Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) при участии представителя: ФГБНУ "РНЦХ ИМ.
АКАД.
Б.В. ПЕТРОВСКОГО": Горячева В.Е. (по доверенности от 01.07.2024 Nб/н), в отсутствие представителей ООО "РЕМСТРОЙ", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством единой информационной системы, рассмотрев жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ "РНЦХ ИМ.
АКАД.
Б.В. ПЕТРОВСКОГО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту оборудования системы теплопотребления (Закупка N 0373100072124000811) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и 2024-37813 2 муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые посредством единой информационной системы. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. В составе жалобы Заявитель указывает на установление неправомерных требований к составу заявки, что свидетельствует о неисполнении обязательных для исполнения предписаний по делу N077/06/106-9967/2024 от 22.07.2024 и предписания по делу N 077/06/106-9110/2024 от 03.07.2024.
Согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 03.07.2024 Московским УФАС России рассмотрена жалоба ООО "РЕМСТРОЙ" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона, по результатам рассмотрения которой Комиссией Управления установлено в том числе следующее: "1. В составе жалобы Заявитель указывает, что в составе извещения Заказчиком установлены неправомерные, противоречивые требования о предоставлении в составе заявки характеристик товара, страны происхождения товара, товарного знака, документов о соответствии товаров требованиям законодательства, однако, объектом закупки в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона выступает выполнение работ по ремонту, при этом исходя из положений Технического задания, проекта государственного контракта и сметного расчета не следует, что в рамках контракта предусмотрена поставка товара и не определен порядок приемки товаров. При этом Заявитель также указывает, что Заказчиком не конкретизированы документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимые к представлению в составе заявки на участие в закупке.
В силу п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной 2024-37813 3 системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством 2024-37813 4 Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п.2 и (или) 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (в случае проведения запрос котировоков и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в 2024-37813 5 том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп."а" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Согласно ч.3 ст.43 Закона о контрактной системы требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч. 1 и 2 ст.43 Закона о контрактной системы, не допускается.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. На заседании Комиссии Управления установлено, что в Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронной процедуре, размещенной в составе извещения, Заказчиком установлено, что на участие в закупке заявка должна содержать информацию и документы, в том числе: "2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки: 2024-37813 6 а) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке.
4) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.". Одновременно с этим Инструкцией по заполнению заявки предусмотрено следующее: "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 4 настоящих Требований. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "г" пункта 2 настоящих Требований. Участники закупки, подавшие в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Федерального закона 44-ФЗ) начальной (максимальной) цены контракта. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 настоящих Требований, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, обозначенного таким товарным знаком. Участник закупки должен раздельно по каждому пункту описания объекта закупки (Технического задания) указать: При описании технических и функциональных характеристик поставляемого услуги нижеследующие слова и обозначения значат следующее, если иное прямо не указано:
1) Если в Техническом задании в столбце "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции / параметры", "Требуемое значение" установлено требование "не менее" - это означает что, заказчику требуется конкретный показатель, более указанного значения или равный ему. 2024-37813 7 2) Если в Техническом задании в столбце "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции / параметры", "Требуемое значение" установлено требование с использованием слова "Наличие", это означает, что заказчику требуется наличие показателя, без изменения характеристики, указанной в столбце: "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции /параметры" 3) Если в Техническом задании в столбце "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции / параметры", "Требуемое значение" установлено конкретное значение, это означает, что заказчику требуется конкретный показатель, равный требуемому значению.
4) Если в Техническом задании в столбце "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции / параметры", "Требуемое значение" установлено требование "не более" - это означает, что заказчику требуется конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
5) Если в Техническом задании в столбце "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции / параметры", "Требуемое значение" установлено требование с использованием союза "и/или", "или" это означает, что заказчику требуется один из указанных значений.
6) Если в Техническом задании в столбце "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции / параметры", "Требуемое значение" установлено требование "" - это означает, что заказчику требуется диапазон значения параметра, при этом значение параметра, указанное перед символом "
" является неизменяемым, значение параметра, указанное после символа "
" должно быть меньше или равно требованию, установленному к значению параметра.
7) Если в Техническом задании в столбце "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции / параметры", "Требуемое значение" установлено требование "/" - это означает, что заказчику требуется один из указанных значений.
8) Если в Техническом задании в столбце "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции / параметры", "Требуемое значение" установлено требование "не ниже" - это означает что, заказчику требуется конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.
