Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ФКУ "Росдормониторинг": Козлова В.И. (дов. N РДМ-52 от 06.08.2024) (до объявления перерыва в рассмотрении жалобы), Головоча С.С. (дов.NРДМ-54 от 06.08.2024) (после объявления перерыва в рассмотрении жалобы), Усмановой Е.В. (дов.NРДМ-53 от 06.08.2024), ООО "Софтлайн проекты": А.В. Шалимова (дов.Nб/н от 02.08.2024), ПАО "Вымпел-коммуникации": В.В. Попенко (дов.Nб/н от 05.09.2023), рассмотрев жалобу ПАО "Вымпел-коммуникации" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Росдормониторинг" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по развитию информационной системы "Автоматизированная система "Мониторинг интенсивности и состава транспортного потока в части транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) 2024-37413 2 тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения Российской Федерации" в части разработки интеллектуального модуля распознавания государственных регистрационных номеров и создание личного кабинета владельца АПВГК (Закупка N0373100005824000007) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236).
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. 2024-37413 3 Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона запрет, предусмотренный положениями Постановления N1236, Заказчиком не установлен, при этом Заказчиком также не размещено обоснование неприменения запрета. П.2(1) Постановления N1236 установлено, что для целей применения п.2 Постановления N1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно- технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или 2024-37413 4 расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. На заседании Комиссии Управления установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком указаны в том числе следующие положения:
- п.1.6 "Порядок испытаний и приемки Системы определен в разделе 6 настоящего ТЗ. Совместно с предъявлением СМТП производится сдача разработанного Исполнителем комплекта документации согласно разделу 7 настоящего ТЗ. Результаты услуг передаются Заказчику в порядке, определенном государственным контрактом. Передача исходных кодов, разработанных в ходе оказания услуг программ для электронных вычислительных машин (далее - программа для ЭВМ) и дистрибутивов должна сопровождаться передачей всех необходимых для сборки и запуска программы для ЭВМ библиотек зависимостей, инструкций и программных сценариев (скриптов) для проведения компиляции, создания дистрибутива и установки (развертывания) программы для ЭВМ. Для проведения компиляции, создания дистрибутива и установки (развертывания) программы для ЭВМ должны использоваться свободно распространяемые компиляторы, интерпретаторы и иное программное обеспечение, необходимое для указанных целей, дистрибутивы которых должны быть переданы вместе с исходными кодами разработанных в ходе оказания услуг программ для ЭВМ. В случае использования для проведения компиляции, создания дистрибутива и установки (развертывания) программы для ЭВМ компиляторов, интерпретаторов и иного программного обеспечения, права на использование, копирование и модификацию которых принадлежат третьим лицам, Исполнитель за свой счет передает Заказчику дистрибутивы и права на использование таких компиляторов, 2024-37413 5 интерпретаторов и иного программного обеспечения. Документация на Систему и ее части (техническая и эксплуатационная) должна содержать описание принятых проектных решений в объеме, достаточном для ее дальнейшего развития (модернизации) и эксплуатации. Техническая и рабочая (эксплуатационная) документация должна содержать описание разработанных результатов работ, прикладных программных интерфейсов, алгоритмов и протоколов информационного взаимодействия, технических требований, спецификаций и форматов обмена данными для взаимодействия с другими информационными системами, в объеме, достаточном для их установки, настройки, эксплуатации и развития в дальнейшем без привлечения Исполнителя. Передача Заказчику комплекта документов, материалов и сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере информационных технологий, защиты информации, правовой защиты интересов государства в области интеллектуальной собственности, включая документы, подтверждающие отказ авторов (разработчиков) от исключительных прав на передаваемые объекты интеллектуальной собственности в пользу Исполнителя (согласия авторов (разработчиков) на использование Исполнителем объекта интеллектуальной собственности ), с проектами заявок на государственную регистрацию в установленном порядке прав Заказчика на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, но не исключая: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также исключительные права на результаты работ (услуг), включая объекты авторских прав и потенциально патентоспособные технические решения, секреты производства (ноу-хау), созданные в рамках государственного контракта, осуществляется Исполнителем в составе отчетной документации, предусмотренной условиями государственного контракта. Отчетная документация и исходный код, разработанных в ходе оказания услуг, программ для Системы передается на машинных носителях (USB флэш- носителе), с указанием порядковых номеров электронных носителей. Текстовые документы, передаваемые на машинных носителях, должны быть представлены в форматах, совместимых с Open Document для офисных приложений";
