Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ФГБУК "ГМИИ им. А.С. Пушкина": Дворниковой А.В. (дов.N198/46 от 08.02.2024), ИП Саукова Е.Е.: Разумова Н.А. (дов.Nб/н от 04.09.2023), рассмотрев жалобу ИП Саукова Е.Е. (далее - Заявитель) на действия ФГБУК "ГМИИ им. А.С. Пушкина" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ежедневному комплексному обслуживанию территорий ГМИИ им. А.С. Пушкина, включая территории, относящиеся к объектам культурного наследия (Закупка N 0373100115124000009) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-37761 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещений в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно в один лот объединены работы по благоустройству территории и услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, при этом Заявитель отмечает, что, как в отношении закупочных процедур, объектом которых являются работы по благоустройству территории, так и в отношении закупочных процедур, объектом которых являются работы услуги по услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, приложением "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приложение), предусмотренным постановлением Правительства N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571), определены различные дополнительные требования к участникам закупочных процедур, что ограничивает участников закупки, так как лица, обладающие исключительно опытом оказания услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, либо обладающие исключительно опытом выполнения работ по благоустройству территории, не могут принять участие в закупке, ввиду отсутствия необходимо опыта. При этом Заявитель также указывает, что в составе извещения обжалуемой закупочной процедуры Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупочной процедуры о наличии у участника опыта оказания услуг в соответствии с ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, 2024-37761 3 работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В силу ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с ч.1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе. Вместе с этим пп."а" п.1 Постановления N2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно Приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением.
Согласно пп."а" п.3 Постановления N2571 положения Постановления N2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: 2024-37761 4 - позиция Приложения применяется с учетом положений п.3 Постановления N2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок";
- позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей;
- позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно п.9 Приложения при проведении закупочной процедуры объектом которой являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования о наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Согласно п.36 Приложения при проведении закупочной процедуры объектом которой являются услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно п.9 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о начальной (максимальной) 2024-37761 5 цене контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источнике финансирования, наименовании валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению об осуществлении закупки, объектом закупочной процедуры является выполнение работ по ежедневному комплексному обслуживанию территорий ГМИИ им. А.С. Пушкина, включая территории, относящиеся к объектам культурного наследия, максимальное значение цены контракта составляет 18 300 026,18 руб., при этом дополнительные требования к участникам закупки установлены Заказчиком в соответствии с п.36 Приложения, а требования в соответствии с ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе не устанавливались Заказчиком.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, вопреки доводам жалобы, дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе не устанавливались Заказчиком, а также отметил, что в рамках работ, подлежащих выполнению при исполнении контракта, заключаемого по результатам обжалуемой конкурентной процедуры, подлежат выполнению работы по уборке и содержанию территории, при этом работы по уходу за газонами, посадке деревьев и прочие, относятся к содержанию территории, не относятся к мероприятия по инженерной подготовке к озеленению, в связи с чем, по мнению представителя Заказчика, в полной мере соответствует дополнительным требованиям к участникам закупки, предусмотренных п.36 Приложения. Комиссия Управления отмечает, что довод Заявителя о неправомерности установления Заказчиком дополнительных требований к участнику закупки в соответствии сч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, не основан на положениях извещения в связи с чем является необоснованным. Вместе с этим Комиссия Управления также считает необходимым отметить следующее.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. 2024-37761 6 В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки в том числе указаны следующие виды работ:
