рассмотрев материалы дела N 7-3/632 по обращению заказчика - Министерства образования и науки Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Пасечнике Олеге Петровиче (ИНН 920150009289) (далее также - ИП Пасечник О.П.) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 25.03.2024 N 3024050 ЭА на поставку робота-манипулятора с целью создания и функционирования центра цифрового образования детей "IT-куб" регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (реестровый номер 2272109253024000051), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 29.02.2024 N 0122200002524000725), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ИП Пасечник О.П.,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - Министерства образования и науки Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Пасечник О.П. (ИНН 920150009289) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 25.03.2024 N 3024050 ЭА на поставку робота-манипулятора с целью создания и функционирования центра цифрового образования детей "IT-куб" регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (реестровый номер 2272109253024000051), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 29.02.2024 N 0122200002524000725), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ИП Пасечник О.П., В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Правила, Постановление N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее. Контракт от 25.03.2024 N 3024050 ЭА на поставку робота-манипулятора с целью создания и функционирования центра цифрового образования детей "IT-куб" регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (реестровый номер 2272109253024000051) (далее также - контракт) заключен между Министерством образования и науки Хабаровского края (далее также - Заказчик) и ИП Пасечник О.П. (далее также - Поставщик) по результатам электронного аукциона (Извещение от 29.02.2024 N 0122200002524000725).
В соответствии с п. 1.1 контракта предметом контракта является поставка робота-манипулятора с целью создания и функционирования центра цифрового образования детей "IT-куб" регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование". Поставщик обязуется поставить Товар в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к контракту) (далее - Товар) и с Технической частью (Приложение 2 к контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Пунктом 2.1 контракта установлено, что цена контракта составляет 268 890,11 2024-9659 2 (Двести шестьдесят восемь тысяч восемьсот девяносто) рублей 11 копеек, НДС не облагается. Приложение 1 к контракту Стороны согласовали Спецификацию. Приложение 2 к контракту Стороны согласовали функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (далее также - Техническая часть).
В соответствии с п. 5.1-5.2 контракта срок поставки Товара - в течение 70 (семидесяти) дней с даты заключения контракта. Место поставки Товара: Российская Федерация, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия им. З.А. Космодемьянской городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края по адресу: 682030, Хабаровский край, Верхнебуреинский район, п. Чегдомын, ул. Строительная, д. 4. (далее - место поставки). Пунктом 5.3 контракта установлены условия поставки Товара: поставка Товара осуществляется на условиях доставки и разгрузки Товара в месте поставки. Приемка Товара Заказчиком производится в рабочие дни с 9-00 час. до 17-00 час. (время местное). Поставщик уведомляет Заказчика о предполагаемой дате поставки Товара не менее чем за 2 рабочих дня. Права и обязанности Сторон установлены в разделе 4 контракта.
В соответствии с п.п.
4.4. 1, 4.4.2 контракта Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить Товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта. Обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим контрактом.
Согласно п. 4.2.1 контракта Заказчик обязан своевременно принять и оплатить поставку Товара в соответствии с условиями настоящего контракта. Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта (п. 4.1.1 контракта). Порядок приемки товара установлен в разделе 6 контракта.
В соответствии с п.п. 6.1, 6.2 контракта приемка Товара включает в себя проверку Товара на соответствие требованиям настоящего контракта. При поставке Товара Поставщик передает Заказчику все документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта. Датой приемки поставленного Товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком (п. 6.9 контракта).
Согласно п.п. 9.1, 9.2 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут 2024-9659 3 ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (п. 13.1 контракта). Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях: в случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2 контракта).
В силу п. 11.1 контракта настоящий контракт вступает в силу с момента заключения и действует до полного исполнения обязательств Сторонами по настоящему Контракту. Как следует из обращения заказчика, в соответствии с условиями контракта Поставщик принял на себя обязательства по своевременной поставке робота- манипулятора с целью создания и функционирования центра цифрового образования детей "IT-куб" регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование". В связи с существенным нарушением условий контракта, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 23.07.2024.
В результате изучения материалов дела N 7-3/632, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства. Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, 2024-9659 4 нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей. Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует 2024-9659 5 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, а также подтверждено материалами дела, что по условиям контракта требовалось поставить товар в течение 70 (семидесяти) дней с даты заключения контракта, т.е. до 02.07.2024 включительно.
Также Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что контракт на поставку робота-манипулятора с целью создания и функционирования центра цифрового образования детей "IT-куб" регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (реестровый номер 2272109253024000051) заключен на сумму 268 890,11 (Двести шестьдесят восемь тысяч восемьсот девяносто) рублей 11 копеек, НДС не облагается. Стоимость исполненных обязательств ИП Пасечник О.П. составляет - 0 рублей. 2024-9659 6 В связи с тем, что по состоянию на 04.07.2024 товар, соответствующий условиям контракта, не поставлен, Поставщику Заказчиком направлено уведомление о нарушении обязательств (исх. от 05.07.2024 N 03.211-9525).
В ответ Поставщик 20.07.2024 направил в адрес Заказчика уведомление об отказе от исполнения контракта. В связи с тем, что ИП Пасечник О.П. допущено существенное нарушение условий контракта, ИП Пасечник О.П. отказался от исполнения контракта, 23.07.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 23.07.2024.
Контракт согласно информации, размещенной в ЕИС, расторгнут 05.08.2024.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (23.07.2024).
С даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта - 05.08.2024.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. 05.08.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут с 05.08.2024.
В ходе проведения проверки от ИП Пасечник О.П. в адрес Хабаровского УФАС России пояснения причин неисполнения контракта от 25.03.2024 N 3024050 ЭА на поставку робота-манипулятора с целью создания и функционирования центра цифрового образования детей "IT-куб" регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (реестровый номер 2272109253024000051) не поступали.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России принимает во внимание тот факт, что ИП Пасечник О.П. совершил действия, свидетельствующие об его отказе от исполнения взятых на себя обязательств (направил в адрес Заказчика уведомление об отказе от исполнения контракта). Со стороны ИП Пасечник О.П. доказательств о заключении договора на поставку требуемого товара, оплаты данного договора, обращений в адрес иных поставщиков, свидетельствующих о намерении исполнения контракта в полном объеме, также не представлено Комиссии Хабаровского УФАС России.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо 2024-9659 7 о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств. Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта. Пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и 2024-9659 8 документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, не установлено, следовательно, основания для принятия решения об отказе во включении ИП Пасечник О.П. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. Принимая участие в закупке, ИП Пасечник О.П. осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами. Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные, социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке. Поскольку хозяйствующий субъект ИП Пасечник О.П., обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании 2024-9659 9 утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Министерством образования и науки Хабаровского края в отношении ИП Пасечник О.П. (ИНН 920150009289), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 25.03.2024 N 3024050 ЭА на поставку робота- манипулятора с целью создания и функционирования центра цифрового образования детей "IT-куб" регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (реестровый номер 2272109253024000051), сроком на два года. Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд. Председатель комиссии Л.А. Ильченко Члены комиссии: Ж.В. Кушнер А.А. Михайлова Исп.Кушнер Ж.В. тел.8(4212) 32 60 54 2024-9659 10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14 августа 2024 г. N РНП-354
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024