9) Если в Техническом задании в столбце "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции / параметры", "Требуемое значение" установлено требование "" или " >=" - это означает, что заказчику требуется больше или равно указанного значения.
10) Если в Техническом задании в столбце "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции / параметры", "Требуемое значение" установлено требование "<" - это означает, 2024-37813 8 что заказчику требуется меньше указанного значения.
11) Если в Техническом задании в столбце "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции / параметры", "Требуемое значение" установлено требование "более" - это означает что, заказчику требуется конкретный показатель, более указанного значения, не включает в себя граничное значение.
12) Если в Техническом задании в столбце "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции / параметры", "Требуемое значение" установлено требование "менее" - это означает, что заказчику требуется конкретный показатель, менее указанного значения, не включает в себя граничное значение.
13) Если в Техническом задании в столбце "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции / параметры", "Требуемое значение" установлено требование "указать ...." "указать состав" - требуется указать конкретный показатель, состоящий из одного показателя или нескольких значений указанных в техническом задании, если показатель не указан в техническом задании, то требуется самостоятельно его указать.
14) Если в Техническом задании в столбце "Наименование, функциональные, технические характеристики, комплектация, описание услуги. Требуемые функции / параметры", "Требуемое значение" установлено требование "Не менее .........; Не более ......." - это означает, что заказчику необходим конкретный (-ые) показатель (-и) из данного диапазона, при этом потребности заказчика соответствуют, в том числе крайние значение (-я) требуемого диапазона.
15) В случае, если при описании характеристик установлено требование с указанием "диапазон" или "в диапазоне" - это означает, что требуется указать диапазонное значение в соответствии с установленными требованиями".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках выполнения работ не производится поставка товаров, вместе с тем Заказчиком использованы стандартизированные им требования к составу заявки. Комиссия Управления отмечает, что положения ст.33 Закона о контрактной системе позволяют описывать Заказчику как требования к поставляемым товарам, так и требования к используемым при оказании услуг товарам, однако в п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе однозначно определено, что информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что наличие в перечне требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке указания на 2024-37813 9 необходимость предоставления определенной информации, в то время как, фактически, предоставление установленной в таких положениях информации не требуется в составе заявки на участие в закупке, равно как и установление требования о необходимости предоставления информации, которое применяется в зависимости от исполнения определенных условий, указанных в извещении об осуществлении закупки, отсутствие конкретизации запрашиваемых в составе заявки на участие документов, свидетельствует о нарушении Заказчиком положения Закона о контрактной системе при формирования требований к составу и содержанию заявки на участие в закупке, так как не позволяет участникам закупки однозначным образом определить сведения, необходимые к представлению в составе заявке на участие в закупке, без осуществления дополнительного поиска в составе извещения условий применения требования, что, в свою очередь, может повлечь за собой введение участников закупочной процедуры в заблуждение и отклонение заявок таких участников закупки. Комиссия Управления отмечает, что Приложение N1 к техническому заданию содержит указание на поставляемые товары в тоже время инструкция по заполнению заявки содержат требования о предоставлении характеристик поставляемых товаров. Вместе с тем исходя из условий Технического задания и проекта государственного контракта следует, что объектом закупки является выполнение работ.
Таким образом участники закупки не обязаны представлять в составе заявки характеристики товаров. Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком не конкретизировано какие именно документы должны представляться участниками закупки для подтверждения соответствия товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и положениям ст. 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом Заказчиком установлены противоречивые требования к составу заявки участников закупки. Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В связи с этим Заказчику выдано обязательное для предписание, в составе которого указано в том числе: привести извещение об осуществлении закупки в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 03.07.2024 по делу N 077/06/106-9110/2024 и разместить соответствующее извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе.
Также 22.07.2023 Московским УФАС России рассмотрена жалоба ООО "РЕМСТРОЙ" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона, по результатам рассмотрения которой установлено следующее: "1.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление неправомерных требований к составу заявки и неправомерных требований к участникам закупки, 2024-37813 10 что свидетельствует о неисполнении обязательного для исполнения предписания по делу N077/06/106-9110/2024 от 03.07.2024.
