Весь товар должен иметь гарантийный срок 18 (Восемнадцать) месяцев с даты подписания Сторонами Документа о приемке товара в ЕИС по результатам исполнения Поставщиком обязательств по Контракту, но не менее чем гарантийные сроки, установленные производителем товара. Комиссия Управления отмечает, что согласно ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, 2024-37460 6 предусмотренным статьей 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока). При этом ст. 721 ГК РФ исполнитель должен оказать услуги, качество которых соответствует требованиям предъявляемым к услугам данного вида.
Таким образом, Заказчик требовать обеспечение гарантийных обязательств может только тогда, когда в описании объекта закупки указаны гарантийные обязательства. Комиссия Управления отмечает, что в данном случае речь идёт не о фактической совместимости или несовместимости оборудования Заказчика и расходных материалов сторонних производителей, а о потребности Заказчика в оригинальных расходных материалов, для сохранении гарантии на имеющееся у него оборудование.
Таким образом, в случае неисправности оборудования Заказчика, по причине использования расходных материалов иных производителей, Заказчик будет лишён права бесплатного обслуживания и ремонта оборудования. Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой Заказчика. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать описание объекта закупки требования, которые являются для него объективно значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, с учетом доказательств, представленных представителем Заказчика о прямой необходимости в оригинальности товаров, необходимых при поставке товаров, установленное в описании объекта закупки оспариваемое требование правомерно.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что довод жалобы не нашёл своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-37460 7
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "ТД "Политон-Тех" на действия ФГКУ Росгранстрой необоснованной.
2.Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий Члены комиссии: М.О. Мацнева О.А. Челнова Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-37460
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 августа 2024 г. N 077/06/106-10824/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024