Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Луневича - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в отсутствие уполномоченных представителей ГКУ "УДМС" (о месте, времени и дате заседания комиссии уведомлены надлежащим образом Московским УФАС России посредством Единой информационной системы в соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"), а также в присутствии уполномоченного 2024-37469 2 представителя ООО "АС МОНТАЖ": Середа С.А. (доверенность б/н от 05.08.2024), рассмотрев обращение ГКУ "УДМС" о включении сведений об ООО "АС МОНТАЖ", в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГКУ "УДМС" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "АС МОНТАЖ" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением государственного контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Строительство снегосплавного пункта по адресу: 2-я ул.Энтузиастов, вл. 5а с реконструкцией существующего трубопровода, строительством дополнительного трубопровода под железной дорогой и организацией подъездной дороги к снегосплавному пункту. Этап 2. Подъездная автомобильная дорога, устройство дождевой канализации, реконструкция инженерных сетей" (реестровый N 0173200001422001686). 26.12.2022 между Заказчиком и ООО "АС МОНТАЖ" заключен государственный контракт (реестровый N 0173200001422001686) на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Строительство снегосплавного пункта по адресу: 2-я ул.Энтузиастов, вл. 5а с реконструкцией существующего трубопровода, строительством дополнительного трубопровода под железной дорогой и организацией подъездной дороги к снегосплавному пункту. Этап 2. Подъездная автомобильная дорога, устройство дождевой канализации, реконструкция инженерных сетей" (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 18.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "АС МОНТАЖ" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия 2024-37469 3 заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п.2 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 18.07.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно условиям Контракта Дата начала Работ дата заключения Контракта.
Дата окончания Работ не более 291 (двухсот девяноста одного) календарного дня с даты начала Работ.
Согласно решению Заказчика В нарушение принятых на себя обязательств со стороны Исполнителя не соблюдаются сроки исполнения контракта. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств в адрес Исполнителя направлены претензии от 14.07.2023 N УДМС-14-32/23-1, от 02.08.2023 N УДМС- 14-45/23-1 и от 05.07.2024 N УДМС-14-107/24-1 за нарушение сроков выполнения 2024-37469 4 работ по пунктам 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 Графика СМР. По состоянию на 18.07.2024 Исполнителем нарушены сроки выполнения работ по:
- пункту 3 Графика СМР "Теплосеть" на 387 календарных дней;
- пункту 4 Графика СМР "Футляр на канализацию" на 384 календарных дня;
- пункту 5 Графика СМР "Футляр на газопровод" на 393 календарных дня;
- пункту 6 Графика СМР "Футляр на водопровод и канализацию" на 396 календарных дней;
- пункту 7 Графика СМР "Электрический кабель" на 390 календарных дней;
- пункту 8 Графика СМР "Освещение" на 411 календарных дней;
- пункту 9 Графика СМР "Дорога" на 279 календарных дней;
- пункту 10 Графика СМР "Предоставление документации на построенный объект" на 279 календарных дней. В свою очередь на заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что 24.04.2023 Исполнитель передал Заказчику рабочую документацию в полном объеме, выполненную на основании проектной документации, переданной Заказчиком. Заказчиком не исполнил обязательство по передаче Генеральному подрядчику согласованной проектной документации в полном объеме. Несогласование проектной документации с эксплуатирующими организациями (ПАО "МОЭК", АО "Мосгаз", ПАО "Россети Московский Регион") привело к последующему внесению изменений эксплуатирующими организациями в разработанную Исполнителем рабочую документацию, а также к последующему внесению изменений в проектную документацию с прохождением Государственной экспертизы (Протокол совещания вх.85/ас от 10.08.2023).
Кроме этого, Заказчик по собственной инициативе периодически вносил изменения в рабочую на уровне проекта, например, в части замены тротуарной плитки на АБП. В связи с внесением многочисленных изменений в проектную документацию Заказчиком и эксплуатирующими организациями, измененная рабочая документация была передана Заказчику в сентябре 2023. В ходе выполнения работ были выявлены несоответствия разработанного проекта фактическому положению, дел на объекте, а также необходимостью корректировки проектно-сметной документации по причине включения дополнительных работ и необходимостью изменения технических решений. В ходе выполнения работ, было принято решение об изменении существенных позиций в объемах и/или методах работ, таких как:
- увеличение диаметра футляров газоснабжения 2024-37469 5 - изменение трассы теплоснабжения - установка 2-х камер тепловой сети - установка дополнительных водопроводных камер и пр.
- выполнение благоустройство территории вблизи ТПУ "Андроновка" (за границами ГПЗУ- дополнительные работы), требующих утверждения в Московской городской экспертизе. В связи с этим закрытие физически-выполненных работ (выполнение, КС- 2, КС-3) невозможно до получения данного заключения МГЭ и подписания Дополнительного соглашения к Контракту. Для своевременного выполнения работ и в виду регламентных сроков рассмотрения проектной документацией МГЭ (45 раб дней) Заказчиком в лице ГКУ "УДМС" было принято решение переносе сроков закрытия объекта и передаче его на баланс на 2024. На сегодняшний день, изменения проектной документации утверждена техническим советом ГКУ "УДМС", рабочей группой Департамента строительства г. Москвы и утверждены ГАУ МГЭ.