- 1. "Механизированная уборка. очистка дорожек (асфальтовых покрытий) от грязи щеточными очистителем, от снега щеточными снегоочистителем - не реже 1 раза в день";
- 2. "Ручная уборка";
- 5. "Санитарная обрезка деревьев, прореживание крон деревьев и формировочная обрезка. .Санитарная и формировочная обрезка деревьев: Вырезка сухих ветвей деревьев лиственных пород диаметром до 350 мм с применением автогидроподъемника c последующей погрузкой порубочных остатков в бункера Вырезка сухих ветвей деревьев лиственных пород диаметром более 350 мм с применением автогидроподъемника c последующей погрузкой порубочных остатков в бункера Обрезка и прореживание крон деревьев при диаметре ствола до 250 мм с применением автогидроподъемника c последующей погрузкой порубочных остатков в бункера Обрезка и прореживание крон деревьев при диаметре ствола до 400 мм с применением автогидроподъемника c последующей погрузкой порубочных остатков в бункера Обрезка и прореживание крон деревьев при диаметре ствола до 400 мм с применением альпинистов c последующей погрузкой порубочных остатков в бункера Вырезка порослей деревьев c последующей погрузкой порубочных остатков в бункера Сразу после обрезки все раны диаметром более 2 см необходимо замазать садовой замазкой или закрасить масляной краской на натуральной олифе. У хвойных деревьев, обильно выделяющих смолу, раны не замазываются. Методы лечения растений, защита от вредителей и болезней, технологии и материалы, используемые для лечения дупел деревьев, определяются в соответствии с Методическими рекомендациями."; 2024-37761 7 - 6. "Валка, корчевка деревьев Валка деревьев: с применением автогидроподъемника без корчевки пня мягколиственных, твердолиственных (кроме породы тополь) при диаметре ствола до 36 см с применением автогидроподъемника без корчевки пня мягколиственных, твердолиственных (кроме породы тополь) при диаметре ствола до 52 см с применением альпинистов без корчевки пня мягколиственных, твердолиственных (кроме породы тополь) при диаметре ствола до 36 см Корчевка пней вручную давностью рубки до трех лет диаметром до 500 мм твердых пород";
- 7. "Посадка деревьев Посадка деревьев (вяз, дуб, каштан, клен, липа, орех, ясень - высота 3-3,5 м) с комом земли размером 0,8x0,6 м с добавлением растительной земли до 50% и внесением органических удобрений, включая подготовку посадочных мест";
- 8. "Уход за кустарниками в живых изгородях, одиночных и в группах.
1.Сбор, вырезка и удаление сухих, усыхающих и обломанных веток. Обрезка и прореживание одиночных кустарников лиственных пород при диаметре до 1 м c погрузкой в бункера. Обрезка крон кустарников под естественный вид с диаметром куста до 1,0 м c погрузкой в бункера. Уход за кустами путем удаления дикой поросли c погрузкой в бункера. Стрижка живых изгородей ручным способом пород мягколиственных, твердолиственных с погрузкой в бункера 2.
Корневые подкормки осуществлять внесением соответствующих минеральных и органических удобрений по границам корней в зависимости от породы кустарников. Все подкормки дают непременно в жидком виде во влажную землю после дождя или хорошего глубокого полива.
3. Поверхностное рыхление почвы в пристволовых и прикорневых лунках на глубину не более 3-5 см под кустарниками, чтобы не повредить корневые системы. Рыхление осуществляется садовыми мотыгами";
- 9. "Посадка кустарников Посадка кустарников: лиственных с комом земли размером 0,5x0,4 м с добавлением растительной земли до 50% включая подготовку посадочных мест (сирень, барбарис) хвойных с комом земли размером 0,3x0,3 м с добавлением растительной земли до 50% включая подготовку посадочных мест (туя шаровидная, западная, можжевельник) лиственных с комом земли размером 0,3x0,3 м с добавлением растительной земли до 50% включая подготовку посадочных мест (кизильник)";
- 10. "Уход за газонами.
1. Очистка газона от мусора вручную. 2024-37761 8 2.
Прочесывание поверхности железными граблями весной в двух направлениях с очисткой от мусора, листвы, отмершей травы и выносом за пределы газона (при средней засоренности) 3. Газон скашивают при высоте травостоя 6-10 см. Стрижка газона проводится средствами малой механизации, газонокосилками. Триммеры используются только в труднодоступных местах: возле деревьев и кустарников, вдоль бордюрного камня. Высота оставляемого травостоя 5-8 см. Каждое последующее скашивание производят в направлении перпендикулярном к направлению скашивания предыдущего. В случае попадания при кошении травы на малые архитектурные формы (урны, скамейки, уличную мебель), указанные объекты очищаются сразу же после кошения. Срезанную траву с газонов необходимо убирать сразу после скашивания.
4. Подсев семян газонной травы аналогичной ранее высаженной по составу. Участки газонов с утраченным травяным покровом (вытоптанные, заезженные и т.п.) необходимо вскопать на глубину 10 см, почву разровнять, внести удобрения, посеять заново семена газонных трав, прикатать, полить и укрыть мешковиной.
