Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В.Сорбучевой, рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России: Е.В. Антипина (по доверенности от 05.06.2024 N1), ИП Игнатьева О.А.: А.О. Игнатьевой (по доверенности от 15.12.2022 Nб/н), рассмотрев жалобу ИП Игнатьева О.А. (далее - Заявитель) на действия ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку реагентов диагностических (Закупка N 0373100077824000016) (далее - аукцион, электронный аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-37905 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в описании объекта закупки в нарушение Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, 2024-37905 3 документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в описании объекта закупки должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, ст.33 Закона о контрактной систем содержит в себе закрытый перечень случаев, когда Заказчик в праве закупать товары конкретного производителя, во всех остальных случаях, совокупности всех требований извещения, в том числе и всем требованиям описания объекта закупки, должны соответствовать товары как минимум двух различных производителей.
Согласно доводам Заявителя в нарушение требований ст.33 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены избыточные и ограничивающие требования к закупаемым реагентам, не позволяющие предложить иной аналогичный товар. При этом, по мнению Заявителя, такими неправомерным требованием является следующее требование описания объекта закупки Технического задания, например, по п.1 "Общая лактат-дегидрогеназа ИВД, реагент": "Биохимические наборы прошли клинические испытания (есть акты) на имеющемся в лаборатории сложном диагностическом оборудовании - биохимическом анализаторе ERBA XL 200 с принадлежностями.". Так, в обоснование своей позиции о неправомерном формирование описания объектов закупки Заявитель указывает, что эксплуатационная документация анализатора Erba XL, размещенная в составе регистрационного удостоверения на официальном сайте реестра медицинских изделий Росздравнадзора, не содержит ограниченного перечня медицинских изделий, предназначенных к совместному применению (наборов диагностических реагентов), а также не содержит иных ограничений в отношении применяемых совместно с анализатором диагностических реагентов Erba XL.
Таким образом, Заявитель подчеркивает, что анализатор Erba XL является анализатором "открытого типа". Более того, Заявитель также указывает, что проведение анализа с реагентами производится ручным методом, с использованием программируемого фотометра, а также биохимического анализатора открытого типа, что также подтверждается 2024-37905 4 сведениям из регистрационного удостоверения на реагенты Erba XL NФСЗ 2011/09968 от 14.05.2019.
Ввиду чего установление подобного требования о наличии актов клинических испытаний неправомерно, поскольку подтверждением о совместимости реагентов с медицинским оборудованием устанавливается при регистрации медицинского изделия.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что целью указанных в измененном Техническом задании дополнительных характеристик было проверка соответствия поставляемых реагентов требованиям к работе биохимического анализатора и возможность проведения исследований в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. В свою очередь, по мнению Заказчика, согласно российскому законодательству регистрационное удостоверение подтверждает использования медицинского изделия на территории Российской Федерации, а не является документом, подтверждающий совместимость расходных материалов с основным медицинским оборудованием в отличие от протокола (акта) исследования проведения испытания.
Таким образом, наличие в составе заявки участника аукциона декларации соответствия поставляемых товаров условиям извещения, наличие регистрационного удостоверения на предлагаемые реагенты не является достаточным основанием для установления соответствия. При проведении приемки Заказчик должен убедиться в том, что поставляемый товар полностью соответствует требованиям контракта, в том числе требованию о совместимости. А участник закупки, в свою очередь, должен подтвердить, что поставленный им товар таким требованиям отвечает. Иными словами, обязанность доказывания соответствия товара требованиям контракта лежит на поставщике.
На основании изложенного представитель Заказчика приходит к выводу, что Заказчик вправе требовать у поставщика документы, подтверждающие совместимость. Вместе с тем представитель Заказчика подчеркнул, что требованиям описания объектов закупки будут соответствовать не только реагенты компании Erba XL, но и реагенты, если их совместимость будет доказана участником аукциона. В обоснование своей позиции представитель Заказчика приложил регистрационное удостоверение NФСЗ 2011/0995 от 14.05.2019, информационное письмо от 23.05.2024 N51 компании АО "Эрба Рус", электронный документ "валидация XSYS0003 AMY 110 440 XL 1000 12000017 243 I".