- п.1.7 "Без увеличения цены государственного контракта передать Заказчику исключительное право на разработанные в ходе оказания услуг по государственному контракту результаты в полном объеме, включая исходные коды программ для ЭВМ, библиотеки зависимостей, базы данных, а также проектную, техническую, рабочую, сопроводительную и методическую документацию к Системе или ее частям. Без увеличения цены государственного контракта передать заказчику права на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Исполнителю и которые использовались при оказании услуг по государственному контракту, в объеме, необходимом для использования Заказчиком результатов работ (услуг) по государственному контракту по их 2024-37413 6 целевому назначению и в соответствии с условиями государственного контракта на весь срок действия использованных исключительных прав или на иной срок, установленный Заказчиком. Исполнитель передает Заказчику указанные права посредством заключения лицензионного договора (Условие не применяется в случае, если в ходе исполнения государственного контракта не используются ранее созданные Исполнителем результаты интеллектуальной деятельности). Согласовать с Заказчиком необходимость использования при оказании услуг охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, объем и порядок приобретения прав на их использование. Обеспечить передачу Заказчику полученных по государственному контракту результатов работ (услуг), не нарушающих исключительных прав других лиц и не являющихся предметом залога, ареста или иного обременения. В случае использования при оказании услуг по государственному контракту программ для электронных вычислительных машин (программных комплексов или компонентов), разработанных третьими лицами, условия, на которых передаются права на их использование (исполнение), должны обеспечить отсутствие ограничений, препятствующих использованию результатов работ (услуг) по их назначению. При этом права, полученные Заказчиком, должны позволять ему передавать, дорабатывать, развивать результаты работ (услуг), созданные в процессе исполнения государственного контракта, осуществлять переработку программ для электронных вычислительных машин (программных комплексов или компонентов), разработанных ранее третьими лицами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Обеспечить отсутствие нарушений исключительных, авторских и смежных прав третьих лиц при реализации технических, программных, организационных и иных решений, предусмотренных настоящим техническим заданием на выполнение услуг. Обеспечить выполнение требований к порядку создания (развития) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 13 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", устанавливаемых к таким информационным системам указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации";
- п.9 "Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, но не исключая: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также исключительные права на результат услуг, включая объекты авторских прав и потенциально патентоспособные технические решения, секреты производства (ноу-хау), созданные в рамках государственного контракта, принадлежат в лице Заказчика Российской Федерации. Право собственности на результаты услуг, отчетные документы и материалы, полученные в ходе оказания услуг по государственному контракту принадлежит 2024-37413 7 Российской Федерации и считаются переданными с момента подписания Сторонами документа о приемке".
Также установлено, что в описании объекта закупки предусмотрены работы по созданию программного обеспечения, например в п.4.1.1.1 описания объекта закупки предусмотрено создание модуля мониторинга представляющего собой совокупность программных компонентов, позволяющая производить сбор и первичную обработку событий, формируемых подсистемами и модулями Системы с целью выявления нарушений работы системы. Вместе с тем п.12.5 проекта контракта также установлено, что все исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, созданные в рамках исполнения настоящего Контракта, передаются Заказчику и являются неотъемлемой составной частью одного объекта интеллектуальной собственности - информационной системы "Автоматизированная система "Мониторинг интенсивности и состава транспортного потока в части транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения Российской Федерации", правообладателем которой является Заказчик, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации программы для ЭВМ N 2014614542 от 28.04.2014, выданным Федеральной службой по интеллектуальной собственности.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя озвучил доводы жалобы, а также пояснил, что в описании объекта закупки содержатся указание на работы по разработке/модификации/модернизации/созданию программного обеспечения, в составе существующей системы, при этом в проекте контракта, описании объекта закупки содержится указание на необходимость передачи всех прав на разрабатываемое программное обеспечение Заказчику, что указывает на то, что данные работы подпадают под определение отражённое в пп. "в" п.2(1) Постановления N1236, в связи с чем в рамках данной процедуры должен соблюдаться запрет, предусмотренный положениями Постановления N1236.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках контракта, заключаемого по результатам обжалуемой процедуры, подлежат выполнению работы по модернизации и развитию уже существующей системы исключительные права которой находятся в собственности Заказчика.
Также представитель Заказчика отметил, что передача права использования программного обеспечения осуществляется посредством заключения лицензионного договора, однако, из совокупности положений описания объекта закупки, в том числе с учетом указания оговорки "Условие не применяется в 2024-37413 8 случае, если в ходе исполнения государственного контракта не используются ранее созданные Исполнителем результаты интеллектуальной деятельности", следует, что по результатам выполненных работ Заказчику передаются все исключительные права на вновь созданное программное обеспечение, в связи с чем исполнителем контракта фактически осуществляется отчуждение исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности в пользу Заказчика, а не передача прав использования результатов интеллектуальной деятельности.
