Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Cпециалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГБУЗ "ЦПРиН ДЗМ": И.Е. Хабарова (доверенность N б/н от 09.08.2024), В.Ю. Лопиной (доверенность N б/н от 09.08.2024), НАО "Нитриленд": И.В. Осина (доверенность N 6 от 01.07.2024), ООО "Лиом": А.Р. Изотовой (доверенность N б/н от 12.08.2024). рассмотрев жалобу НАО "Нитриленд" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ЦПРиН ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходного материала медицинского назначения (перчатки) для нужд ГБУЗ "ЦПРиН ДЗМ" в 2024 г. (среди субъектов малого предпринимательства) (Закупка N 0373200002824000188) (далее - 2024-37647 2 аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что требования к характеристикам закупаемых изделий "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" установлены Заказчиком в нарушение положений государственного стандарта. В частности Заявитель указывает, что требования к значению характеристики "Одинарная толщина среднего пальца перчатки: >= 0.1 мм" установлены в нарушение положений ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (далее - ГОСТ Р 52239-2004).
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. П.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик должен использовать при формировании описания объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, 2024-37647 3 документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в извещении о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления определено, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к закупаемым изделиям, например по п.1 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Одинарная толщина среднего пальца перчатки: >= 0.1 мм", "Тип поверхности: Текстурированная на пальцах", при этом разделе "Обоснование дополнительных характеристик" Заказчиком указано следующее: "Толщина перчаток- для механической прочности и тактильной чувствительности каждой перчатки ". Вместе с этим Комиссией Управления установлено, что в таблице 2 "Размеры и допустимые отклонения" ГОСТ Р 52239-2004 толщина перчаток определена с указанием слов "не менее", например "Толщина (в точках, указанных на рисунке 2), мм, не менее: Гладкая поверхность - 0,08; текстурированная поверхность - 0,11".
Также в ГОСТ Р 52239-2004 указано: "Толщина одной стенки перчатки, измеренная, как описано выше, должна быть не менее 0,08 мм для гладкой и 0,11 мм - для текстурированной поверхности".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что спорное требование установлено Заказчиком в нарушение положений государственного стандарта, при этом размещенное в описании объекта закупки обоснование использования характеристики очевидно не является обоснованием, предусмотренным п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так как указывает на установление требования для обеспечения прочности изделия, в то время как минимальное значение толщины перчатки установлено Заказчиком менее значений, предусмотренных государственным стандартом. Кроме того в размещенном Заказчиком обосновании установления требования к спорной характеристике указано на необходимость соответствия изделия ГОСТ 52239-2004. 2024-37647 4 На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены неправомерные и необоснованные требования к характеристикам закупаемых изделий, так, в частности Заявитель указывает на следующие требования:
- требование к длине закупаемых изделий, в частности: "Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты: 240
400 мм", "Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты:
250
265 мм", "Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты:
245
260 мм";
- требование к цвету изделий, в частности: "В описании закупки для объекта N 8 указано: "Цвет внешнего слоя: Зеленый, синий"; объекта N 6: "Цвет внешнего слоя: оранжевый"; объекта N 7: "Цвет внешнего слоя: оранжевый, цвет внутреннего слоя: черный";
- требование к наличию у изделия внутреннего покрытия с конкретным увлажняющим компонентом внутреннего покрытия, например: "Обработка внутренней поверхности изделия: Увлажняющее покрытие с Алое Вера";
- требование к классу риска медицинского изделия, например "Класс потенциального риска: 2А". При этом Заявитель указывает, что оспариваемые требования не предусмотрены государственными стандартами, в частности ГОСТ Р 52239-2004, МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1. "Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации" (далее - МР 3.5.1.0113- 16. 3.5.1).
Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены, например, следующие требования к закупаемым изделиям:
- по п.1 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты: 240 и
400", при этом содержится обоснование установления требований к изделию: "Длина перчатки для обеспечения повышенной защиты от попадания биологической или иной жидкости.";
- по п.4 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Класс потенциального риска: 2А", "Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты: 250
265 мм", "Обработка внутренней поверхности изделия: Увлажняющее покрытие с Алое Вера", при этом содержится обоснование установления требований к изделию: 2024-37647 5 "Удлиненные для обеспечения повышенной защиты от попадания биологической или иной жидкости", "Класс потенциального риска предназначены для отделений, в которых имеется контакт с биологической и иными жидкостями", "Обработка внутренней поверхности изделия способствует увлажнению и питанию кожи рук медицинского персонала, оказывает противовоспалительный эффект, предотвращающий болезни кожи рук персонала";
- по п.7 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Цвет внешнего слоя: Оранжевый", Цвет внутреннего слоя: Черный", при этом содержится обоснование установления требований к изделию: "Цвет внешнего и внутреннего слоя для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием и в процессе проводимых манипуляций (контроль проколов и порезов)".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к характеристикам изделия установлены Заказчиком в соответствии с потребностью учреждения, при этом в описании объекта закупки содержится соответствующее обоснование установления оспариваемых требований, выражающее потребность Заказчика, кроме того, вопреки доводам жалобы, ГОСТ Р 52239-2004 устанавливается требования к длине перчаток со словосочетанием "не менее", а не в виде конкретного значения, ввиду чего указанные Заказчиком требования не противоречат данному стандарту. Медицинское изделие, используемое в процессе работы, должно обеспечивать удобство, комфорт использования и безопасность. Заказчиком установлены требования к функциональным техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, являющимся существенными для Заказчика. Цвет перчаток позволяет идентифицировать перчатки с определенной текстурой и используемые отдельными отделениями учреждения и отличить их при приемке и распределении между подразделениями Заказчика от прочих перчаток, применяемых другими подразделениями Заказчика. Большое количество производителей предлагают медицинские перчатки, указанных в Описании объекта закупки цветов. Такие цвета перчаток способствуют своевременной индикации прокола перчатки и своевременной визуализации попадания биологических жидкостей на поверхность перчатки. Применение указанных перчаток обеспечивает идентификацию медицинских изделий при приемке и распределении между подразделениями Заказчика и медицинским персоналом. В различных подразделениях Заказчика применяются медицинские перчатки с различной текстурой поверхности и различной толщиной, предусмотренные для конкретного подразделения Заказчика и применяемые при 2024-37647 6 различных медицинских, диагностических манипуляциях.
Таким образом обеспечивается безопасность работы медицинского персонала, поскольку применение персоналом перчаток, предназначенных для другого подразделения, может привести к повышенному риску инфицирования, разрыву перчатки, нерациональному расходованию бюджетных средств. Возможность визуальной идентификации медицинского изделия облегчает процесс распределения медицинских изделий между подразделениями и значительно упрощает процесс работы. Кроме того, цвет перчатки имеет значение при проведении диагностических/смотровых процедур ввиду необходимости идентификации попадания биологических жидкостей на поверхность перчатки. Несвоевременная идентификация биологических жидкостей либо химических веществ на поверхность перчатки может привести к необратимым последствиям и являться причиной инфицирования медицинского персонала.
Таким образом, цвет медицинских перчаток, применяемых при ряде процедур, является основополагающей характеристикой, обеспечивающей безопасность пациентов и персонала.
Также представитель Заказчика отметил, что совокупности требований извещения соответствуют изделия множества разных производителей, так, например, соответствуют следующие изделия:
- изделие "Перчатки нитриловые диагностические нестерильные неопудренные текстурированные BioAncore по ТУ 22.19.60-001-31887864-2019", производства ООО "Альянс Плюс" (регистрационное удостоверение NРЗН 2021/15351 от 17.09.2021);
- изделие "Перчатки медицинские латексные, нитриловые и виниловые, стерильные и нестерильные, опудренные и неопудренные", производства компании "ТЖ Медикал Сдн. Бхд." (регистрационное удостоверение NФСЗ 2009/05620 от 31.12.2009).
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, однако, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки при установлении оспариваемых требований к закупаемым изделиям. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что в составе жалобы Заявителя не содержится доводов, свидетельствующих о том, что требованиям извещения в результате установления спорных показателей не соответствует ни одно изделие, либо соответствуют изделия конкретного производителя. Помимо этого Комиссия Управления считает необходимым отметить, что часть обжалуемых требований предусмотрена государственными стандартами, например Комиссией Управления установлено, что в Таблице 2 "Размеры и допустимые отклонения" ГОСТ Р 52239-2004 длина перчаток определена с 2024-37647 7 указанием слов "не менее", например "Длина l (рисунок 1), мм, не менее: 220", что свидетельствует о том, что положениям ГОСТ Р 52239-2004 соответствует перчатки с длинной более указанного в положениях стандарта значения. Исходя из вышеизложенного у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-37647 8
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу НАО "Нитриленд" на действия ГБУЗ "ЦПРиН ДЗМ" обоснованной в части установления требований к изделию в нарушение положений государственного стандарта.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: М.О. Мацнева А.И. Рахматуллаев Исп.Рахматуллаев А.И. тел.+7 495 784 75 05 2024-37647
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 августа 2024 г. N 077/06/106-10847/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024