Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГБУ "Автомобильные дороги ВАO": А.Н. Дородных (по доверенности от 18.01.2024 N 2-И), в отсутствие представителей ИП Нощенко А.А., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных посредством функционала Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ИП Нощенко А.А. (далее - Заявитель) на действия Мосжилинспекции (далее - Заказчики) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на мониторинг технического состояния жилищного фонда города Москвы, включенного в Программу реновации (Закупка N 0173200001324000019) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 2024-37532 2 государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - комиссия Заказчика) при проведении вышеуказанного конкурса. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушены нормы Закона о контрактной системе в результате отклонения заявки Заявителя. Так, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.08.2024 NИЭОК1 извещения об осуществлении закупки заявка ИП Нощенко А.А. с идентификационным номером 916400 отклонена на следующем основании: "Отклонить заявку на участие в закупке по п.1 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона 44-ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям" в составе заявки отсутствует "Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Сформировано в Единой автоматизированной информационной системе торгов города Москвы Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой".
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп."м" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой. При этом пп.1 п.18.2 Информационной карты по проведению аукциона в электронной форме предусмотрено аналогичное пп."м" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе требование к составу заявки участника закупки на участие в 2024-37532 3 аукционе: "Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что заявки Заявителя признана несоответствующей в связи с тем, что в составе заявки Заявителя отсутствовало решение об одобрении или о совершении крупной сделки. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что согласно п. 1, 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Следовательно, из нормы закона следует, что индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом.
Таким образом, нормами действующего законодательства установлено, что индивидуальный предприниматель - это физическое лицо (а не юридическое), имеющее право заниматься предпринимательской деятельностью (то есть деятельностью, основной целью которой является получение прибыли) с момента регистрации такого лица в качестве в соответствующем государственном органе. Следовательно, для индивидуального предпринимателя, являющегося физическим лицом, в составе заявки предоставление решения об одобрении крупной сделки не требуется, поскольку индивидуальный предприниматель в силу закона действует самостоятельно, от своего имени и в своих интересах. Под действие Закона о контрактной системе в части предоставления решения о совершении или одобрении крупной сделки индивидуальный предприниматель не подпадает.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что у комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для признания заявки ИП Нощенко А.А. несоответствующей, ввиду непредставления в составе заявки решения об одобрении крупной сделки.
В силу ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в 2024-37532 4 заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1 ст.31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п.4 ст.2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п.3 или п.4 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, решение комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя, по основанию указанному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является неправомерным и нарушает положения ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-37532 5
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Нощенко А.А. на действия комиссии Мосжилинспекции обоснованной.
2.Признать в действиях комиссии Заказчика нарушения ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий: Н.А. Узкий Члены комиссии: Э.З. Гугава А.А. Матюшенко Исп.Гугава Э.З. тел.495-784-75-05 вн. 2024-37532
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 августа 2024 г. N 077/06/106-10734/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024