Во исполнение письма ФАС России от 17.06.2024 N ПИ/52198/24, содержащего информацию о наличии признаков нарушения Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в действиях территориальных отделений Социального фонда России при осуществлении закупок технических средств реабилитации, руководствуясь положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Постановление N 1576), Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Комиссия), в составе:
- Широковой О.В., зам. руководителя управления, руководитель комиссии, - Лунёвой А.В., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии, - Сизова К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии, 2 15.08.2024 года проведена внеплановая проверка деятельности государственного заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия и его комиссии при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации: электронных ручных видеоувеличителей (со встроенным дисплеем) (закупка N 0280100000423000084).
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными в ЕИС в период проведения внеплановой проверки: Извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.04.2023; Начальная (максимальная) цена контракта - 581 333,40 рублей; Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион; Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.05.2023 на участие в электронном Аукционе подана единственная заявка (ООО "Круст"). Аукцион признан несостоявшимся. 25.05.2023 Заказчиком заключен контракт с ООО "Круст" по цене 581 333,40 руб. Информация о заключении и исполнении контракта размещена в ЕИС в установленные сроки. В ходе проведения внеплановой проверки комиссией установлено следующее.
1. На основании пунктов 5 и 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее:
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. 3 Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила использования указанного каталога определены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно подпункта б) пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Комиссия, проанализировав Извещение об осуществлении закупки N 0280100000423000084, а также электронные документы, являющиеся приложением к данному Извещению, установила, что Заказчиком в Описании объекта закупки применен только код ОКПД2 26.40.33.190 "Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая". Между тем, закупаемый Заказчиком товар (Электронный ручной видеоувеличитель) присутствует в каталоге товаров, работ и услуг: позиция КТРУ 28.99.39.190-00000282 "Видеоувеличитель" является действующей, бессрочной и обязательной к применению с 22.05.2022.
Указанная позиция КТРУ содержит в себе ряд характеристик, в том числе обязательных к применению. 4 Из системного толкования вышеуказанных пунктов 2, 4 Правил следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки. При этом в силу пунктов 5, 6 Правил заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 6 статьи 23 и пункта 5 части 1 статьи 42 Закона, поскольку при описании объекта закупки не использована соответствующая потребности Заказчика позиция КТРУ, что имеет признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. Вместе с тем, срок давности для привлечения к административной ответственности, истек. Кроме того, указание Заказчиком кода ОКПД2 26.40.33.199 привело к установлению ограничений допуска к участникам закупки согласно Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) в нарушение требований части 3 статьи 14 и пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку в случае применения Заказчиком позиции КТРУ 28.99.39.190-00000282 "Видеоувеличитель", ограничения допуска согласно постановления N 878 не устанавливаются (в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд код ОКПД2 28.99.39.190 не входит). 2.
В силу пункта 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения 5 заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. В порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке.
В соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 Правил ведения реестра в реестр подлежит включению информация и документы об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе требование заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) об уплате неустойки (штрафа, пени), направленное соответственно поставщику (подрядчику, исполнителю) или заказчику, решение суда о взыскании неустойки (штрафа, пени) (при наличии) в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, реквизиты таких требования, решения. 14.06.2023 Заказчиком в адрес ООО "Круст" было направлено требование (претензия) об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара (исх. N МК-32-27/30408), согласно которого Заказчик произвел начисление неустойки (штрафа, пени) в размере 5 145,33 руб. 6 Вышеуказанное требование (претензия) об уплате неустойки (штрафа, пени) подлежало размещению в реестре контрактов ЕИС не позднее 20.06.2023.
Вместе с тем, такой документ направлен Заказчиком для размещения в ЕИС лишь 31.10.2023 года, то есть с нарушением срока, предусмотренного Законом о контрактной системе.
Таким образом, действия (бездействие) Заказчика, выразившиеся в несвоевременном направлении в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, информации и документов (требования Заказчика об уплате неустойки (штрафа, пени)), нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП. Вместе с тем, срок давности для привлечения к административной ответственности, истек.
Согласно пункта 35 Правил, утв. Постановлением N 1576, в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:
а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен. Вместе с тем, предписание об устранении выявленных нарушений Комиссия не выдает, поскольку по результатам определения поставщика заключен и исполнен государственный контракт.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе и Постановления N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42, часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку по результатам определения поставщика заключен и исполнен государственный контракт.
3. Материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать, в виду истечения сроков давности для привлечения к административной ответственности. 7 Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке. Председатель комиссии О.В. Широкова Члены комиссии: А.В. Лунёва К.А. Сизов Исп.Лунёва А.В. тел.8(3902) 22-66-21
2024-7306
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 15 августа 2024 г. N 019/06/99-933/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024