Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение ФГБОУ ВО "Дальрыбвтуз" о включении сведений об ИП Ядгарове Ж.Ж. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Подрядчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту наружных сетей канализации, ливневой канализации, теплосети и холодного водоснабжения учебного корпуса ФГБОУ ВО "Дальрыбвтуз" по адресу: г. Владивосток, ул. Луговая, д. 52Л (извещение N 0320100011024000055).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0320100011024000055 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту наружных сетей канализации, ливневой канализации, теплосети и холодного водоснабжения учебного корпуса ФГБОУ ВО "Дальрыбвтуз" по адресу: г. Владивосток, ул. Луговая, д. 52Л.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.05.2024 N ИЭА1 победителем было признано ООО "Сахалинская строительная компания".
01.06.2024 между ФГБОУ ВО "Дальрыбвтуз" и ИП Ядгаровым Ж.Ж. (далее - Подрядчик) был заключен государственный контракт N 55Б на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту наружных сетей канализации, ливневой канализации, теплосети и холодного водоснабжения учебного корпуса ФГБОУ ВО "Дальрыбвтуз" по адресу: г. Владивосток, ул. Луговая, д. 52Л (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Подрядчик принял на себя обязательства в установленный Контрактом срок и в соответствии с утвержденной Заказчиком сметой выполнить работы по выборочному капитальному ремонту наружных сетей канализации, ливневой канализации, теплосети и холодного водоснабжения учебного корпуса ФГБОУ ВО "Дальрыбвтуз" (далее - Работы).
Пунктом 3.1. Контракта установлены сроки выполнения работ: с момента подписания Контракта в течении 90 календарных дней.
15.07.2024 ИП Ядгаров Ж.Ж. направил Заказчику запрос о предоставлении проектной документации на выполнение капитального ремонта наружных сетей канализации, ливневой канализации, теплосети и холодного водоснабжения для выполнения работ, а так же надлежаще заверенных копий техничкой документации, а именно: копии рабочей и исполнительной документации на смонтированные системы наружных сетей канализации, ливневой канализации, теплосети и тепловую камеру, сети холодного водоснабжения; планы трубопроводов системы наружных сетей канализации, ливневой канализации, теплосети и тепловую камеру, сети холодного водоснабжения; схемы размещения наружных инженерных сетей и систем и т.п.
Заказчиком запрашиваемые документы, необходимые и обязательные для выполнения работ предоставлены не были.
15.07.2024 ИП Ядгаров Ж.Ж. направил Заказчику запрос о согласовании материалов, которые будут использоваться при выполнении работ. Заказчик отказал в согласовании материалов.
18.07.2024 ИП Ядгаров Ж.Ж. уведомил Заказчика о приостановке исполнения взятых на себя обязательств по Контракту на основании части 1 статьи 719 ГК РФ в связи с нарушением Заказчиком своих обязанностей в части непредоставления технической документации, что препятствует исполнению договора Подрядчиком. Кроме того, уведомил Заказчика, что в случае неисполнения Заказчиком обязанности по предоставлению технической документации, необходимой для выполнения работ (поименованной в настоящем уведомлении и письме от 15.07.2024), по 22.07.2024 включительно, не передаче объекта в производство работ, несогласования мест размещения материалов, не согласования материалов, панируемых к использованию при проведении работ, ИП Ядгаров Ж.Ж. будет вынужден воспользоваться предоставленным ему частью 2 статьи 719 ГК РФ правом одностороннего отказа от исполнения контракта.
Однако, по 22.07.2024 Заказчик не исполнил встречные обязательства по Контракту, не выполнил неоднократные требования Подрядчика по предоставлению проектной и технической документации, необходимой для выполнения работ, не передаче объект в производство работ, не согласовал места размещения материалов, не согласовал перечень материалов, панируемых к использованию при проведении работ.
23.07.2024 в соответствии с пунктом 8.1. Контракта, частью 2 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации ИП Ядгаров Ж.Ж. принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 8.1. Контракта, настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в порядке одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 20.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
23.07.2024 Подрядчиком было принято решение об одностороннем отказе.
06.08.2024 - дата расторжения контракта.
Помимо указанных Подрядчиком обстоятельств, Комиссией установлено следующее.
Индивидуальный предприниматель, не приступая к выполнению работ, принял решение об одностороннем отказе, полагая, что Заказчик отказал предоставлять проектную документацию для выполнения работ.
Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ, подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Необходимо отметить, что Контрактом не предусматривалась передача Заказчиком проектной документации Подрядчику.
Согласно части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы к капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Также в Письме Минстроя России от 21.02.2022 N 3363-ОГ/08 "О необходимости разработки проектной документации при капитальном ремонте" указано, что при проведении капитального ремонта здания и сооружения застройщик (технический заказчик) вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а должен руководствоваться содержанием выполняемых работ.
В соответствии с пунктом 1.3. Контракта, работы выполняются Подрядчиком в точном соответствии с техническим заданием (Приложение N 1), проектом сметы контракта (Приложение N 4) и графиком исполнения контракта (Приложение N 3), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.
При этом Подрядчик соответствующие запросы о предоставлении документации направлял в адрес Заказчика только 15.07.2024, 18.07.2024, то есть по прошествии половины срока, отведенного для выполнения работ.
Заказчик в письмах исх. N 18-743-32 от 16.07.2024, N 18-755-32 от 19.07.2024, N 18-761-32 от 22.07.2024 указывал, что Подрядчик может получить необходимую документацию в кабинете N 225 по адресу Заказчика.
Доказательства отказа Заказчика в предоставлении документации Подрядчиком не представлены.
При этом само по себе бездействие подрядчика даже при наличии каких-либо препятствий, связанных с невозможностью осуществления подрядных работ, нельзя признать отвечающим признаку добросовестности.
Подрядчиком не указано, какие именно работы невозможно выполнить на основании имеющейся документации, являющейся приложениями к Контракту.
Кроме того, ИП Ядгаров Ж.Ж. не был лишен возможности обращаться к Заказчику для предоставления последним указаний о порядке выполнения работ, в случае если Подрядчику недостаточно для этого сведений, содержащихся в приложениях к Контракту.
Документального подтверждения принятия подрядчиком мер к исполнению контракта, в том числе выполнения работ в соответствии с графиком по состоянию на дату вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не представлено.
Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В рассматриваемом случае ИП Ядгаров Ж.Ж., являясь профессиональным участником рынка, на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе должен был оценить возможность выполнения работ в соответствии с размещенными документами.
До заключения контракта Подрядчик не обращался к Заказчику с запросом о предоставлении разъяснений положений извещения о проведении закупки, соответственно Подрядчику было понятно, каким образом должны выполняться работы.
Заключая контракт, ИП Ядгаров Ж.Ж. добровольно принял на себя обязательства по исполнению всех его условий, в том числе в части своевременного выполнения работ. Лицо, добровольно приняв на себя соответствующие обязательства, несет риск их неисполнения в соответствии с условиями обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 708 ГК РФ, указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Следует отметить, что на основании абзаца 3 части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Подрядчик не представил доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствующих выполнению работ.
Согласно подпункту "Б" пункта 15 Постановления Правительства РФ N 1078, орган контроля отказывает во включении информации о поставщике, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому заинтересованное лицо, принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения контракта, несет повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
Необходимо отметить, что, принимая решение об участии в закупочной процедуре хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных законодательством о закупках, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к неисполнению контракта.
В поведении участника закупки наличествуют признаки недобросовестности, так как Общество не осуществило исполнение контракта надлежащим образом.
Риски, связанные с неправильной оценкой своих возможностей по оказанию услуг в установленный срок, находятся во власти и контроле Подрядчика, являются его виновными действиями и не являются обстоятельствами непреодолимой силы.
При этом недобросовестность юридического лица определяется не только его виной, как субъективным отношением к содеянному, но и той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
06.08.2024 |
08.08. |
06.08. |
0 |
06.08. |
13.08. |
13.08. |
0 |
16.08. |
15.08. |
0 |
0 |
Включить сведения об ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕ ЯДГАРОВЕ ЖАЛОЛЕ ЖАЛИЛОВИЧЕ (ИНН: 253718650992; ОГРНИП: 323253600098921), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с момента размещения сведений об ИП Ядгарове Ж.Ж. в реестр недобросовестных поставщиков на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет", в связи с односторонним отказом Исполнителя от исполнения контракта на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту наружных сетей канализации, ливневой канализации, теплосети и холодного водоснабжения учебного корпуса ФГБОУ ВО "Дальрыбвтуз" по адресу: г. Владивосток, ул. Луговая, д. 52Л (извещение N 0320100011024000055).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 13 августа 2024 г. N 25-287/04-2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024