Резолютивная часть решения оглашена "12" августа 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "15" августа 2024 г.
г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством видеоконференц-связи представителей:
Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области (далее - Заказчик 1)
Государственного казенного учреждениея Тверской области "Дирекция по развитию и сохранению объектов культуры и культурного наследия" (далее - Заказчик 2):
ООО "Союзспецреставрация" (далее - Исполнитель, Общество, Подрядчик):
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, (далее - Порядок N 1078), обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информацию о Победителе, а также проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проверку соблюдения Заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в Реестр,
УСТАНОВИЛА:
1. 17.10.2022 Заказчиком 1 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (реставрация и приспособление для современного использования) "Образец жилой застройки улицы", конец XVIII - начало XIX вв. Тверская область, г. Калязин, ул. Карла Маркса, д. 7/8 (извещение 17.10.2022 N 0836200001822000208); начальная (максимальная) цена контракта составила 272 960 174,95 рублей (далее - Аукцион).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.10.2022 NИЭА1, по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании только одной заявки соответствующей требованиям, победителем определен Исполнитель.
18.11.2022 заключен контракт N 208 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (реставрация и приспособление для современного использования) "Образец жилой застройки улицы", конец XVIII - начало XIX вв. Тверская область, г. Калязин, ул. Карла Маркса, д. 7/8 (реестровый номер контракта 2695013385022000123) (далее - Контракт).
05.08.2024 Заказчик 2 обратился в Тверское УФАС России с заявлением о включении информации об Исполнителе в Реестр в связи с односторонним расторжением контракта по причине существенного нарушения поставщиком (подрядчиком. исполнителем) условий контракта.
Исполнитель с решением не согласен, представил письменные пояснения по факту ненадлежащего исполнения условий контракта.
2. Комиссия, изучив собранные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2.1. на момент заключения Контракта цена Контракта составляла 272 960 174,94 (Двести семьдесят два миллиона девятьсот шестьдесят тысяч сто семьдесят четыре) рубля 94 копейки, НДС не облагается, в соответствии с п. 15 ч. 2 ст. 149 НК РФ, в том числе по этапам:
Номер этапа |
Цена этапа, руб. |
Срок выполнения работ по этапу |
1 этап |
52966768,58 |
18.11.2022-30.11.2022 |
2 этап |
62 047 351,49 |
01.12.2022-23.12.2022 |
3 этап |
12 106 124,48 |
01.01.2023-31.01.2023 |
4 этап |
13 241 692,14 |
01.02.2023-28.02.2023 |
5 этап |
13 241 692,14 |
01.03.2023-31.03.2023 |
6 этап |
13 241 692,15 |
01.04.2023-30.04.2023 |
7 этап |
13 241 692,15 |
01.05.2023-31.05.2023 |
8 этап |
13 241 692,15 |
01.06.2023-30.06.2023 |
9 этап |
13 241 692,15 |
01.07.2023-31.07.2023 |
10 этап |
13 241 692,15 |
01.08.2023-30.09.2023 |
11 этап |
23 835 045,86 |
01.10.2023-31.10.2023 |
12 этап |
29 313 039,50 |
01.11.2023-30.11.2023 |
Итого |
272 960 174,94 |
Согласно п. 3.2. Контракта определен срок выполнения Работ - до 01.12.2023 г.