При разработке котлована для работ по усилению сетей водопровода и строительства водостока были вскрыты факты несоответствия фактического положения подземных коммуникаций их отображению на инженерно- топографическом плане, а именно:
-существующие камеры водопровода имеют неправильную форму, выполнены из кирпича, реконструированы быть не могут и подлежат полной замене;
-существующая задвижка водопровода, согласно данным инженерно- топографического плана, должна располагаться в бетонном колодце, по факту камера или колодец отсутствуют. Как следствие, требуется внесение изменений в проект и получение нового согласования его в АО "Мосводоканал". Исполнитель направил в ПОА "МОЭК" на согласование рабочую документацию. В связи с несогласование Заказчиком проектной документации с ПАО "МОЭК", ПАО "МОЭК" вносило значительные изменения в документацию с включением большого объема дополнительных работ и не выдавало согласование 5 месяцев. Как ранее отмечалось, было принято решение о выполнении дополнительных работ по теплосетям (строительство дополнительной камеры), что влекло прохождение государственной экспертизы. Учитывая тот факт, что строительство дороги и тротуара (в объеме проекта) невозможно без демонтажа существующего байпаса теплосети с последующей ее перекладкой (ширина проезда под существующим байпасом 4,2 м), выполнение 2024-37469 6 работ по строительству дороги и тротуара до волнения работ по строительству теплосети, а также получения согласования рабочей документации ПАО "МОЭК", не представлялось возможным. В связи с необходимостью корректировки проектной документации, по инициативе Заказчика между ООО "АС Монтаж" и ООО "М-Проект" был заключен договор от 11.09.2023 N11/09/2023/СН по корректировке проектной документации. Многочисленные изменения объемов/видов работ, требовали прохождения повторной государственной экспертизы проекта. 28.02.2024 Исполнитель передал Заказчику проектно-сметную документацию для проведения повторной государственной экспертизы. 11.06.2024 ООО "АС монтаж" получено положительное заключение ГАУ "Московская государственная экспертиза" от 11.06.2024 Ne77-1-1-2-029593-2024.
Получение положительного заключение не было возможно без согласования эксплуатирующими организациями (в том числе ПАО "МОЭК"), обязанность по получению которого лежит на Заказчике. В период с 16 октября 2023 по 16 апреля 2024 выполнение работ было невозможно в связи сезоном функционирования снегосплавного пункта. Заказчиком несвоевременно исполнялись встречное обязательства, которые необходимы для проведения СМР. До начала выполнения строительно-монтажных работ, необходимо заключение Соглашений о компенсации потерь (СКП) с эксплуатирующими организациями. Обязанность по заключению СКП с определенным перечнем эксплуатирующих (ОАО "МЖД", ОАО "РЖД") организаций лежите непосредственно на Заказчике. В частности, по состоянию на август 2023 года Заказчик не заключил СКП с ОАО "РЖД", то есть спустя 9 месяцев с момента заключения Контракта, в связи с чем выполнять СМР по перекладке кабеля, устройству ГНП и кабельных линий не было возможности. Заказчиком не своевременно исполнено встречное обязательства по оплате аванса. Обязательства Заказчика по направлению ордера на проведение земельных работ (уведомление У0312415 от 02.05.2023) выполнено только 05.05.2023, то есть спустя 5 месяцев после заключения Контракта. Заказчиком не своевременно исполнено встречное обязательства по предоставлению необходимой информации Заказчиком не была предоставлена информация, необходимая для сдачи объекта, в том числе информация о балансодержателях и о распределении балансовой принадлежности Исполнитель неоднократно просил Заказчика о продлении сроков выполнения работ, что было 2024-37469 7 проигнорировано Заказчиком. Не смотря на вышеизложенное, Исполнитель после выполнения Заказчиком части обязательств, необходимых для начала СМР, приступил к проведению СМР с последующей сдачи работ Заказчику. На протяжении всего периода выполнения работ по Контракту, Исполнитель систематически направлял Заказчику акты приемки выполненных работ (КС-2, КС-3, счета, счета-фактуры): Письма Исполнителя 585/ас от 13.05.2023; 622/АС от 21.06.2023; 636/АС от 26.06.2023; 647/АС от 28.06.2023; 753/АС от 20.07.2023; 866/АС от 08.08.2023; 903/АС от 11.08.2023; 915/АС от 15.08.2023; 952/АС от 21.08.2023; 982/АС от 25.08.2023; 994/АС от 29.08.2023; 1125/АС от 18.09.2023; 1168/АС от 22.09.2023; 1202/АС от 27.09.2023; 1408/АС от 25.10.2023; 407/ас от 27.03.2024; 585/ас от 13.05.2024.
Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из единой информационной системы сумма контракта составляет 269 863 887,31 руб., вместе с тем Заказчиком оплачены работы на сумму 214 385 665,04 руб, что является большей частью контракта, данный факт Комиссия Управления расценивает как активные действия Исполнителя направленные на достижение целей контракта. Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Исполнителя, Комиссией Управления установлено, что Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение условий Контракта, тем самым явно выражая намерение к его исполнению. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить 2024-37469 8 контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности 2024-37469 9 расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГКУ "УДМС" во включении сведений в отношении ООО "АС МОНТАЖ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председатель комиссии А.С. Спирякова Члены комиссии: А.А. Луневич Н.А. Гришина Исп.Луневич А.А. 2024-37469
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 августа 2024 г. N 077/10/104-10841/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2024