Таким образом, по мнению представителя Заказчика, поставка программного обеспечения, а также предоставление права на использование такого программного обеспечения в рамках контракта, заключаемого по результатам обжалуемой конкурентной процедуры, не осуществляется, ввиду чего условия установления запрета, предусмотренного положениями Постановления N1236 не соблюдаются. Вместе с этим Комиссия Управления считает необходимым отметить следующее.
Согласно п.1 ст.1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст.1233 ГК РФ), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. П.1 ст.1234 ГК РФ определено, что по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).
В силу абз.1 п.1 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Комиссия Управления отмечает, что из положений описания объекта закупки следует, что в рамках контракта, заключаемого по результатам обжалуемой закупки, Заказчиком закупаются работы, в том числе, по созданию программного обеспечения, при этом по результатам работ все исключительные права на такое программное обеспечение передаются Заказчику. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что в случае отчуждения исключительного права одна сторона (правообладатель) предает другой стороне (приобретателю) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, при этом осуществляется передача, в том числе права на использование результат интеллектуальной деятельности.
Таким образом, в случае передачи Заказчику всех прав на созданное программного обеспечение, в том числе осуществляется передача Заказчику также 2024-37413 9 и прав использования на созданное программного обеспечение, что подпадает под положения пп."в" п.2(1) Постановления N1236.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что в рамках данной конкурентной процедуры соблюдаются условия установления запрета, предусмотренного положениями Постановления N1236, однако Заказчиком такой запрет в извещении об осуществлении закупки не установлен.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.3 ст.14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает что в порядке оценки Заказчиком некорректным образом определена значимость критериев оценки, так как установление указанной Заказчиком в порядке оценки значимости критериев предусмотрено исключительно в случае, если осуществляется определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования, обслуживанию государственных, муниципальных информационных систем, официальных сайтов государственных, муниципальных органов, учреждений, однако, по мнению Заявителя, информационная система "Автоматизированная система "Мониторинг интенсивности и состава транспортного потока в части транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения Российской Федерации" не относится к государственным информационным системам, в связи с чем установление указанной в порядке оценки значимости критериев является неправомерным. Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок 2024-37413 10 участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе. Абз.1 п.1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно абз.3 п.2 Положения "значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в процентах в совокупности всех критериев оценки, установленных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу пп."в" п.5 Положения значимость критерия оценки определяется с учетом Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N2 к Положению. П.12 приложения N2 к Положению в том числе определены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования, обслуживанию государственных, муниципальных информационных систем, официальных сайтов государственных, муниципальных органов, учреждений Предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
- Минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги": 30;
- Максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
70. Комиссией Управления определено, что значимость критериев оценки, определена Заказчиком в порядке оценки следующим образом: 2024-37413 11 - Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги: 30%;
- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: 70%. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что спорные положения порядка оценки установлены Заказчиком в нарушение норм Положения, в частности, значимость критериев установлена Заказчиком некорректно, так как подлежащая модернизации информационная система, по мнению представителя Заявителя, не является государственной информационной системой в соответствии с положениями федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N149-ФЗ (далее - Закон об информации), а также не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что информационная система "Автоматизированная система "Мониторинг интенсивности и состава транспортного потока в части транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения Российской Федерации", модернизация которой подлежит осуществлению в рамках контракта, заключаемого по результатам конкурентной процедуры, является составной частью федеральной государственной информационной системы "Автоматизированная система весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах", а также отметил, что создание федеральной государственной информационной системы "Автоматизированная система весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" осуществляется в соответствии с полномочиями, переданными Заказчику Федеральным дорожным агентством в рамках уставной деятельности Заказчика.
Также представитель Заказчика отметил, что модернизируемая система обладает аттестатом N107-ис от 19.08.2019 ФСТЭК России N 17 от 11.02.2013 г., и соответствует требованиям, установленным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты информации, предъявляемым к государственным информационным системам второго класса защищенности (К2) и для обеспечения 4 (четвертого) уровня защищенности обрабатываемых персональных данных, а также соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", что подтверждается 2024-37413 12 письмом от 05.07.2024 г. N АЗ-П8-279238 Минцифры России, а также указывает на то, что данная система является государственной информационной системой. Вместе с этим Комиссия Управления считает необходимым отметить следующее.
Согласно ч.1 ст.13 Закона об информации информационные системы включают в себя:
1) государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;
2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;
3) иные информационные системы.