В силу п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением 2024-37813 11 соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п.2 и (или) 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (в случае проведения запрос котировоков и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. 2024-37813 12 Согласно п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп."а" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Согласно ч.3 ст.43 Закона о контрактной системы требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч. 1 и 2 ст.43 Закона о контрактной системы, не допускается.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и 2024-37813 13 внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 03.07.2023 Московским УФАС России рассмотрена жалоба ООО "РЕМСТРОЙ" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона, по результатам рассмотрения которой в действиях Заказчика выявлены нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснили, что Заказчиком исполнено предписание по делу N077/06/106-9110/2024 от 03.07.2024 в полном объеме посредством удаления требований к участникам закупки о предоставлении характеристик товара из инструкции по заполнению заявки, а также конкретизировано какие именно документы должны представляться участниками закупки для подтверждения соответствия. Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что в составе извещения Заказчиком размещены требования к содержанию состава заявки, в которых указано следующее: "2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) документы, подтверждающие соответствие работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
4) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Также положения Технического задания содержат следующие указания: 2024-37813 14 "6.1 Должен обладать опытом выполнения аналогичных работ не менее 3 лет. 6.2 Должен иметь в наличии достаточное количество собственного квалифицированного и с действующей аттестацией персонала в области: · Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок. · Правилам охраны труда при эксплуатации тепловых энергоустановок. · Промышленной безопасности. Основы промышленной безопасности (А1), на 2 (двух) сотрудников из числа руководящего состава или специалистов. · Промышленной безопасности. Эксплуатация пара и горячей воды на опасных производственных объектах (Б 8.2), на 2 (двух) сотрудников из числа руководящего состава или специалистов. · Аттестацию в области пожарной безопасности для сотрудников из числа руководящего состава или специалистов · Аттестацию в области электробезопасности для сотрудников из числа руководящего состава и специалистов · Персонал, задействованный в выполнении сварочных работ не менее 3 (трех) человек должен иметь квалификационное удостоверения сварщика, а также аттестацию в области пожарной безопасности". Как было установлено в решении по делу N 077/06/106-9110/2024 от 03.07.2024 вышеуказанные положения и требования были признаны не соответствующими положениям Закона о контрактной системе, что в свою очередь свидетельствует о неисполнении предписания Московского УФАС России по делу N 077/06/106-9110/2024 от 03.07.2024.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42, ч.3 ст.33, п.2 ч.2 ст.99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30, ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к составу заявки. Так Заявитель указывает, что требования к составу заявку участников закупки содержат указания на то, что заявка участников закупки должна содержать: "документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом"; "предложение участника закупки о цене контракта".
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении 2024-37813 15 закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Заявитель отмечает, что Заказчиком в составе извещения не установлены дополнительные требования к участникам закупки, в связи с чем, у Заказчика отсутствуют основания для предъявления требований к составу заявки участников закупки о предоставлении документов подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям.
Также Заявитель указывает, что закупочная процедура проводится Заказчиком в виде электронного аукционе, в связи с чем участники закупки не представляют в составе заявки предложения о цене контракта. На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено возражений по вышеуказанным доводам жалобы.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В связи с этим Заказчику выдано обязательное для предписание, в составе которого указано в том числе: привести извещение об осуществлении закупки в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 22.07.2024 по делу N 077/06/106-9967/2024 и разместить соответствующее извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком исполнены предписания по делу N077/06/106-9110/2024 от 03.07.2024 и N077/06/106-9967/2024 от 22.07.2024 в полном объеме посредством конкретизиции какие именно документы должны представляться участниками закупки для подтверждения соответствия. Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что в составе извещения Заказчиком размещены требования к содержанию состава заявки, в которых указано 2024-37813 16 следующее: "2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) документы, подтверждающие соответствие работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
4) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" "документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом"; "предложение участника закупки о цене контракта". Как было установлено в решении по делу N 077/06/106-9967/2024 от 22.07.2024 вышеуказанные положения и требования были признаны не соответствующими положениям Закона о контрактной системе, что в свою очередь свидетельствует о неисполнении предписания Московского УФАС России по делу N077/06/106-9967/2024 от 22.07.2024 и предписания по делу N 077/06/106- 9110/2024 от 03.07.2024.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.3 ч.2 ст.42, п.2 ч.2 ст.99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30, ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-37813 17
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" на действия ФГБНУ "РНЦХ ИМ. АКАД. Б.В. ПЕТРОВСКОГО" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.3 ч.2 ст.42, п.2 ч.2 ст.99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Кутейников А.И. Рахматуллаев Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-37813
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 августа 2024 г. N 077/06/106-10765/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2024