Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Руководитель
инспекции:
Члены инспекции:
в отсутствии представителей:
- от заказчика - ОСФР по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области: о дате, времени и месте рассмотрения рассмотрении внеплановой проверки уведомлены надлежащим образом,
в соответствии с в связи с поступлением информации из ФАС России проведена внеплановая проверка действий заказчика - ОСФР по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ИНН 2700000313) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку ходунков в 2023 году (извещение N0222100000123000292 от 25.10.2023) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступил перечень закупок технических средств реабилитации извещения, о которых размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) в 2023 - 2024 году.
В представленный в ФАС России перечень закупок с признаками нарушения требований Закона о контрактной системе входит запрос котировок в электронной форме на поставку ходунков в 2023 году (извещение N0222100000123000292 от 25.10.2023), что в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе стало основанием для проведения настоящей внеплановой проверки.
В ходе внеплановой проверки по делу N7-3/615 установлено, что заказчиком проведен запрос котировок в электронной форме N 0222100000123000292.
Извещение N 0222100000123000292 о проведении запроса котировок в электронной форме размещено в ЕИС - 25.10.2023.
Объектом закупки является поставка ходунков в 2023 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 167 360, 05 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 01.11.2023 в 07:00.
Дата подведения итогов определения поставщика: 02.11.2023.
К участникам закупки установлены следующие требования:
- Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе;
- Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Преимущества:
- Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 15.0%;
- Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Ограничения:
- Условие допуска: Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102);
- Условие допуска: Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N126н от 04.06.2018;
- Ограничение допуска: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0222100000123000292 от 01.11.2023 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном запросе котировок не подано ни одной заявки, закупка признана несостоявшейся.
В ходе проведения внеплановой проверки, в рамках полномочий, предоставленных Закона о контрактной системе, Инспекцией изучены и проверены на соответствие Закона о контрактной системе следующие документы:
- извещение о проведении запроса котировок N 0222100000123000292 от 25.10.2023;
- приложения к извещению (проект контракта, техническая часть (описание объекта закупки), требования к содержанию и составу заявки);
- протокол, составленный в ходе проведения электронного запроса котировок.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Как следует из п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе приняты, в том числе: Постановление N 102; Постановление N 617.
Постановлением N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N1 Постановления N102).
Постановлением N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень Постановления N 617).
Согласно извещению, объектом закупки является поставка ходунков в 2023 году. При этом закупаемый Заказчиком товар является медицинским изделием, что подтверждается требованием Заказчика о предоставлении в составе заявок участников закупки регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
В соответствии с извещением объект закупки отнесен Заказчиком к коду ОКПД2 32.50.22.129 "Приспособления ортопедические прочие", который содержится как в Перечне N1 Постановления N 102, так и в Перечне Постановления N 617.
В извещении Заказчиком одновременно установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением N 617 и условие допуска в соответствии с Постановлением N102, что является неправомерным в связи со следующим.
Перечень N1 Постановления N 102 содержит в себе указание на коды товаров по ОКПД 2, а также указание на наименования вида медицинских изделий.
При этом согласно примечанию к Перечню N 1 Постановления N 102 при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Таким образом, при установлении ограничения в соответствии с Постановлением N 102 заказчик руководствуется наличием совпадения кода ОКПД 2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия, указанных в Перечне N 1.
В данном случае в Перечне N 1 Постановления N 102 указан как код 32.50.22.129, так и наименование закупаемого Заказчиком товара - опоры - ходунки шагающие.
Перечень Постановлением N 617 содержит код ОКПД2 32.50.22.129 "Приспособления ортопедические прочие".
То есть, Перечень N1 Постановления N102 содержит более уточненный код ОКПД 2.
Минпромторг России письмом от 05.06.2020 N 39247/12 "О разъяснении некоторых положений постановлений N 616 и N 617" по вопросу "пересечения" отдельных кодов ОКПД 2 разъяснил, что в целях определения нормативного правового акта, в соответствии с которым необходимо применять соответствующие ограничения, необходимо руководствоваться более "уточненным" кодом.
Следовательно, Постановление N 102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД 2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне N1 Постановления N 102.
При этом в случае несовпадения кода ОКПД 2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне N 1 Постановления N 102 применяется Постановление N 617.
Указанное подтверждается также письмами Минфина России от 30.03.2020 N 24-03-08/25087, от 17.02.2020 N 24-03-07/10737 и от 15.07.2020 N 24-03-07/61763, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 N09АП-20608/2021 по делу NА40-235067/2020.
Учитывая, что в данном случае совпадают как наименование вида закупаемого изделия (ходунки), так и код по ОКПД 2, Заказчику надлежало установить ограничения только по Постановлению N 102.
Установление Заказчиком ограничения по Постановлению N 617 является излишним и нарушает положения части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При этом, так как на момент проведения внеплановой проверки закупка признана несостоявшейся, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии основании для выдачи Заказчику предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
1. В действиях заказчика - ОСФР по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку ходунков в 2023 году (извещение N0222100000123000292 от 25.10.2023) установлено нарушение требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела N 7-3/615 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 12 августа 2024 г. N 228 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - государственные и муниципальные нужды - запрос котировок в электронной форме - внеплановая проверка - товары, происходящих из иностранных государств)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024