Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением "Псковская областная ветеринарная лаборатория" (далее - Заказчик) в отношении - Индивидуального предпринимателя КЛА ИНН 246606603560, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку средств измерений (номер извещения: 0357200020824000009),
УСТАНОВИЛА:
06 августа 2024 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении КЛА ИНН 246606603560, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку средств измерений (номер извещения: 0357200020824000009).
Рассмотрение сведений состоялось 12.08.2024 в 15:00
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0357200020824000009 о проведении аукциона в электронной форме - 05.04.2024.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 258 859,48 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2024 NИЭА1, на участие в аукционе подано 3 (три) заявки, все признаны соответствующими. Победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 60, с предложением о цене контракта 257 565,18 рублей (0,5%).
5) 02.05.2024 Заказчиком заключен контракт N 03572000208240000090001 на поставку средств измерений с Индивидуальным предпринимателем КЛА, с ценой контракта 257 565,18 рублей.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Поставщик обязуется осуществить поставку, в обусловленный Контрактом срок, средства измерений (далее - товар), а Заказчик обязуется принять товар и оплатить в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно пункту 1.2. контракта наименование, характеристики и количество товара определены в Спецификации, являющейся неотъемлемой частью Контракта (приложение N1 к Контракту).
Приложение N1 к контракту содержит спецификацию на поставку товара (20 позиций).
Согласно пункту 3.1. контракта поставка Товара производится Поставщиком в соответствии с Приложением N1 к настоящему Контракту, в течении 30 (Тридцать) календарных дней с даты заключения Контракта.
Согласно сведениям из ЕИС раздел "Электронное актирование", контракт исполнен на 91%:
Оставшаяся часть товара на сумму 21 527,15 рублей не принята Заказчиком: термометры технические стеклянные ТТЖ ПN6 в количестве 6 штук. От приемки данных термометров Заказчик отказался по основанию отсутствия деления шкалы: 1 Градус Цельсия.
06.06.2024 (исх.N809) Заказчик направил ИП претензию о неисполнении обязательств в срок.
24.06.2024 (исх.N 929) Заказчик направил ИП претензию о несоответствии поставленного товара.
25.06.2024 ИП сообщает Заказчику о невозможности поставки термометров, предлагает замену с новой ценой деления шкалы.
24.06.2024 (исх.N 348) Заказчик направил ИП претензию об отказе замены термометров по причине ухудшения характеристики.
05.07.2024 (исх.N 371) Заказчик направил ИП претензию о неисполнении обязательств по контракту в полном объеме.
08.07.2024 (вх.454) ИП сообщает, что задержка произошла по вине единственного в стране производителя, а также просит списать пени.
09.07.2024 (исх. N379) Заказчик уведомляет ИП о необходимсоти вести переписку в ЕИС.
25.07.2024 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.08.2024 (исх. N30-07/24-4) через ЕИС ИП просит Заказчика отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракт и принять поставленные термометры ТТЖ ПN6.
02.08.2024 (исх. N02-08/24-1) через ЕИС ИП повторно просит Заказчика отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракт и принять поставленные термометры ТТЖ ПN6.
Заказчик ответ на данные письма ИП не направил.
06.08.2024 Заказчик размещает в ЕИС сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.2. контракта расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, при этом факт расторжения настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанности урегулирования взаимных расчетов либо обязательств, возникших при исполнении настоящего Контракта до момента его расторжения.
Согласно пункту 12.3. контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть Контракт в следующих случаях:
Неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков поставки Товара, предусмотренных Контрактом
В случае существенных нарушений Поставщиком требований к качеству Товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.
В случае осуществления поставок некомплектных Товаров, если поставщик, получивший уведомление, в установленный срок не выполнил требование о доукомплектовании Товара или не заменил их комплектными Товаром.
Если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому Товару или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика.
25.07.2024 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.08.2024 Заказчик размещает в ЕИС сведения о расторжении контракта.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Индивидуального предпринимателя недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемых целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно письменной позиции Индивидуального предпринимателя, в ходе подготовки к подаче заявки была получена информация от официального дистрибьютера завода-производителя АО "ТЕРМОПРИБОР" о конкретных характеристиках термометра, которые были перечислены в извещении о проведении аукциона и включены в заявку, в том числе по изделиям "термометр ТТЖ ПN6 0-200 градусов в.ч240 н.ч103 ц.д. 1 и ТТЖ ПN6 0-200 градусов в.ч 240 н.ч 66 ц.д. 1", что подтверждалось открытыми источниками https://pcgroup.ru/products/termometrttzh-p-5-0-160-v-ch-240-n-ch-66-c-d- 1-tehnicheskij-pryamoj-zhidkostnoj/ После признания победителем аукциона была закуплена продукция у контрагента в полном объеме. В результате осмотра поставленной продукции термометра ТТЖ ПN6 было установлено, что термометр имеет деление на 2 градуса Цельсия. По вопросу выявленных расхождений был направлен запрос в адрес контрагента о причинах поставки товара с иными характеристиками. От официального дистрибьютера завода-производителя АО "ТЕРМОПРИБОР" поступил ответ, согласно которому старая модель термометров с нестандартной ценой деления снята с производства. В подтверждение к электронной переписке приложено письмо дистрибьютера АО "Термоприбор" от 06.02.2024 N177. Таким образом, данный документ был получен после заключения Контракта и после получения от АО "Термоприбор" термометров ТТЖ ПN6, что опровергает доводы Заказчика о заключении Контракта Поставщиком на товар, заведомо зная о снятии его с производства. Также мне представители производителя сообщили, что поставленные термометры доработаны производителем и показывают наиболее точный результат замеров (высокоточный стеклянный термометр с минимальной погрешностью), для деления использованы нумерация (деление на 2) и техническая отметка на шкале измерительного прибора, что позволяет установить точность результата до 1 градуса Цельсия.
Согласно сведениям из ЕИС "реестр контрактов" у Индивидуального предпринимателя заключено более 1 100 контрактов, из них 218 находятся на исполнении.
Комиссия, учитывая материалы дела, а именно опыт исполнения Индивидуальным предпринимателем государственных и муниципальных контрактов, а также несоразмерность неисполненного обязательства по контракту (21 527,51 руб.) и меры по включению в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года, считает возможным сведения об ИП не включать в реестр.
Более того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта и возможность взыскания обеспечения исполнения контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Заказчиком начислены штрафные санкции в размере 6 457,21: пени 3 881,56 рублей и штраф в размере 2 575,65 рублей.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением "Псковская областная ветеринарная лаборатория" в отношении Индивидуального предпринимателя КЛА ИНН 246606603560, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку средств измерений (номер извещения: 0357200020824000009), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 12 августа 2024 г. N РНП 060/06/95-262/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024