5. Уничтожение нежелательной растительности на газоне производится скашиванием и прополкой. Ручная прополка проводится на молодых неокрепших газонах. Нежелательная растительность выпалывается по мере ее отрастания до цветения и осеменения.
6. Подкормка газона осуществляется внесением сухих удобрений равномерным разбрасыванием по поверхности без нарушения травостоя. Сроки и нормы внесения удобрений зависят от почвенных условий и возраста травостоя.
7. Для повышения долголетия газоны необходимо подвергать аэрации, заключающейся в прокалывании или, прорезают дернины. Прокалывание проводят глубину до 10 см специальными игольчатыми катками. Прорезание проводят на газонах с преобладанием корневищных трав. Прочесывание осуществляют вертикутерами или граблями";
- 11. "Ремонт рулонного газона. Ремонт газонов из готовых рулонных заготовок по слою растительной земли слоем 5 см";
- 12. "Уход за цветниками. Посадка луковичных Посадка производится в подготовленную, перекопанную почву. Посадочный материал должны быть здоровым: сухим, без земли, отмирающей чешуи, без внешних изъянов. На луковицах не допускается наличие вредителей, признаков болезней и механических повреждений. Луковицы высаживаются в лунки с внесением торфа слоем 5 см и органоминеральных удобрений на глубину 10 -12 см., расстояния между луковицами 10-15 см. После посадки лунки засыпаются почвенной смесью и уплотняются руками. 2024-37761 9 После окончания цветения и отмирания листьев и цветоноса процесс накопления питательных веществ в луковицах заканчивается, растения вступают в фазу покоя. В период необходимо выкапывать луковицы. Устройство цветников однолетними растениями и вазонов (весенними и летними) 1.
Правильный подбор растений для создания цветущей клумбы, сочетание однолетних по виду и цвету. Цветы высаживаются группами и поочерёдно.
2. Перекопка почвы перед посадкой на глубину 10-20 см, однолетники высаживаются в лунки, растения уплотняют и обильно поливают водой Требования к посадочному материалу: Однолетние предоставляются в виде цветочной рассады. Цветочная рассада должна быть хорошо укоренившейся и симметрично развитой и равномерно облиственной. Не должна быть вытянутой и переплетенной, без вирусных и грибных заболеваний на стеблях листьях, цветках и корневой системе. Рыхление почвы на цветниках необходимо сразу после полива или обильного дождя на глубину 4-5 см. Удаление отцветших бутонов, сбор завядших листьев и другого растительного мусора. Удаление сорняков (Прополка цветников с применением полотиков и без применения полотиков). Стрижка каймы вокруг многолетних цветников. Выкапывание цветочных растений. Корневая подкормка осуществляется органическими и минеральными удобрениями в жидком виде без попадания раствора на листья растений. Посадка луковичных в зиму Мульчирование цветников под зиму декоративной цветной щепой или древесной корой с последующем сбором их после схода снега. (Размер и цвет согласовывается с Заказчиком)";
- 13. "Уход за розами.
1. Удаление увядающих бутонов, удаление бутонов розы 1-2 годов вегетации, сбор завядших листьев и другого растительного мусора. Обрезка кустов розы в возрасте 4 лет среднерослых. Удаление сорняков. Рыхление цветников ручным инструментом. Стрижка каймы вокруг многолетних цветников.
1. Корневые подкормки осуществлять комплексными минеральными удобрениями.
2. Борьба с вредителями от угрозы распространения болезней, гнили осуществлять с применением препаратов по борьбе с широким кругом вредителей.
3. Укрытие роз на зиму укрывным материалом с применением металлических каркасов";
- 14. "Посадка роз 2024-37761 10 Посадка роз с комом земли размером 0,2x0,15 м с добавлением растительной земли до 50% производится в подготовленную, перекопанную почву. Прогревание почвы до +10-12°С.
