Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Цифровое Приморье" на действия Заказчика - МКУ "Центр организации дорожного движения" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по созданию объекта: "Закрытая плоскостная парковка со шлагбаумом в районе ул. Шуйская Владивостокского городского округа" (извещение N 0820600002824000032) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям действующего законодательства.
Указанные нарушения, по мнению Заявителя приводят к ограничению количества участников закупки.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласны, представлены письменные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В разделе 11 Описания объекта закупки определены требования к программно-аппаратному комплексу (далее - ПАК).
В разделе 2 таблицы 1 "Перечень выполняемых Работ. Объем. Технические требования" Заказчиком указана следующая необходимость:
"- произвести интеграцию закрытой плоскостной парковки с системой управления муниципальной парковки Заказчика (существующий программно-аппаратный комплекс (далее - ПАК) муниципальной парковки) с оплатой парковочных сессий без создания отдельного мобильного приложения (паспорт прилагается).".
Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что во Владивостокском городском округе используется как минимум два ПАК: "Цифровое Приморье" и "Ангел: Платное парковочное пространство".
Между тем, в составе документации к электронному аукциону указанный паспорт отсутствует, что исключает возможность установить из данных Технического задания к Извещению об осуществлении закупки какой ПАК муниципальной парковки имеется ввиду Заказчиком.
При этом, в локально-сметном расчёте (далее - ЛСР), приложенном Заказчиком в состав документации к извещению, указан конкретный ПАК - "Ангел-С: Платное парковочное пространство" (поз. 36, 40, 41,43,68).
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
По правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10, от 29.01.2013 N11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 N304-КГ14-3003.
В извещении о проведении закупки и входящие в его состав документы, не обязательно должны устанавливаться условия, которые удовлетворят всех возможных участников.
Целями регулирования Закона N44-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.
Согласно части 3 статьи 33 Закона N44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно доводам Заказчика, поскольку необходимо создание единого парковочного пространства, которое будет функционировать на базе одного программного комплекса, указание на ПАК - "Ангел-С: Платное парковочное пространство" удовлетворяет потребность Заказчика.
В обоснование своих доводов Заказчик указывает на созданную роботизированную парковку по адресу ул. Верхнепортовая.
Как отмечено выше, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что объектом закупки является создание объекта, в связи с чем, ссылки на иной объект (роботизированная парковка по адресу ул. Верхнепортовая) не могут быть признаны состоятельными.
Часть 1 статьи 8 Закона N44-ФЗ, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N44-ФЗ, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В описание объекта закупки Подрядчик должен произвести интеграцию закрытой плоскостной парковки с существующим ПАК "Ангел-С: Платное парковочное пространство" по адресу: г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, д. 8.
Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что Заказчик не является правообладателем ПАК - "Ангел-С: Платное парковочное пространство", официальная информация от правообладателя о согласии на расширение возможностей ПАК не представлена.
Таким образом, установленные Заказчиком в локально-сметном расчете, описании объекта закупки требования в части указания на ПАК - "Ангел-С: Платное парковочное пространство" ставит Подрядчика в зависимость от волеизъявления третьих лиц, что может повлиять на возможность исполнения обязательств по контракту надлежащим образом.
Следовательно, Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Цифровое Приморье" на действия Заказчика - МКУ "Центр организации дорожного движения" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по созданию объекта: "Закрытая плоскостная парковка со шлагбаумом в районе ул. Шуйская Владивостокского городского округа" (извещение N 0820600002824000032) обоснованной.
2. Признать, что Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 8 августа 2024 г. N 025/06/49-780/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024