Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Луневича - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, А.А. Белолипецкой - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченных представителей ГБУ "Жилищник Пресненского района" Богдановой А.В. (доверенность N15 от 12.08.2024), Федоренко А.О. (доверенность б/н от 13.02.2024), а также в присутствии уполномоченных представителей ООО "ЮНИДЕФЕНС": Баймурзаевой Ш.А. (доверенность б/н от 08.08.2024), генерального директора Якубова А.Ф., рассмотрев обращение ГБУ "Жилищник Пресненского района" о включении сведений об ООО "ЮНИДЕФЕНС", в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной 2024-37945 2 системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУ "Жилищник Пресненского района" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ЮНИДЕФЕНС" (далее - Исполнитель, Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением государственного контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной-сметной документации на устройство АПС в помещениях досуговых клубов (реестровый N 0373200081224000261). 24.06.2024 между Заказчиком и ООО "ЮНИДЕФЕНС" заключен государственный контракт (реестровый N 0373200081224000261) на выполнение работ по разработке проектной-сметной документации на устройство АПС в помещениях досуговых клубов (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 26.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "ЮНИДЕФЕНС" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, 2024-37945 3 исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п.2 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 26.07.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно условиям Контракта начало срока выполнения работ: 1 календарный день c даты заключения контракта. Окончание срока выполнения работ: 60 календарных дней с даты заключения контракта.
Согласно решению Заказчика 19.07.2024 г. от подрядчика в адрес Заказчика поступило обращение N 493, из которого следует, что подрядчиком осуществлена приостановка работ, предусмотренных контрактом. Заказчик, руководствуясь ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.95 Закон о контрактной системе, пп. 5.2.3 и 8.1.1.3 Контракта принял решение о нецелесообразности продолжения выполнения работ подрядчиком и расторгает с ним контракта путем одностороннего отказа от исполнения обязательств. В свою очередь на заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что до момента истечения срока исполнения обязательств по Контракту и срока выполнения работ, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от Контракта, которое оформлено письмом от 26.07.2024 исх. N 32-44/24-1.
На момент принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке со стороны Заказчика, прошло 32 дня. После заключения договора, Подрядчик начал исполнять свои обязательства. В адрес Подрядчика со стороны Заказчика 25.06.2024 г. письмом NП-06-24 направлено требование о предоставлении разрешительных документов для 2024-37945 4 исполнения контракта. Подрядчик своевременно направил лицензию, СРО и аттестацию, что подтверждается письмом N435. Далее 25.06.2024 г. Подрядчик запросил контакты ответственного лица. Предоставлен контакт был только 02.07.2024, письмо N07/06/24.
Однако, данный специалист уведомил, что не является таковым, не понимает почему его указали и нам следует ожидать, когда повторно отправят актуальные контактные данные (приложен скрин переписки ватсап от 05.07.2024).
Эти контактные данные от Заказчика так и не были получены. 02.07.24 после того, как указанное контактное лицо сообщило, что он не обладает ни исходными данными, ни любой другой информацией необходимой для выполнения работ, Подрядчик направил соответствующий запрос Заказчику. Во исполнение обязательств, предусмотренных п. 2.4 Контракта ,Заказчик в течение 10 (десяти) календарных дней с момента заключения Контракта предоставляет Подрядчику исходные данные по объектам, указанным в Приложении 1 "Перечень объектов закупки", в том числе актуальный инженерно- топографический план в необходимом масштабе. 04.07.2024 г. Заказчик с опозданием предоставил данные, однако, предоставлены были не инженерно-топографические планы как указано в требованиях договора, а выкопировки из техпаспорта БТИ в виде поэтажного плана и экспликации помещений. Кроме того, планы также не были предоставлены в полном объеме, а именно не был предоставлен план по одному из адресов. 05.07.2024 Общество получило контакт Начальника отдела КР ГБУ "Жилищник Пресненского района", который сообщил о дополнительных требованиях, которые Заказчик не предусмотрел в тексте контракта, а именно о форме запроса для допуска на объекты с целью проведения предпроектного обследования. В целях надлежащего исполнения своих обязательств Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 460 от 08.07.2024, где уведомил о необходимости предоставить доступ на объект сотруднику Подрядчика, специально для этого командированному в период с 08.07.2024 по 19.07.2024 для проведения предпроектного обследования. Комиссия Управления отмечает, что согласно п.8.1.1.3 Контракта "Основания расторжения Контракта в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта по инициативе Заказчика: Подрядчик не приступает к исполнению Контракта в срок, установленный Контрактом, или выполняет работы так, что окончание их выполнения к сроку, предусмотренному Контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе выполнения работ стало 2024-37945 5 очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом в установленный Контрактом срок". Комиссия Управления отмечает, что констатация Заказчиком возможного неисполнения своих обязательств со стороны Подрядчика в установленные контрактом сроки является субъективным мнение Заказчика, которое не может однозначно утверждать, что Подрядчик не исполнил бы свои обязательства в предусмотренные сроки и такое утверждение не может быть принято Комиссией Управления как исчерпывающее доказательство недобросовестных действий Подрядчика. При этом из Решения о расторжении контракта не следует, что Исполнителем нарушены условия исполнения контракта. Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Исполнителя, Комиссией Управления установлено, что Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение условий Контракта, тем самым явно выражая намерение к его исполнению. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. 2024-37945 6 По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-37945 7
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУ "Жилищник Пресненского района" во включении сведений в отношении ООО "ЮНИДЕФЕНС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председатель комиссии А.С. Спирякова Члены комиссии: А.А. Луневич А.А. Белолипецкая Исп.Луневич А.А. 2024-37945
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 августа 2024 г. N 077/10/104-10998/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024