Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГОХРАН России: Е.О. Гончаровой (доверенность от 16.01.2024 N 32-49-148- 22/38), Ф.Ю. Копырина (доверенность от 09.08.2024 N 32-49-148-22/108), Тендерного комитета: Д.Ф. Гильмановой (доверенность от 19.03.2024 N 77-13-1/24-23), ООО "Ческа": Н.В. Тулуевой (доверенность от 30.05.2024 N б/н), рассмотрев жалобу ООО "Ческа" (далее - Заявитель) на действия ГОХРАН России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию автоматизированной информационной системы Госфонда России (АИС "Госфонд") (Закупка N 0373100060024000126) (далее - Конкурс) в соответствии с 2024-37720 2 Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по критериям "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены 2024-37720 3 (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с информационной картой открытого конкурса оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
Абз.1 п.1 Постановления N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п.3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Положения для оценки заявок по показателям оценки, в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп."в" п.24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. Комиссией Управления определено, что согласно извещению о проведении 2024-37720 4 открытого конкурса в электронной форме от 22.07.2024 N0373100060024000126 объектом закупки является выполнение работ по созданию автоматизированной информационной системы Госфонда России (АИС "Госфонд"). Комиссией Управления также определено, что согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" со значимостью критерия оценки - 60%, "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" со значимостью критерия оценки - 40%.
На основании ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что согласно Приложению N 2 к Положению об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, объект закупки относится к пункту 12 "Работы по созданию, развитию, обеспечению функционирования, обслуживанию государственных, муниципальных информационных систем, официальных сайтов государственных, муниципальных органов, учреждений", при этом предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке для данного пункта составляют: Минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" - 30, Максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 70.
Таким образом, Заказчик неправомерно
установил
критерии: "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - 60", "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 40", что является нарушением Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на 2024-37720 5 жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не согласившись с пояснениями Заявителя пояснил, что в соответствии с отраженной в письме Министерства финансов Российской Федерации (вх. От 19.07.2022 N 6498) позицией - АИС "Госфонд" (далее - Система) не является ГИС, что также подтверждается паспортом объекта учета N 092.00138913.18.С.17277.24 на систему в федеральной государственной информационной системе координации информатизации (ФГИС КИ), согласованным с Минцифры России. Пункт 12 Приложения N 2 к Положению устанавливает критерии оценки при закупке Заказчиком Работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования, обслуживанию государственных, муниципальных информационных систем, официальных сайтов государственных, муниципальных органов, учреждений.
В соответствии с п. 1-2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 149- ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. АИС "Госфонд" создается на основании приказа Гохрана России, не являющегося органом власти, федеральными законами и/или правовыми актами государственных органов обязанности органа исполнительной власти либо решения органа исполнительной власти о создании указанной информационной системы с целью обеспечения реализации возложенных на него полномочий не предусмотрено. Система создается для сопровождения процессов ведения учета ценностей на всех этапах работы с ними: приемка, хранение и отпуск, то есть для упорядочения внутренних процессов организации и предназначена для использования исключительно в Гохране России, ввиду чего установленные Заказчиком критерии, в соответствии с пунктом 2 Приложения N 2 к Положению, в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что, вопреки доводам Заявителя, Заказчиком правомерно установлены предельные величины значимости критериев оценки, что соответствует Положением для оценки заявок, предусмотренным Постановлением N2604.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования и подачи заявки, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об 2024-37720 6 осуществлении закупок, виду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку порядок оценки не содержит предельные максимальные значения характеристики показателя.
Согласно пп. "б" п.20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по нижеследующей формуле:
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле: 100 БХ = Х - Х x ; i i min \x{f029} Х -Х max min На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в разделе III. "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" показателя оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров" указано: "Лучшим значением показателя является его наибольшее значение", при этом Заказчиком при оценке опыта не установлены предельные значения по показателям, что является нарушением, поскольку, по мнению Заявителя, установление предельного максимального значения обусловлено, в том числе защитой большого количества участников, имеющих средний опыт работы на соответствующем рынке, от очень крупных участников этого же рынка, имеющих крайне большой опыт, предоставление которого фактически не дает права на конкуренцию участникам со средним опытом работы. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в документе "Приложение N 6 к Извещению Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (Приложение N 6 к Извещению) для Критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых 2024-37720 7 ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены: предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения подкритерий "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", в свою очередь для которого установлен, предусмотренный подпунктом "а" пункта 28 Положения, детализирующий показатель оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров"; предусмотренный подпунктом "д" пункта 24 Положения подкритерий "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в свою очередь для которого установлен, предусмотренный пунктом 30 Положения, детализирующий показатель оценки, отражающий общее количество специалистов в сфере информационных технологий и иных работников, их квалификацию. Представитель Заказчика также добавил, что в данной закупке оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 Положения.
Таким образом, показатели оценки и соответствующая формула установлены в полном соответствии с Положением об оценке заявок в соответствии с Постановлением N 2604, при этом Положение не содержит требования к Заказчику в обязательном порядке устанавливать предельные величины характеристик для детализирующих показателей. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Положением не установлена обязанность Заказчика устанавливать предельно необходимые минимальные или максимальные количественные значения критериев оценки, а также применять исключительно детализирующий показатель оценки заявки на участие в конкурсе, предусмотренный п.7.22 Положения, в связи с чем установление предельных величин значимости нестоимостных критериев оценки и применение детализирующих показателей является правом Заказчика. Заказчик вправе самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов. Более того, оспариваемый показатель, содержащийся в порядке оценки конкурсных заявок в составе извещений о проведении закупки, направлен на выявление общей цены исполненных участником закупки контрактов (договоров), представляемых участником закупки, что в полной мере соответствует условиям пп. "б" п.20 Положения, предусматривающим, что лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и требованиям Положения.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего 2024-37720 8 законодательства о контрактной системе при формировании вышеуказанного порядка оценки, в частности не представлена информация, подтверждающая, что права и интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Положения, Закона о контрактной системе.
Таким образом, с учетом вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Ческа" на действия ГОХРАН России необоснованной.
2.Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий Члены комиссии: А.А. Кутейников Е.Д. Мартьянова Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-37720
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 августа 2024 г. N 077/06/106-10691/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024