Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи) при участии представителя ГБУЗ "ГП N 64 ДЗМ": Хабарова И.Е. (дов.Nб/н от 01.08.2024), в отсутствие представителей ИП Стеняева Е.А., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ИП Стеняева Е.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 64 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку перчаток нитриловых в 2024 г. (Закупка N 0373200573424000071) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-37547 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
1. В составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного требования к параметрам характеристики "AQL".
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к закупаемым изделия, например по п.5 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Допустимый уровень качества AQL, герметичность: Равно 0,65". Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что п.5 ГОСТ Р 52238-2004 "Выборочный контроль и отбор образцов для испытаний" установлено следующее: "5.1 В целях контроля отбирают и проверяют перчатки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50779.71.
Уровни контроля и приемлемые уровни качества (AQL) перчаток приведены в таблице 1, если размер партии неизвестен, то следует принимать размер партии от 35001 до 150000 шт. перчаток", при этом п.5.2 ГОСТ Р 52238-2004 "Отбор образцов для проведения испытаний" определено, что образцы пленки материала должны быть вырублены из ладонной или тыльной стороны перчаток. 2024-37547 3 Кроме того, п.1.1 ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007 "Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества" определено, что настоящий стандарт устанавливает планы и процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку для штучной продукции на основе приемлемого уровня качества (AQL).
Таким образом комиссия Управления приходит к вводу, что значение "AQL" устанавливается методами испытания конкретной партии товара, при этом такое значение указывается в отношении конкретных показателей изделий входящих в такую партию. Вышеописанные обстоятельства свидетельствует о том, что установленное требование носит избыточный характер и препятствует корректному формированию и подаче заявки на участие в закупочной процедуре. Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Указанная позиция также подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании извещения, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В составе жалобы Заявитель указывает, что требования к характеристикам закупаемых изделий "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" установлены Заказчиком в нарушение положений государственного стандарта. В частности Заявитель указывает, что требования к значению характеристики "Одинарная толщина среднего пальца перчатки: >= 0.1 мм" установлены в нарушение положений ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (далее - ГОСТ Р 52239-2004).
П.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик должен использовать при формировании описания объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуеся технических 2024-37547 4 характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в извещении о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Комиссией Управления определено, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к закупаемым изделиям, например по п.1 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Одинарная толщина среднего пальца перчатки: >= 0.1 мм", "Тип поверхности: Текстурированная на пальцах", при этом разделе "Обоснование дополнительных характеристик" Заказчиком указано следующее: "Толщина перчаток- обеспечивает необходимый уровень защиты, должна соответствовать ГОСТ Р 52239-2004".
Вместе с этим Комиссией Управления установлено, что в таблице 2 "Размеры и допустимые отклонения" ГОСТ Р 52239-2004 толщина перчаток определена с указанием слов "не менее", например "Толщина (в точках, указанных на рисунке 2), мм, не менее: Гладкая поверхность - 0,08; текстурированная поверхность - 0,11".
Также в ГОСТ Р 52239-2004 указано: "Толщина одной стенки перчатки, измеренная, как описано выше, должна быть не менее 0,08 мм для гладкой и 0,11 мм - для текстурированной поверхности".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что спорное требование установлено Заказчиком в нарушение положений государственного стандарта, при этом размещенное в описании объекта закупки обоснование использования характеристики очевидно не является обоснованием, предусмотренным п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так как указывает на установление требования для обеспечения прочности изделия, в то время как минимальное значение толщины перчатки установлено Заказчиком менее значений, предусмотренных государственным стандартом. Кроме того в размещенном Заказчиком обосновании установления требования к спорной характеристике указано на необходимость соответствия изделия ГОСТ 52239-2004.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также 2024-37547 5 свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в разделе "Характеристики товара, работы, услуги" структурированной формы извещения Заказчиком по п.1-4 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" не указано требование к характеристике товара "Компонент внутреннего покрытия необходим для обеспечения антимикробного эффекта при помощи самого компонента, которое приводит к гибели микробов, что предотвращает оседание на руках медицинского работника бактерий и вирусов, дает дополнительную защиту в случае прокола перчатки", указанное в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге". Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом 2024-37547 6 предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Комиссией Управления установлено, что в в структурирвоаннйо форме извещения по п.1-4 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" в том числе установлено следующее требование к характеристике закупаемых изделий: "Количество компонентов внутреннего покрытия: 1 Штука", при этом в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" указано "Компонент внутреннего покрытия необходим для обеспечения антимикробного эффекта при помощи самого компонента, которое приводит к гибели микробов, что предотвращает оседание на руках медицинского работника бактерий и вирусов, дает дополнительную защиту в случае прокола перчатки". Комиссия Управления отмечает, что размещенное в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" указание "Компонент внутреннего покрытия необходим для обеспечения антимикробного эффекта при помощи самого компонента, которое приводит к гибели микробов, что предотвращает оседание на руках медицинского работника бактерий и вирусов, дает дополнительную защиту в случае прокола перчатки" является обоснованием использования в описании объекта закупки одного из требований к характеристикам изделия, в соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в частности требования "Количество компонентов внутреннего покрытия: 1 Штука" и не является описанием требований к характеристике изделия в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-37547 7
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Стеняева Е.А. на действия ГБУЗ "ГП N 64 ДЗМ" обоснованной в части установления требований к характеристикам изделия.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку предписание выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы НАО "Нитриленд" по делу N077/06/106-10669/2024 от 06.08.2024. Кроме того при исполнении предписания по вышеуказанному делу Заказчику необходимо руководствоваться также позицией контролирующего органа, изложенной в настоящем решении.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Н.А. Узкий Члены комиссии: А.А. Матюшенко М.О. Мацнева Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-37547
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 августа 2024 г. N 077/06/106-10871/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2024