Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченных представителей ГБУ "Ритуал": Н.В. Федоровой (доверенность N 01- 18/686 от 05.07.2024), С.В. Пинчук (доверенность N 01-18/376 от 12.04.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ИП Цебеков Д.В.: М.Н. Харкебеновой (доверенность б/н от 30.05.2024), рассмотрев обращение ГБУ "Ритуал" о включении сведений об ИП Цебеков Д.В. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-37482 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУ "Ритуал" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Цебеков Д.В. (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку почвогрунта для сеянцев, саженцев деревьев и кустарников (реестровый N 0373200657324000108). 30.05.2024 между Заказчиком и ИП Цебеков Д.В. заключен государственный контракт N0373200657324000108-44/2024 (реестровый N2774309622424000153) на поставку почвогрунта для сеянцев, саженцев деревьев и кустарников (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 24.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ИП Цебеков Д.В. существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) 2024-37482 3 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 24.07.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта начало срока поставки: 1 рабочий день c даты заключения контракта.
Согласно 3.2 Контракта окончание срока поставки: 20 рабочих дней с даты заключения контракта. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что Заказчиком в адрес Исполнителя направлены заявки на поставку почвогрунта N1 от 31.05.2024 со сроком поставки с 31.05.2024 по 28.06.2024 и N2 от 07.06.2024 со сроком поставки с 13.06.2024 по 14.06.2024.
Товар в указанный срок Исполнителем не поставлен, что является неисполнением условий Контракта. Пунктом 5.4.1.
Контракта установлено, что Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить товары в соответствии с условиями Контракта и выполнить сопутствующие работы, услуги в соответствии с требованиями Технического задания. В связи с неисполнением условий контракта, Заказчиком в адрес Исполнителя направлены требования об оплате штрафа (по заявке N1) N 28-10/350 от 16.07.2024 и (по заявке N2) N 28-10/316 от 26.06.2024, а также информационное письмо N 28- 10/321 от 01.07.2024.
По состоянию на 22.07.2024 Исполнителем не исполнены обязательства в полном объеме. По состоянию на 06.08.2024 заявка N 1 исполнена частично в объеме 59 м3, заявка N 2 не исполнена. Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что Заказчиком 31.05.2024 и 07.06.2024 направлены заявки на поставку товара. Пунктом 2.6. Технического задания предусмотрено, что "Заявка направляется Поставщику посредством электронной почты не менее чем за 3 (три) рабочих дня до даты начала поставки товара, указанной в заявке". В сведениях о заказчике в Договоре указаны следующие адреса электронной почты: PinchukSV@ritual.mos.ru , info-ritual@ritual.mos.ru.
Вместе с тем, заявки на поставку товара поступили со следующих электронных адресов - 2024-37482 4 blago2023@yandex.ru (31.05.2024), rss@ritual.mos.ru (07.06.2024). 26.06.2024 Исполнителем в адрес Заказчика направлено письмо исх. N104 от 26.06.2024 подтверждающее получение поставок, а также о возможных нарушениях сроков поставки в связи с погодными условиями. 28.06.2024 Исполнителем направлено письмо исх. N105 от 28.06.2024 в адрес Заказчика о согласовании дат поставок по заявленным адресам. Исполнителем была проведена работа по исполнению своих обязательств, осуществлены поставки по адресам:
г. Москва, ул. Подольских Курсантов, вл. 24., г. Москва, Донская площадь, вл. 1., г. Москва, Южное Бутово, по улице Южнобутовской, г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 24., поселение "Мосрентген", 21-й км Киевского шоссе согласно заявленным объемам. 05.08.2024 Исполнителем было направлено 7 единиц автотехники с почвогрунтом по ранее достигнутой договоренности с Заказчиком, однако машины простояли по адресу г. Москва, 4-ый Лихачевский переулок, д. 5, стр.
1. ожидая запуска на территорию.
Также транспортные средства Исполнителя с товаром прибыли по адресам 06.08.2024, однако также не были запущены на территорию Заказчика. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика подтвердил получения письма от Исполнителя о поставки товара на 05.06.2024 и оформления пропусков. Комиссия Управления отмечает, что Исполнителем 05.08.2024, 06.08.2024 была осуществлена поставка в адрес Заказчика, что подтверждается снимками экрана телефона глобальной навигационной спутниковой системы (Глонасс), однако Заказчиком товар принят не был. Кроме того Исполнителем в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещены документы о приемке N 148 от 05.08.2024, N 149 от 05.08.2024, N 150 от 05.08.2024, которые остались без рассмотрения. На обозрение Комиссии Управления представитель Исполнителя предоставил видеозапись о поставке товара по адресу Заказчика и переписку между Исполнителем и Заказчиком посредством сервиса обмена мгновенными сообщениями и голосовой связи "WhatsApp".
Комиссия Управления не принимает, вышеуказанные документы, как допустимые доказательства, поскольку Комиссии Управления невозможно установить когда, кем и при каких обстоятельствах сделана данная видеозапись и переписка.
Также Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из ЕИС установлено, что Исполнителем исполнены обязательства по Контракту на 159 090,55 руб. из 701 077,00 руб., что подтверждается документами о приемки N 91 от 12.07.2024 (испр. N 1 от 18.07.2024), N 118 от 18.07.2024, N 119 от 18.07.2024, N 120 от 18.07.2024, N 124 от 26.07.2024 (испр. N 1 от 30.07.2024).
По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения 2024-37482 5 участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. 2024-37482 6 Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУ "Ритуал" во включении сведений в отношении ИП Цебеков Д.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: К.В. Змиевская С.Р. Гаришин Исп.Гаришин С.Р. 2024-37482
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 августа 2024 г. N 077/10/104-10564/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024