Во исполнение письма ФАС России от 17.06.2024 N ПИ/52198/24, содержащего информацию о наличии признаков нарушения Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в действиях территориальных отделений Социального фонда России при осуществлении закупок технических средств реабилитации, руководствуясь положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Постановление N 1576), Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Комиссия), в составе:
- Широковой О.В., зам. руководителя управления, руководитель комиссии, - Лунёвой А.В., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии, - Сизова К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии, 2 16.08.2024 года проведена внеплановая проверка деятельности государственного заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия и его комиссии при проведении запроса котировок на поставку технических средств реабилитации: пеленок (закупка N 0280100000424000039).
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными в ЕИС в период проведения внеплановой проверки: Извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 06.02.2024; Начальная (максимальная) цена контракта - 727 668,00 рублей; Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок; Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2024 NИЗК1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе были поданы две заявки на участие в нем, признанные комиссией по осуществлению закупок Заказчика соответствующими требованиям Извещения. 21.02.2024 Заказчиком заключен контракт с ООО "Огис Трейд" на сумму 669 455,25 руб. На момент проведения внеплановой проверки контракт находится на стадии "Исполнение завершено". Информация о заключении и исполнении контракта размещена в ЕИС в установленные сроки.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона. Частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе установлено, что в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены 3 единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе участие организаций инвалидов в закупках статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов. Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. Частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе установлено, что перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе (далее - Перечень). Объектом закупки является поставка технических средств реабилитации: пеленок с кодом ОКПД2 - 17.22.12.130, входящий в раздел 17.22 "Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности", что соответствует позиции 33 Перечня. В извещении о проведении запроса котировок Заказчиком установлено преимущество организациям инвалидов в соответствии со статьёй 29 Закона о контрактной системе в размере 15 %. 4 В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2024 NИЗК1 победителем запроса котировок признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 115858939 (далее - ООО "Огис Трейд", победитель аукциона, Общество), заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 582 135,00 руб., заключение контракта осуществляется по цене, увеличенной на 15% в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе. Контракт заключен на сумму 669 455,25 руб. Проанализировав полученную от оператора электронной площадки заявку победителя с идентификационным номером заявки - 115858939 (ООО "Огис Трейд") установлено, что участником запроса котировок представлена декларация о соответствии участника требованиям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, в которой ООО "Огис Трейд" указывает, что Общество относится к организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов: 100% - СПРО МООООО ВОИ.
- среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а именно 66,6%, - доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов, а именно 66,6 %.
Вместе с тем, в заявке Общества содержится копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, которая содержит сведения об единственном учредителе ООО "Огис Трейд" - СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ РАЙОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ".
Таким образом, учредителем ООО "Огис Трейд" является не общероссийская общественная организация инвалидов, а районная организация московской областной организации. Статьей 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях) установлено, что в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. 5 Учитывая различное содержание понятий общероссийского и регионального общественного объединения, а также исходя из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что преференции, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе в сфере закупок, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов или организациям, уставный складочный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе на региональные, местные, а также на организации, учрежденные иными, чем общероссийскими общественными организациями инвалидов. Аналогичная позиция изложена в Письме Министерства Финансов РФ от 26.09.2017 года N 24-02-05/62503, от 14.02.2018 N24-01-07/9059, а также в Письмах ФАС России от 28.03.2018 года NИА/21098/18, от 15.03.2018 NРП/16963/18, от 06.02.2023 NПИ/8011/2023, от 10.07.2024 N МШ/60841/24.
Следует также отметить, что организации инвалидов в соответствии с положениями статьи 7 Закона об общественных объединениях, статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), создаются в форме общественных организаций и, следовательно, относятся к юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями, то в силу положений статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствующие организации не могут быть созданы в форме хозяйственных обществ, в частности общества с ограниченной ответственностью.
Таким образом, в составе заявки участника закупки с идентификационным номером заявки 115858939 (ООО "Огис Трейд") представлена недостоверная информация: участник закупки не соответствует критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе в сфере закупок, но при этом продекларировал свое соответствие таким критериям. Как было указано ранее, согласно протоколу подведения итогов, участник закупки с идентификационным номером заявки 115858939 - ООО "Огис Трейд" был признан победителем запроса котировок и с ним был заключен контракт с учетом положений части 1 статьи 29 Закона о контрактной системе (увеличена цена контракта на 15%).
Таким образом, действия (бездействие) комиссии по осуществлению закупок, не отклонившей заявку участника ООО "Огис Трейд", в связи с предоставлением недостоверной информации в составе заявки, привели к неверному определению ООО "Огис Трейд" победителем запроса котировок, что является нарушением пункта 8 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно пункта 35 Правил, утв. Постановлением N 1576, в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки 6 выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:
а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен. Вместе с тем, Заказчиком заключен и исполнен государственный контракт, в связи с чем, предписание об устранении выявленных нарушений Комиссия не выдает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе и Постановления N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать комиссию Заказчика нарушившей пункт 8 части 12 статьи 48, подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку заключен и исполнен государственный контракт.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Председатель комиссии О.В. Широкова Члены комиссии: А.В. Лунёва К.А. Сизов Исп.Сизов К.А. тел.(3902) 22-66-21
2024-7305
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 16 августа 2024 г. N 019/06/99-936/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024