Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ФКУ "Росдормониторинг": Козлова В.И. (дов. N РДМ-52 от 06.08.2024) (до объявления перерыва в рассмотрении жалобы), Головоча С.С. (дов.NРДМ-54 от 06.08.2024) (после объявления перерыва в рассмотрении жалобы), Усмановой Е.В. (дов.NРДМ-53 от 06.08.2024), ООО "Софтлайн проекты": А.В. Шалимова (дов.Nб/н от 02.08.2024), ПАО "Вымпел-коммуникации": В.В. Попенко (дов.Nб/н от 05.09.2023), рассмотрев жалобу ООО "Софтлайн проекты" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Росдормониторинг" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по развитию информационной системы "Автоматизированная система "Мониторинг интенсивности и состава транспортного потока в части 2024-37302 2 транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения Российской Федерации" в части разработки интеллектуального модуля распознавания государственных регистрационных номеров и создание личного кабинета владельца АПВГК (Закупка N0373100005824000007) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. В составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного порядка оценки заявок участников закупки.
Согласно доводам жалобы в порядке оценки Заказчиком некорректным образом определена значимость критериев оценки, так как установление указанной Заказчиком в порядке оценки значимости критериев предусмотрено исключительно в случае, если осуществляется определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования, обслуживанию государственных, муниципальных информационных систем, официальных сайтов государственных, муниципальных органов, учреждений, однако, по мнению Заявителя, информационная система "Автоматизированная система "Мониторинг интенсивности и состава транспортного потока в части транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения Российской Федерации" не относится к государственным информационным системам, в связи с чем установление указанной в порядке оценки значимости критериев является неправомерным.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в положениях порядка оценки Заказчиком неправомерно определен предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки контрактов" критерия "Квалификация участников закупки", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как, по мнению Заявителя, предметом договора (договоров), сопоставимым с предметом контракта, являются работы по разработке и/или внедрению и/или модернизации и/или развитию и/или технической поддержке/обслуживанию программного обеспечения государственных информационных системе "Интеллектуальные транспортные 2024-37302 3 системы". Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе. Абз.1 п.1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно абз.3 п.2 Положения "значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в процентах в совокупности всех критериев оценки, установленных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу пп."в" п.5 Положения значимость критерия оценки определяется с учетом Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N2 к Положению. П.12 приложения N2 к Положению в том числе определены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, 2024-37302 4 услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования, обслуживанию государственных, муниципальных информационных систем, официальных сайтов государственных, муниципальных органов, учреждений Предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
- Минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги": 30;
- Максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
70. В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно пп."а" п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п.24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно пп."в" п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п.24 Положения, документом, предусмотренным приложением N1 к Положению (далее - Порядок оценки):
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), 2024-37302 5 акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Комиссией Управления определено, что значимость критериев оценки, определена Заказчиком в порядке оценки следующим образом:
- Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги: 30%;
- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: 70%.
Также Комиссией Управления установлено, что Заказчиком определен в том числе следующий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки контрактов" критерия "Квалификация участников закупки": "Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): оказание услуг и/или выполнения работ по разработке и/или внедрению и/или модернизации и/или развитию и/или технической поддержке/обслуживанию программного обеспечения систем фиксации проездов транспортных средств, в том числе грузовых и определения их параметров, созданных в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и возмещения вреда (ущерба), причиняемого автомобильным дорогам. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта: исполненный договор (договоры) и копии всех (при их наличии) приложений, дополнительных соглашений к договору (договорам), акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем шестым настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 (Пять) лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме 2024-37302 6 электронных образов бумажных документов.".
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя озвучил доводы жалобы и пояснил, что спорные положения порядка оценки установлены Заказчиком в нарушение норм Положения, в частности, значимость критериев установлена Заказчиком некорректно, так как подлежащая модернизации информационная система, по мнению Заявителя, не является государственной информационной системой в соответствии с положениями федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N149-ФЗ (далее - Закон об информации).
Также представитель Заявителя отметил, что спорные положения детализирующего показателя "Общая цена исполненных участником закупки контрактов" установлены Заказчиком неправомерно, так как ограничивают участников закупки в представлении к оценке опыта выполненных участником закупки работ, сопоставимых с работами, необходимыми к выполнению в рамках контракта, заключаемого по результатам обжалуемой конкурентной процедуры.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что информационная система "Автоматизированная система "Мониторинг интенсивности и состава транспортного потока в части транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения Российской Федерации", модернизация которой подлежит осуществлению в рамках контракта, заключаемого по результатам конкурентной процедуры, является составной частью федеральной государственной информационной системы "Автоматизированная система весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах", а также отметил, что создание федеральной государственной информационной системы "Автоматизированная система весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" осуществляется в соответствии с полномочиями, переданными Заказчику Федеральным дорожным агентством в рамках уставной деятельности Заказчика.
Также представитель Заказчика отметил, что модернизируемая система обладает аттестатом N107-ис от 19.08.2019 ФСТЭК России N 17 от 11.02.2013 г., и соответствует требованиям, установленным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты информации, предъявляемым к государственным информационным системам второго класса защищенности (К2) и для обеспечения 4 (четвертого) уровня защищенности обрабатываемых персональных данных, а также соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 06.07.2015 N 676 "О 2024-37302 7 требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", что подтверждается письмом от 05.07.2024 г. N АЗ-П8-279238 Минцифры России, а также указывает на то, что данная система является государственной информационной системой. Помимо этого представитель Заказчика указал, что при формировании спорных положений детализирующего показателя "Общая цена исполненных участником закупки контрактов" Заказчик руководствовался нормами п.28 Положения, спецификой объекта закупки, выраженной в виде необходимости определения участника закупки обладающего опытом работ с программным обеспечением, связанным именно с системами фиксации проездов транспортных средств и определения их параметров. Вместе с этим Комиссия Управления считает необходимым отметить следующее.
Согласно ч.1 ст.13 Закона об информации информационные системы включают в себя:
1) государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;
2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;
3) иные информационные системы.
В силу ч.1 ст.14 Закона об информации государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Исходя из вышеизложенного, а также с учетом пояснений сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что модернизируемая Заказчиком информация система обладает признаками государственной информационной системы, так как такая система создана в целях реализации полномочий государственного органа. В связи с вышеизложенным Комиссия Управления приходит к выводу, что значимость критериев оценки определена Заказчиком с учетом норм Положения.
Также Комиссия Управления отмечает, что в силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства о контрактной системе при формировании оспариваемого порядка оценки, в частности не представлено доказательств того обстоятельства, что объект рассматриваемой закупки не обладает определённой спецификой, ввиду чего установленные требования к опыту являются неправомерными, вводит участников закупки в заблуждение, препятствует корректному формированию заявки, оставляет оценку заявок на субъективное усмотрение комиссии Заказчика или каким-либо иным образом влечет ограничение 2024-37302 8 количества участников закупки, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Положения, Закона о контрактной системе при формировании оспариваемого порядка оценки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Софтлайн проекты" на действия ФКУ "Росдормониторинг" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Матюшенко М.В. Сорбучева Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-37302
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 августа 2024 г. N 077/06/106-10789/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024