Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц связи), при участии представителей: Библиотеки иностранной литературы: Потапова Б.Е. (по доверенности от 18.01.2024 N40-01), ИП Саукова Е.Е.: Разумова Н.М. (по доверенности от 04.09.2023 Nб/н); рассмотрев жалобу ИП Саукова Е.Е. (далее - Заявитель) на действия Библиотеки иностранной литературы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание клининговых услуг (2024-2025 г.) (Закупка N 0373100109624000019) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-37739 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системы не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. 2024-37739 3 1.В составе жалобы Заявитель обжалует неправомерное установление требований к количеству персонала, необходимого для оказания услуг, а также к производственным мощностям участника закупки.
Согласно доводам жалобы, установление требований к числу сотрудников фактически определяет количество требуемых трудовых ресурсов участника закупки. Так, Заявитель отмечает, что из положений описания объекта закупки не следует, что при отличном от установленного Заказчиком количества сотрудников исполнитель контракта не сможет оказать необходимый объем услуг. Комиссией Управления определено, что п. 6 Технического задания предусмотрено: Список работников, оказывающих услуги, должен быть предоставлен Исполнителем в течение 1 (Одного) рабочего дня с момента заключения контракта. Количество работников должно быть не менее 10 (Десяти) человек (в том числе 2 человека: 1 уборщик помещений, 1 дворник -разнорабочий дом N6). Оборудование, инструмент, техника, прописанные в техническом задании и необходимые для уборки помещений, должны быть поставлены не позднее 2 (Двух) рабочих дней с даты заключения контракта.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что для Заказчика важно качественное получение услуг по уборке, и, учитывая специфику работы Заказчика, установленное для исполнителя контракта, количество работников на объекте соответствует потребности Заказчика в данном виде услуг (с учетом метража здания и территории и прочее). П.3 Технического задания установлены объемы оказываемых услуг, а именно:
3.1. Комплексная и поддерживающая уборка внутренних помещений БИЛ: уборка внутренних помещений - 12 241,45 кв.м.;+ 1039,3 кв м (дом N6); уборка помещений книгохранения - 9231 кв.м.; уборка санузлов - 75 туалетных комнат; + 12 (дом N6); уборка помещений кухонь - 71,1 кв.м.; уборка дворовой и прилегающей территории: ул. Николоямская дом N4 - 200 кв.м.; ул. Николоямская дом N6 - 900 кв.м. включая сцену и открытую террасу.
3.2. Уборка до и после мероприятий: подготовка помещений перед мероприятиями; уборка мусора после мероприятий;
3.3. Мытье окон зданий БИЛ: мытье окон без участия альпинистов - 4 930,0 кв.м. + 407 кв.м. (дом N6); 2024-37739 4 мытье окон с привлечением альпинистов - 2 837,0 кв.м. + 151,2 кв.м. (дом N6). 3.4.
Замена грязезадерживающих ковров: 85-91 см х 150 см - 3 шт. (дом N1 ), 1 шт. ( д. N 6) 115-130 см х 400 см - 2 шт.( дом N1) 150-180 см х 250 см - 2 шт. (дом N1). 1 шт. ( д. N 6) 3.5.
Очистка крыши от наледи и сосулек в зимний период, вывоз снега: очистка крыши, вывоз снега д. 4 - 243,0 кв.м.; очистка крыши, вывоз снега д. 6 - 820,0 кв.м.; очистка крыши от сосулек д.1, стр.1.
Таким образом общий метраж убираемых поверхностей превышает 25 тысяч кв.м. При этом начальная максимальная цена контракта (далее - НМЦК) рассчитана исходя из необходимого числа исполнителей услуги, следовательно, все потенциальные участники закупки обладали равными правами на участие в торгах, так как в случае недостаточности трудовых ресурсов у потенциального участника закупки такой участник обладал возможностью нанять дополнительный персонал, так как затраты на него уже включены в НМЦК. Следовательно, условие о количестве специалистов, привлекаемых в целях оказания услуг по комплексной уборке в рассматриваемом случае не является и не может являться условием, ограничивающим необходимого количества участников закупки, поскольку устанавливает самое минимальное количество персонала, которое только возможно для предоставления услуг по уборке. Данные выводы также подтверждаются Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда NА40-275530/2023 от 03.06.2024.
Также представитель Заказчика отметил, что исходя из совокупности требований Технического задания Заказчиком установлен перечень необходимого оборудования и техники для качественного оказания услуг (выполнения работ) на объекте Заказчика, которое будет поставлено на объект Заказчика. Данные положения не противоречат требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе. Вместе с тем в силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. В составе жалоб Заявитель указывает, что Заказчиком в нарушение ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, неправомерно неустановлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п.14 приложения к 2024-37739 5 постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571).
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановлением N 2571.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Комиссией Управления установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 31.07.2024 N0373100109624000019 объектом закупки является оказание клининговых услуг с начальной (максимальной) ценой контракта 13 095 705,52 рублей. Комиссией Управления установлено, что согласно извещению Заказчиком предъявлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п.36 приложения к постановлению N 2571. 2024-37739 6 Согласно пп."а" п.3 Постановления N2571 положения Постановления N2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиция Приложения применяется с учетом положений п.3 Постановления N2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок";
- позиции 14, 15 и 36 Приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн.рублей.
Согласно п.14 Приложения к постановлению N 2571 при проведении закупочной процедуры объектом которой являются работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Согласно п.15 Приложения к постановлению N 2571 при проведении закупочной процедуры объектом которой являются работы по текущему ремонту зданий, сооружений к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования.
Согласно позиции 36 Приложения к постановлению N 2571 при проведении конкурентных процедур по оказанию услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличием опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно доводам жалобы в рамках оказания услуг также предусмотрены услуги по очистка крыши от наледи и сосулек в зимний период, что относится к техническому обслуживанию здания, в связи с чем Заказчик обязан был установить требования к участникам закупки по п.14 Приложения к постановлению N 2571.
Не согласившись с доводами жалобы, представитель Заказчика пояснил, что работы по уборке крыши от наледи и сосулек составляет незначительную часть от общего объема оказываемых услуг по уборке помещений, являющихся объектом закупки и в отношении которых установлены соответствующие требования. Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя, так и в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также не указано каким именно образом требования Заказчика ограничивают участников закупочной процедуры. При таких данных у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе, ввиду чего Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы является необоснованным. 2024-37739 7 Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Саукова Е.Е. на действия Библиотеки иностранной литературы необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.А. Кутейников А.И. Рахматуллаев Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-37739
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 августа 2024 г. N 077/06/106-10877/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024