В соответствии с распоряжением Правительства Тверской области от 09.12.2022 N 1404-рп "Об изменении существенного условия государственного контракта" и Дополнительным соглашением от 20.12.22 N 1-2022 Заказчиком были предусмотрены авансовые платежи по Контракту в размере 50% от суммы каждого этапа, именно:
Номер этапа |
Цена этапа, руб. |
Аванс руб. |
Срок выполнения работ по этапу |
1 этап |
52966768,58 |
26 483 384,29 |
18.11.2022-30.11.2022 |
2 этап |
62 047 351,49 |
31 023 675,75 |
01.12.2022-23.12.2022 |
3 этап |
12 106 124,48 |
6 053 062,24 |
01.01.2023-31.01.2023 |
4 этап |
13 241 692,14 |
6 620 846,07 |
01.02.2023-28.02.2023 |
5 этап |
13 241 692,14 |
6 620 846,07 |
01.03.2023-31.03.2023 |
6 этап |
13 241 692,15 |
6 620 846,07 |
01.04.2023-30.04.2023 |
7 этап |
13 241 692,15 |
6 620 846,07 |
01.05.2023-31.05.2023 |
8 этап |
13 241 692,15 |
6 620 846,07 |
01.06.2023-30.06.2023 |
9 этап |
13 241 692,15 |
6 620 846,07 |
01.07.2023-31.07.2023 |
10 этап |
13 241 692,15 |
6 620 846,07 |
01.08.2023-30.09.2023 |
11 этап |
23 835 045,86 |
11 917 522,93 |
01.10.2023-31.10.2023 |
12 этап |
29 313 039,50 |
14 656 519,75 |
01.11.2023-30.11.2023 |
Итого |
272 960 174,94 |
136480087,45 |
|
В соответствии с распоряжением Правительства Тверской области от 13.09.2023 N 1120-рп "Об изменении существенных условий государственного контракта" была увеличена цена Контракта и объем работ по контракту на сумму 15 098932,09 рублей (цена 13-го этапа). Согласно Дополнительному соглашению от 29.09.2023 N 4-23 цена контракта составила 288 059 107,03 рублей.
04.06.2024 права и обязанности Заказчика 1 переданы Заказчику 2.
Согласно пункту 2.4 Контракта Генеральный подрядчик не имеет права самостоятельно изменять состав, объем Работ и увеличивать сроки выполнения Работ. Виды и объемы Работ, выполненные без согласования с Заказчиком, не подлежат оплате после их выполнения.
04.07.2023 Исполнителем направлено в адрес Заказчика 1, Заказчика 2 и ООО "Пека Ин" письмо N229 с просьбой предоставить разработанные узлы устройства перекрытий и капитальной стены в помещениях первого этажа. Исполнителем указано, что отсутствие проектных решения приводит к невозможности проведения последующих работ и как следствие приведет к срыву сроков в указанных помещениях. Так же в результате производства работ по кровле, фасадам, внутренним работам здание дополнительно нагружено, а отсутствующие перекрытия находятся на первом этаже, т.е. нагрузки на них увеличились. Кроме того аварийное состояние несущих строительных конструкций вызывает угрозу их обрушения, что влечет за собой угрозу жизни и здоровью людей, находящихся на объекте.
22.09.2023 Исполнителем направлено в адрес Заказчика 1 и Заказчика 2 письмо N363 с просьбой рассмотреть и уточнить спецификацию и расстановку дверей на объекте.
06.10.2023 Исполнителем направлено в адрес Заказчика 1 и ООО "Пека Ин" письмо N 397 с просьбой предоставить согласованные авторские листы для ускорения формирования комплекта проектно-сметной документации и подачи в экспертизу.
16.11.2023, 22.11.2023, 01.12.2023, 08.12.2023, 26.12.2024 Исполнителем направлены в адрес Заказчика 1, Заказчика 2 и ООО "Пека Ин" письма N 229, N 506, N 531, N 546, N 575 с просьбой рассмотреть предложенные варианты фурнитуры, согласовать финишное покрытие дверей, эскизы.
30.11.2023 Исполнитель письмом N 526 просил Заказчика 1 продлить сроки выполнения работ но Контракту и утвердить график выполнения работ в новой редакции, поскольку в процессе исполнения работ по Контракту были выявлены обстоятельства, требующие рассмотрения и согласования Заказчиком с выдачей авторским надзоров листов изменения проектной документации, о которых говорилось в письме от 22.09.2023, исходящий N 363, направленном в адрес Заказчика, в связи с возникновением необходимости восстановления флигеля, примыкающего к объекту, без которого невозможно обеспечить основное здание необходимыми инженерными сетями, которые в свою очередь создают условия для использования здания по прямому его назначению, а именно музей, появилась необходимость в изменении существенных условий Контракта -добавлении 13-го этапа.