Саженцы роз должны находиться в специальных упаковках/ контейнерах. Целостность упаковки обязательна. Розы высаживаются в подготовленные лунки, засыпаются почвенной смесью, уплотняются руками, после чего осуществлять обильный полив водой";
- 15. "Полив растений Устройство приствольных лунок и канавок, для полива деревьев и одиночных кустарников, для полива живых изгородей Полив деревьев, кустарников, растений. Полив осуществлять строго под корень в утреннее и (или) вечернее время суток Полив газонов производится в утреннее и (или) вечернее время суток. Полив выполняется равномерно водой, не содержащей примесей хлора, с использованием специальных насадок - разбрызгивателей, предотвращающих размыв почвы. При поливе не допускается попадание воды на стены зданий и сооружений в целях предотвращения развития грибка. Полив цветников и цветов в вазонах производится в утреннее и (или) вечернее время суток. Полив выполняется равномерно водой, не содержащей примесей хлора, с использованием специальных насадок - разбрызгивателей, позволяющих очистить и увлажнить воздух, а также предотвращающих размыв почвы. Полив роз осуществлять строго под корень в утреннее и (или) вечернее время суток";
- 16. "Содержание дорожных покрытий Отсыпка площадки асфальтовой крошкой 10 см";
- 17. "Ремонт, включая окраску урн. Окраска урн в один слой с расчисткой не менее 1/3 площади старого покрытия, приготовлением краски необходимой консистенции";
- 18. "Ремонт, включая окраску скамеек. Окраска скамеек в один слой с расчисткой не менее 1/3 площади старого покрытия, приготовлением краски необходимой консистенции". При этом в описании объекта закупки также указано на необходимость выполнении работ в соответствии с СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий".
Согласно п.36 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. 2024-37761 11 Согласно п.3.2 СП 82.13330.2016. "Свод правил. Благоустройство территорий" под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Согласно п.3.23 под элементами благоустройства территории понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.
Согласно п.3.1 ГОСТ Р 70386-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы" (далее - ГОСТ Р 70386-2022) благоустройство территории - это деятельность по реализации мероприятий, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов.
Согласно п.3.10 ГОСТ Р 70386-2022 эксплуатация [содержание] территории - это комплекс мероприятий по санитарной очистке, уборке территории и ремонту расположенных на ней элементов благоустройства, обеспечивающий соответствие параметров, в том числе геометрических, и характеристик, предъявляемых к конкретным территориям (объектам), требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.
Согласно п.3.18 ГОСТ Р 70386-2022 озеленение городской территории - это составная и необходимая часть благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающая формирование устойчивой среды городской территории с активным использованием существующих и (или) создаваемых вновь природных комплексов, а также поддержание и бережный уход за ранее созданной или изначально существующей природной средой.
Согласно п.3.19 ГОСТ Р 70386-2022 элементы благоустройства территории - это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.
Согласно п.3.24 ГОСТ Р 70386-2022 объекты благоустройства - это территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально- планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально- 2024-37761 12 пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.
Согласно п.3.1 ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия" профессиональная уборка - клининг это совокупность организационных мероприятий и технологических процессов, являющихся частью эксплуатации объектов недвижимости, территорий, транспорта, и направленных на обеспечение безопасного для человека уровня чистоты и санитарного состояния. Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что такие работы как, например "Уход за цветниками", "Ремонт рулонного газона", "Уход за газонами", "Посадка кустарников", "Посадка деревьев" не могут быть отнесены к работам по уборке прилегающих к зданиям территории и относятся к работам по благоустройству территории. Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления, в рамках данной закупочной процедуры Заказчиком закупаются в том числе работы по благоустройству территории, однако, в нарушение ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе, дополнительные требования к участникам закупочной процедуры, в соответствии с п.9 Приложения, Заказчиком не устанавливались. При этом, как установлено Комиссией Управления, в извещении об осуществлении закупки Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п.36 Приложения, что свидетельствует об отнесении Заказчиком закупаемых работ, в том числе таких работ как "Механизированная уборка", "Ручная уборка", к работам по уборке прилегающих к зданиям территории, соответствующих п.36 Приложения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что, в случае отнесения Заказчиком вышеуказанных работ по уборке территорий к обособленному виду услуг по уборке прилегающих к зданиям территории, что не оспаривается Заявителем, в рамках данной закупочной процедуры объединены работы по уборке прилегающих к зданиям территории и работы по благоустройству территории. Комиссия Управления также отмечает, что положениями Постановления 2571 разграничены требования, касающиеся опыта выполнения услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий (п.36) и работ по благоустройству территории (п.9).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что формирование объекта закупки подобным образом, то есть объединение нескольких работ, в отношении которых предусмотрены обособленные требования, установленные Постановлением N 2571, ограничивает круг потенциальных участников закупки, поскольку, например, участник обладающий опытом по благоустройству территории, не сможет участвовать в обжалуемой закупочной процедуре, поскольку может не обладать необходимым опытом оказания услуг в части уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий и соответственно не сможет подтвердить свое соответствие установленным требованиям по п.36 Приложения. 2024-37761 13 При этом Комиссия Управления отмечает, что, в связи проведением конкурентной процедуры в соответствии с ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе, Комиссии Управления не представляется возможным разграничить объемы работ, в отношении которых подлежат установления дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п.9 и 36 Приложения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика ч.4, 6 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в составе извещения Заказчиком установлены противоречивые единицы измерения необходимых к оказанию услуг, а также Заказчиком некорректно указано на проведение конкурентной процедуры в соответствии с ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе, так как в описании объекта закупки определен объем и периодичность выполнения работ, в то время как закупки в соответствии с ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе осуществляются в случае невозможности определения объема работ. Например, Заявитель указывает, что в отношении одних и тех же работ по п. 2 "Ручная уборка" в качестве единицы измерения указаны как "Месяц", так и "м2".
