Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц связи), при участии представителей: ООО "МедТех": Домбровского Д.Д. (по доверенности N 18 от 02.07.2024), Кегяриковой Э.А. (по доверенности N 14 от 27.05.2024); ГБУЗ "ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ": Рябошлыка О.Р. (по доверенности N б/н от 08.08.2024); рассмотрев жалобу ООО "МедТех" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку экспресс- тестов для качественного иммунохроматографического определения антигена коронавируса SARS-CoV-2 в биологическом материале для нужд ГБУЗ "ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ" (Закупка N0373200063124000514) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-37921 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые 2024-37921 3 предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком при описании объекта закупочной процедуры установлены требования к закупаемому медицинскому изделию: "Экспресс-тест для качественного иммунохроматографического определения антигена коронавируса SARS-CoV-2 в биологическом материале" по ОКПД2 21.20.23.111 "Препараты диагностические". 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что описание объекта закупки в файле "Техническое задание", размещенного в составе извещения, имеются характеристики не поименованные в структурированном виде извещения, что вводит в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку в структурированном виде и не позволяет выявить соответствие, какой именно товар необходим Заказчику. Так, согласно доводам Заявителя, в Техническом задании данной закупочной процедуры наличествуют следующие характеристики закупаемого медицинского изделия: Условия хранения тест-кассеты после вскрытия: 4 час; Время достижения устойчивых результатов:
5 минут; Количество определений: Не менее 25 шт. Вместе с тем вышеуказанные характеристики не отражены в составе структурированной формы извещения.
Также в составе доводов жалобы Заявитель указывает, что положения Технического задания содержат характеристику "Диагностическая чувствительность, подтвержденная инструкцией производителя: 100 %", при этом в составе структурированной формы извещения отражена следующая характеристика "Чувствительность:
100 Процент". Комиссия Управления отмечает, что 01.10.2023 года при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта 2024-37921 4 закупки указываются с использованием Единой информационной системы при формировании извещения о закупке, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (Постановление Правительства РФ от 31.10.2022
1946 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г.
1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: 2024-37921 5 а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пп. "а", "б" п.5 Правил использования КТРУ.
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Согласно возражениям Заказчика, "Количество определений: Не менее 25 шт" присутствует в структурированном виде извещения. Комиссией Управления установлено, что вопреки доводу жалобы, данная характеристика действительно нашла своё отражение в извещении, ввиду чего, довод жалобы в отношении неправомерного не указания Заказчиком в извещении требований к "количеству определений не менее 25 шт." признаётся Комиссией Управления необоснованным. Вместе с тем относительно иных требований отражённых в составе жалобы Заказчиком пояснено, что иные характеристики указанные в Приложении 1 "Перечень объектов закупки" к Техническому заданию и отраженные в составе жалобы действительно не указаны в извещении, поскольку они не имеют значения для Заказчика.
Таким образом, по мнению Заказчика, положения извещения и приложенных к нему документов позволяют участникам представить сведения о поставляемом изделии надлежащим образом, посредством заполнения сведений, указанных в структурированной формы. Комиссия Управления не может согласиться с пояснениями представителя 2024-37921 6 Заказчика, так как Техническое задание содержит, в том числе следующие положения: Раздел 3 "Стандарт товара": Поставляемый Товар должен соответствовать: функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, указанным в Приложении 1 "Перечень объектов закупки" к настоящему Техническому заданию и определенным производителями Товаров. Более того, по своей сути описание объекта содержит в себе требования к товарам, которые являются значимыми для Заказчика, в противном случае, Заказчик не включал бы самостоятельно такие требования в состав технического задания, при этом, требования к характеристикам товаров отраженные в техническом задании должны быть тождественны требованиям к товарам отраженном в извещении. Комиссия Управления отмечает, что из вышеуказанных положений Технического задания Заказчик устанавливает прямое требование о соответствии характеристик закупаемого товара описанию объекта закупки, отраженного в составе Технического задания, следовательно, если участник закупки укажет в составе заявки характеристику "Чувствительность: 100 Процент" из состава структурированной формы извещения, то данное предложенное значение не будет соответствовать описанию объекта закупки в Техническом задании.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.6 ст23, п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
Согласно доводам жалобы описание объекта закупки, размещенное в составе Технического задания, содержит неправомерное требование к закупаемому товару: "Количество определений: Не менее 25 шт.". По мнению Заявителя вышеуказанное требование не отражает явную потребность Заказчика, что фактически указывает на конкретное значение количества товара, без права выбора иного количества экспресс-тестов. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на рынке имеется несколько производителей экспресс-тестов в упаковке в количестве не менее 25 шт., например, по следующим регистрационным удостоверениям: РЗН 2022/17985 от 15.08.2022 г. производителя ООО "Контрольный тест". Комплект N 4, Комплект N 5. РЗН 2022/17486 от 06.06.2022 г. производителя ООО "РЭД", Комплект 1. РЗН 2022/18310 от 23.09.2022 г. производителя ООО "ТестГен", Комплект N 1, Комплект N 2, Комплект N 4. РЗН 2023/20687 от 26.07.2023 г. производителя ООО "ИМБИАН", Комплект N 2. РЗН 2022/18810 от 16.11.2022 г. производителя ООО "ЭКОлаб", Комплект N2. РЗН 2021/15265 от 08.09.2021 г. производителя ООО "Эбботт Лэбораториз", Комплект 1. 2024-37921 7 РЗН 2021/16255 от 30.12.2021 г. производителя ЭС-ДИ Биосенсор, Инк., Вариант исполнения 3, Вариант исполнения 4. Комиссия Управления отмечает, что из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой Заказчика. Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в описание объекта закупки требования к товару, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в описании объекта закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем в ходе заседания Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов, свидетельствующих о том, что оспариваемое требование является неправомерным, вводит участников закупки в заблуждение, препятствует подачи заявки, соответствует товарам единственного производителя или каким-либо иным образом нарушает требования Закона о контрактной системе и влечёт ограничение количества участников закупки, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод Заявителя жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-37921 8
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "МедТех" на действия ГБУЗ "ГКБ им. М.П. Кончаловского ДЗМ" обоснованной в части неправомерного описания объекта закупки.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст23, п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: М.О. Мацнева А.И. Рахматуллаев Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-37921
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 августа 2024 г. N 077/06/106-10978/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024