11.12.2023 Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области рассмотрев обращения Исполнителя от 22.11.2023 N 506 (вх. N 7641 от 24.11.2023), от 01.12.2023 N531 (вх. N 7948 от 04.12.2023) о согласовании эскизов дверных блоков, их финишного покрытия и фурнитуры, сообщило, что представленные эскизы дверных блоков учитывают основные габаритные размеры дверных заполнений, но не соответствуют по внешнему виду проектным, предполагающим воссоздание исторических заполнений по аналогам и фотоматериалам (см. Спецификация оконных и дверных заполнений - лист П-21 в томе 20/ДП-2021-П-АР). Исходя из вышеизложенного, необходимо силами специалистов, ведущими научное руководство и авторский надзор за производством работ на объекте, разработать рабочие чертежи на изготовление и установку дверных блоков в соответствии с ранее согласованной проектной документацией.
Исх. от 29.11.2023 N 528 Исполнитель уведомил Заказчика 1 о приостановке выполнения, в связи с отсутствием проектных решений по разработке узлов, отсутствием ответа на письма N 363, N506. Ответ Заказчика 1 на указанное уведомление в материалах дела не содержится.
26.12.2023 письмом N 573 Исполнитель сообщал Заказчику об отсутствии ответов на письма (Исх. 229 от 04.07.2023, исх. 363 от 22.09.2023, и др.), просил рассмотреть предложение о заключении Дополнительного соглашения с измененным Графиком выполнения работ в кратчайшие сроки.
29.12.2023 Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области рассмотрев обращение Исполнителя от 08.12.2023 N 546 повторно сообщило, что необходимо силами специалистов АО "Пека Ин", ведущими научное руководство и авторский надзор за производством работ на объекте, разработать рабочие чертежи на изготовление и установку дверных блоков в соответствии с ранее согласованной проектной документацией, используя обмерные чертежи, аналоги, фотоматериалы. При разработке данной рабочей документации необходимо учесть выбор цвета финишного покрытия заполнений и подбор соответствующей фурнитуры.
29.02.2024 письмом N 99 Исполнитель сообщал Заказчику, что в настоящее время для завершения работ по Контракту 208 необходимо заключить Дополнительное соглашение с внесением изменений в график выполнения работ и на основании заключённого Дополнительного соглашения - продлить банковскую гарантию.
16.07.2024 на исх. 193-02-НС от 15.07.2024 Исполнитель направил в адрес Заказчика 2 письмо N 205, где обратил внимание, на необходимость предоставления в адрес Генерального подрядчика письменных указаний, согласований, рабочей (проектной и сметной) документации, в соответствии с перечисленными выше письмами.
Комиссия Тверского УФАС России, оценив доводы сторон, материалы дела, приходит к выводу, что Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие желание исполнить работы в полном объеме, о чем неоднократно просил у Заказчика оказать соответствующее содействие в представлении документов и сведений, необходимых для выполнения работ. При этом Заказчиками не были осуществлены свои встречные обязательства, что препятствовало исполнению работ в установленные в Контракте сроки.
Заказчик 1 на заседании Комиссии указал, что 20.12.2022 ГКУ "Тверьоблстройзаказчик" заключил государственный контракт N103 от 20.12.2022 с АО "ПЕКА Ин" на выполнение работ по ведению авторского надзора и научного руководства на объекте культурного наследия (реставрация и приспособление для современного использования) "Образец жилой застройки улицы", конец XVIII - начало XIX вв. Тверская область, г. Калязин, ул. Карла Маркса, д. 7/8, при этом пунктом 1.4 государственного контракта N103 от 20.12.2022 предусмотрено, что основными задачами авторского надзора является - решение вопросов, связанных с внесением изменений в научно-проектную документацию, необходимость которых выявилась в процессе ремонтно реставрационных работ, следовательно АО "ПЕКА-Ин" необходимо было выполнить необходимые исследования обнаруженного в процессе производства работ аварийного участка сводчатого перекрытия и несущей внутренней стены, разработать технические решения по устранению аварийной ситуации на данном участке и дальнейшему восстановлению/устройству несущих конструкций; проинформировать заказчика о принятых решениях по несущим конструкциям на аварийном участке, выполнить необходимые записи в журнале авторского надзора и ознакомить представителей подрядной организации с подготовленными техническими решениями, выполнить контроль исполнения разработанных решений. ООО "СоюзСпецРеставрация": по решениям и под контролем представителей авторского и технического надзора принять первоочередные меры по ликвидации обрушения аварийного участка, обеспечить закрытие доступа людей и техники в опасную зону; обеспечить качество и соблюдение технологии проведения работ на рассматриваемом участке по выданным техническим решениям с последующей сдачей представителям авторского и технического надзора с обязательным подготовкой исполнительной документации по ответственным несущим конструкциям данного участка.