Вместе с тем Комиссией Управления определено, что из положений извещения об осуществлении закупки не следует информация о необходимости закупки реагентов совместимых с оборудованием компании Erba XL вследствие уникальных свойств медицинского оборудования с целью его использования, поскольку данное требование установлено к части позиций описания объектов закупки. 2024-37905 5 Из представленных Заказчиком документов и сведений также не следует однозначный вывод о необходимости использования реагентов совместимых с анализатором Заказчика. Более того, Комиссия Управления считает необходимым отметить, что Заказчик в обоснование своей позиции предоставил электронный документ "валидация XSYS0003 AMY 110 440 XL 1000 12000017 243 I", подтверждающий совместимость системного реагента амилаза ЭРБА с оборудованием Заказчика, ввиду проведенных испытаний. В свою очередь, Комиссия Управления не может согласиться с позицией Заказчика, поскольку ст.33 Закона о контрактной системе содержит в себе закрытый перечень случаев, когда Заказчик вправе закупать товары конкретного производителя, во всех остальных случаях, совокупности всех требований извещения, в том числе и всем требованиям описания объектов закупки, должны соответствовать товары как минимум двух различных производителей. Более того, на заседание Комиссии Управления представитель Заказчика указывает о возможности поставки реагентов разных производителей, однако документов и сведений, подтверждающих данную позицию Заказчика, представителем Заказчика на заседании Комиссии Управления не представлено. Исходя из всего вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что совокупности установленных требований соответствует исключительно реагенты единственного производителя "Erba XL".
На основании вышеизложенного, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании требований извещений об осуществлении закупок, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Между тем в ходе проведения внеплановой проверки действий Заказчика Комиссией Управления установлено, что в заполняемом в структурированном виде описании объекта закупки Заказчиком неправомерно не установлен весь перечень характеристик к закупаемым реагентам, в частности, предусмотренные в том числе описанием объектов закупки Технического задания, что, в свою очередь, препятствует правомерному формированию структурированной заявки.
На основании ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ). 2024-37905 6 На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пп. "а", "б" п.5 Правил использования КТРУ. П.6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно.
Таким образом, Заказчики формируют структурированное описание объекта закупки с использованием функционала единой информационной системы при формировании извещения. При этом Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в составе Технического задания установлены характеристики, не отражённые в составе извещения, например, требование по п.1: "Биохимические наборы прошли клинические испытания (есть акты) на имеющемся в лаборатории сложном 2024-37905 7 диагностическом оборудовании - биохимическом анализаторе ERBA XL 200 с принадлежностями.". Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что в составе структурированной формы извещения предъявлены следующие требования по п.1 "Моющий/чистящий раствор ИВД, для автоматических/полуавтоматических систем" позиции КТРУ 21.20.23.110-00005566: "Назначение: Для анализаторов Erba XL; Объем реагента: > 50 и 100 Кубический сантиметр;^миллилитр".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком не исполнено надлежащим образом требование об указании требований к товарам с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, характеристики отсутствуют в разделе "Характеристики товара, работы, услуги". Более того, предъявление требований к закупаемому товару в разных частях извещения о проведении закупки изначально не отвечает положениям ст. 33 Закона о контрактной системе. В данном случае Заказчику во исполнение требований п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, Правил пользования КТРУ надлежало отразить все характеристики закупаемых товаров в разделе "Характеристики товара, работы, услуги" с указанием в соответствующих графах наименования, значения и единицы измерения характеристик, чего Заказчиком сделано не было. Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что положения извещения сформированы Заказчиком таким образом, что не позволяют участникам закупки представить сведения о поставляемых изделиях надлежащим образом, посредством заполнения сведений, указанных в структурированной формы извещения, размещенной в соответствии ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
На основании всего вышеизложенного, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.6 ст.23, ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Управления также
установила
следующее. На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком не исполнено надлежащим образом ранее выданное предписание от 16.07.2024 по делу N 077/06/106-9436/2024 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе (далее - Предписание). 16.07.2024 Комиссией Управления проведена внеплановая проверка на действия Заказчика при исполнение ранее выданного предписания от 06.06.2024 по делу N077/06/106-7495/2024, по результатам которого были выявлены нарушения положений п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, так как Заказчиком не исполнено в полном объёме и надлежащим образом в установленный срок обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений 2024-37905 8 законодательства о контрактной системе по делу N077/06/106-7495/2024 от 06.06.2024.
Так, в рамках дела N 077/06/106-9436/2024 от 16.07.2024 определено, что Заказчиком неправомерно изменения в извещение о проведении электронного аукциона от 30.05.2024 не вносились, ввиду чего были установлены требования к закупаемым реагентам, не позволяющие предложить товары иных производителей помимо ERBA XL.
Согласно п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Вместе с этим Заказчику было выдано обязательное для исполнения Предписание.
Согласно Предписанию Заказчику необходимо совершить в том следующие действия: "1.Заказчику исполнить ранее выданное обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 06.06.2024 по делу N 077/06/106-7495/2024; Заказчику в срок до 16.08.2024 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru".
Комиссией Управления установлено, что 02.08.2024 Заказчиком размещена новая редакция извещения. Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления в рамка рассмотрения данной жалобы, в действующей редакции извещения Заказчиком по прежнему установлены требования к закупаемому товару, таким образом, что совокупности всех установленных требований соответствует исключительно реагенты производства компании "Erba XL".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Предписание не исполнено Заказчиком в полном объеме.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-37905 9
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Игнатьева О.А. на действия ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.А. Матюшенко М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-37905
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 августа 2024 г. N 077/06/106-10689/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024