Согласно ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со ст.19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения Закона о контрактной системе, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом о контрактной системе не установлено иное. Комиссией Управления установлено, что в извещении об осуществлении закупки Заказчиком указано на проведение конкурентной процедуры в соответствии с ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе.
Также Комиссии Управления установлено, что в описании объекта закупки в том числе указано: "Ручная уборка": "Единица измерения - месяц": "садово- парковые дорожки: 7826,24 м2" На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что конкретная процедура осуществляется Заказчиком в соответствии с ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе, так как Заказчику не представляется возможным определить объем закупаемых услуг, а также отметил, что единицы измерения в отношении 2024-37761 14 каждой из работ определены Заказчиком корректным образом, а указание единицы измерения "м2" определено в отношении необходимой к уборке территорий, а не всей услуги. Комиссия Управления отмечает, что в извещении и описании объекта закупки в отношении работ "Ручная уборка" однозначно определена единица измерения, в частности указано "Единица измерения - месяц".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы в части разночтений извещения не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Также Комиссия Управления отмечает, что, вопреки доводам жалобы, в отношении ряда работ Заказчиком не определен объем работ, так, например в отношении работ "Валка, корчевка деревьев", отсутствует указание на количество необходимых к валке и корчевке объектов, что указывает на правомерность закупки таких работ в соответствии с ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе. Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что в отношении закупаемых работ "Механизированная уборка", "Ручная уборка" в описании объекта закупки Заказчиком определен объем работ, необходимый к выполнению в рамках одного месяца, так, например в отношении работ "Механизированная уборка" указано "Кол-во: 2347,87", "Ед. изм.: м2", "очистка дорожек (асфальтовых покрытий) от грязи щеточными очистителем, от снега щеточными снегоочистителем - не реже 1 раза в день" в связи с чем проведение закупки таких работ в соответствии с ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе является неправомерным. Вместе с этим на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено пояснений, указывающих в связи с чем такие работы подлежат закупке в соответствии с ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе, в то время как объем и сроки промедления работ определены Заказчиком в описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованости довода в части, а также о нарушении Заказчиком ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Также Комиссией Управления установлено, что в составе жалобы Заявитель указывает на то, что максимальная цена контракта сформирована Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч.5, 8 и 10 ст.99 Закона о контрактной системе. П.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к определению и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, 2024-37761 15 начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с п.2 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, рассмотрение жалоб участников закупок на предмет правомерности обоснования и расчета начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Московского УФАС России, в связи с чем не подлежат рассмотрению. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-37761 16
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Саукова Е.Е. на действия ФГБУК "ГМИИ им. А.С. Пушкина" обоснованной в части формирования лота, закупки части работ в соответствии с ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4, 6 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Жалобу в части доводов о неправомерности формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения на основании положений ст.99 Закона о контрактной систем 4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.А. Матюшенко М.В. Сорбучева Исп.Матюшенко А.А.тел.8(495) 784-75-05 2024-37761
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 августа 2024 г. N 077/06/106-10949/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024