Вместе с тем заключение контакта с АО "ПЕКА-Ин" не освобождает Заказчиков от исполнения пункта 2.4 Контракта.
Комиссия отметает, что в соответствии с пунктом п. 2.4 Контракта Исполнитель не имеет права самостоятельно изменять состав, объем работ, увеличивать сроки выполнения работ, а виды и объемы работ, выполненные без согласования с Заказчиком, не подлежат оплате после их выполнения. То есть, Исполнителю в силу условий Контракта самостоятельно устранять вышеуказанное препятствие без согласования с Заказчиком запрещено. В связи с этим, приняв самостоятельное решение о выполнении не предусмотренных ни проектом, ни сметой, ни Контрактом работ тем более в отсутствие соответствующих проектных решения, Исполнитель действовал бы недобросовестно.
При этом пунктом 5.1.5 Контракта предусмотрено, что Подрядчик вправе запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения относительно проведения Работ. Получать от Заказчика содействие при выполнении Работ в соответствии с условиями настоящего Контракта. Любые отклонения от условий Контракта Генеральный подрядчик обязан согласовывать с Заказчиком (п. 5.2.3 Контакта).
Исполнитель до истечения предусмотренного Контрактом срока обращал внимание Заказчика на выявленные обстоятельства, препятствующие выполнению работ (исх. от 13.04.2023 N 88, от 14.06.2023 N 201, от 04.07.2023 N 229). Какие-либо указания Заказчику относительно разрешения этих обстоятельств в материалах дела не содержатся.
Также на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 1 отказано при рассмотрении документов о приемке выполнения 5-го этапа работ, в качестве основания указано: отсутствие лимитов бюджетных ассигнований и перемена стороны заказчика. При этом документы о приемке были направлены исполнителем 13.03.2024. Уведомление об уточнении с комментарием в связи с отсутствием лимитов бюджетных ассигнований и переменой стороны заказчика размещено лишь 03.06.2024, что не соответствует пункту 7.5 Контракта.
Более того, учитывая поэтапный порядок выполнения работ, предусмотренный Контрактом и уклонение Заказчика-1 от принятия работ по 5-му этапу, не позволило Генеральному подрядчику представить к приемке выполненные работы по 6-ому этапу.
Также указание Заказчика 2, что Генеральным подрядчиком обеспечение исполнения контракта в адрес Заказчика не предоставлено, что является существенным нарушением условий Контакта, не может быть учтено Комиссией, поскольку решение Заказчика 2 от 22.07.2024 об одностороннем отказе от исполнения Контракта содержит в качестве оснований расторжения неоднократное нарушение предусмотренных Контрактом сроков выполнения работ. Кроме того Исполнитель принимал меры представить обеспечение Контракта.
3. Осуществив проверку соблюдения Заказчиком порядка расторжения в одностороннем порядке Контракта, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия нарушений не выявила.
Так, 22.07.2024 в связи с неисполнением Поставщиком условий Контракта, Заказчиком 2 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое размещено на официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления является 22.07.2024; датой вступления в силу решения Заказчика 2 об одностороннем отказе от исполнения контракта является 02.08.2024.
4. В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Согласно пункту 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.При этом Комиссия отмечает, что включение в Реестр является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. Одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Материалами дела подтверждено наличие оснований, установленных пунктом 15 Правил.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, вышеуказанными Правилами, пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
1. Сведения, предоставленные Заказчиком 2 об ООО "СоюзСпецРеставрация" (190005, г. Санкт-Петербург, ул. Егорова, д.18, литер А, помещение 6Н, 3 этаж ИНН 7810690443 КПП 783901001), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2 Признать неустановленными нарушения требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчиков, Аукционной комиссии
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 15 августа 2024 г. N 069/10/104-1025/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024