Во исполнение письма ФАС России от 17.06.2024 N ПИ/52198/24, содержащего информацию о наличии признаков нарушения Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в действиях территориальных отделений Социального фонда России при осуществлении закупок технических средств реабилитации, руководствуясь положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Постановление N 1576), Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Комиссия), в составе:
- Широковой О.В., зам. руководителя управления, руководитель комиссии, - Лунёвой А.В., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии, Сизова К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии, 2 15.08.2024 года проведена внеплановая проверка деятельности государственного заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия и его комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку технических средств реабилитации: слуховых аппаратов костной проводимости с креплением на голове, не имплантируемых (закупка N 0280100000424000202).
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными в ЕИС в период проведения внеплановой проверки: Извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 07.05.2024; Начальная (максимальная) цена контракта - 860 000,00 рублей; Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме; Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2024 на участие в электронном запросе котировок не подано ни одной заявки на участие в нём. Запрос котировок признан несостоявшимся. В ходе проведения внеплановой проверки комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в извещении об осуществлении закупки.
Согласно подпункта н) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным 3 пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. При этом требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается (часть 3 статьи 43 Закона о контрактной системе).
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа. Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки. В случае если работы (услуги), требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ (услуг), являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика (соисполнителя), имеющего соответствующую лицензию. При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчиков (соисполнителей) после заключения государственного контракта.
Таким образом, в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может повлечь за собой ограничение количества участников закупки. Указанная позиция изложена в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 21.02.2018 N 24-02-03/11100, от 20.07.2020 N 24-02-08/63342.
Кроме того, согласно пункта 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, 4 утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, участник закупки не обязан иметь лицензию на некоторые виды деятельности, осуществляемые в рамках исполнения контракта в случае, когда такие виды деятельности не являются самостоятельным объектом закупки, а входят в состав тех или иных не относящихся к лицензируемым видам деятельности работ или услуг, выполнение, оказание которых является основным обязательством подрядчика, исполнителя по контракту. В свою очередь, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к Извещению о проведении запроса котировок) п ри передаче слухового аппарата, настройка Товара в обязательном порядке, производится по месту нахождения пункта выдачи, открытого поставщиком на территории Республики Хакасия. Дополнительная индивидуальная настройка слухового аппарата производиться в течение всего срока действия государственного контракта.
Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой.
Таким образом: у участника закупки имеется действующая лицензия на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии с указанием места осуществления лицензируемого вида деятельности в соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"; или привлечение участником закупки к исполнению обязанности по индивидуальной настройке слуховых аппаратов Соисполнителя, имеющего лицензию на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии с указанием места осуществления лицензируемого вида деятельности в соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности". Аналогичные требования к участникам закупки указаны Заказчиком в Извещении о проведении запроса котировок в электронной форме. Кроме того, в подпункте н) раздела II Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение N 3 к Извещению о проведении запроса котировок) Заказчик установил, что в составе заявки Участник закупки должен предоставить:
1) выписку из реестра лицензий на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии с указанием места осуществления лицензируемого вида деятельности в соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности";
2) и (или) сведения о записи в реестре лицензий, подтверждающей наличие права на осуществление разрешенных видов деятельности (видов услуг), составляющих лицензируемый вид работ с указанием общедоступного государственного реестра лицензий, размещенного лицензирующим органом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указание адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", 5 на которых размещён такой реестр лицензий) (в соответствие с частями 1 и 7 статьи 21 федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пункт 21 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 234);
3) или документ, подтверждающий привлечение участником закупки к исполнению обязанности по индивидуальной настройке слуховых аппаратов Соисполнителя, имеющего лицензию на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии с указанием места осуществления лицензируемого вида деятельности в соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности". Вместе с тем, настройка слуховых аппаратов не является самостоятельным объектом закупки, а лишь входит в состав услуг, оказываемых при поставке технических средств реабилитации: слуховых аппаратов костной проводимости с креплением на голове, не имплантируемых. При этом пунктом 3.4.2 проекта контракта предусмотрено право Поставщика привлекать к исполнению своих обязательств по Контракту соисполнителей.
Таким образом, в нарушение части 6 статьи 31 и части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе Заказчиком установлено вышеуказанное требование к участникам закупки, а также требование о предоставлении в составе заявки подтверждающих документов. В действиях (бездействии) должностного лица, допустившего указанное выше нарушение Закона о контрактной системе, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно пункта 35 Правил, утв. Постановлением N 1576, в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:
а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен. Вместе с тем, электронный запрос котировок признан несостоявшимся, в связи с чем, предписание об устранении выявленных нарушений Комиссия не выдает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе и Постановления N 1576, Комиссия, 6
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 31 и часть 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку Запрос котировок признан несостоявшимся.
3. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке. Председатель комиссии О.В. Широкова Члены комиссии: А.В. Лунёва К.А. Сизов Исп.Лунёва А.В. тел.8(3902) 22-66-21
2024-7390
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 15 августа 2024 г. N 019/06/99-957/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024