В силу ч.1 ст.14 Закона об информации государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Исходя из вышеизложенного, а также с учетом пояснений сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что модернизируемая Заказчиком информация система обладает признаками государственной информационной системы, так как такая система создана в целях реализации полномочий государственного органа. В связи с вышеизложенным Комиссия Управления приходит к выводу, что значимость критериев оценки определена Заказчиком с учетом норм Положения. Доказательство обратного Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 3.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что проект контракта составлен Заказчиком в нарушение положений законодательства, так как не соответствует типовой форме контракта используемого для государственных информационных систем. В частности Заявитель указывает, что проект контракта, размещенный Заказчиком в составе извещения, не содержат положения, предусмотренные п.2.4, 2.5 типовой формы контракта.
Согласно ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок. Комиссия Управления отмечает что, согласно ч.12 ст.8 федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяются в части, не противоречащей Закону о контрактной системе, до утверждения Правительством Российской Федерации в 2024-37413 13 соответствии с ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе типовых условий контрактов. П.1 Приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 17 декабря 2020 г. N 715 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем" утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) информационных систем и (или) иных информационных систем (далее - типовые условия контрактов). Типовыми условиями контрактов в том числе предусмотрены следующие положения контракта:
- "2.4.
Подрядчик (исполнитель) в процессе сдачи-приемки работ по Контракту должен провести демонстрацию процесса компиляции, создания дистрибутива и установки (развертывания) разработанных программ для ЭВМ с использованием средств, указанных в пункте 2.1, а также в соответствии с инструкциями, приведенными в рабочей документации на Систему";
- "2.5.
Документация на Систему и ее части (техническая и рабочая) должна содержать исчерпывающее описание принятых проектных решений в объеме, достаточном для ее дальнейшего развития и эксплуатации".
Согласно п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта. Комиссией Управления установлено, что в проекте контракта, размещенном Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, положения п.2.4, 2.5 Типовых условий контрактов не предусмотрены. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что отсутствие вышеуказанных положений Типовых условий контрактов в проекте контракта обусловлено отсутствием у Заказчика технической возможности по включению таких положений в проект контракта на этапе формирования извещения, при этом представитель Заказчика отметил, что соответствующие положения включены Заказчиком в описание объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что проект контракта сформирован Заказчиком в нарушение Типовых условий контрактов.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в описании объекта закупки указано на необходимость совместимости модернизируемой информационной системы с камерами фотофиксации, имеющимся у Заказчика программным обеспечением, а также ФГИС "КТГ-Услуга", однако в описании 2024-37413 14 объекта закупки отсутствует указание на параметры совместимости программного обеспечения. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика, не согласившись с доводами жалобы пояснил, что описание объекта закупки является достаточным, полным и исчерпывающим для определения потребности Заказчика и как следствие для подачи заявки, при этом, п.4.1.7 описания объекта закупки определено, что взаимодействие с внешними системами должно быть осуществлено с максимальным использованием стандартных процедур и протоколов, а также отметил, что необходимая информация об оборудовании и системах размещена в открытом доступе, а информация о ФГИС "КТГ-Услуга" представляется исполнителю контракта на этапе исполнения контракта, так как информация о данной системе не подлежит размещению в открытом доступе ввиду её категорийности, что однако не влияет на возможность подачи заявки, поскольку информации отраженной в описании объекта закупки достаточно для определения полного перечня и порядка выполняемых работ.
Также представитель Заказчика отметил, что при подготовке закупки к публикации Заказчиком, на основании информации размещенной им в составе извещения, получены три коммерческих предложения, что также свидетельствует о полноте описания объекта закупки и о наличии возможности у потенциальных участников оценить объём работ, порядок их выполнения. Комиссия Управления установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком указаны объекты, с которыми необходимо обеспечить совместимость модернизируемой системы.
Также Комиссия Управления отмечает, что в отсутствие требований к параметрам совместимости с иным оборудованием исполнитель контракта вправе самостоятельно определять такие параметры, при условии достижения необходимой совместимости, предусмотренной описанием объекта закупки.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства о контрактной системе при формировании оспариваемого описания объекта закупки, в частности не представлено доказательств того обстоятельства, что информации размещенной Заказчиком в составе извещения не достаточно для формирования и подачи заявки, что описание объекта закупки является неправомерным, вводит участников закупки в заблуждение, препятствует корректному формированию заявки или каким-либо иным образом влечет ограничение количества участников закупки, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. 2024-37413 15 Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Вымпел-коммуникации" на действия ФКУ "Росдормониторинг" обоснованной в части не установления запрета, предусмотренного положениями Постановления N1236, а также в части формирования проекта контракта в нарушение Типовых условий контрактов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.11 ст.34, ч.3 ст.14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Матюшенко М.В. Сорбучева Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-37413
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 августа 2024 г. N 077/06/106-10823/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024