Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "ЛДЦ" на действия Заказчика - ФГБУЗ "Медико-Санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" при проведении аукциона в электронной форме на поставку расходного материала медицинского назначения (Перчатки) (извещение N 0320100010224000102) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, а именно в нарушение Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620) объединены в один лот медицинские изделия различных видов номенклатурной классификации.
Заказчик не согласен с доводами, изложенными в жалобе, представил письменные возражения.
Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620);
В письменных пояснениях, Заказчиком указано, что согласно п. 1 Постановления N 620 при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации. Однако, положения п. 1 Постановления N 620 неприменимы к оспариваемой закупке, поскольку, во-первых, Заказчиком закупаются медицинские перчатки, как единый комплекс медицинских изделий с соответствующим функционалом, обеспечивающих непрерывную и качественную работу Заказчика. При этом, если перечень медицинских изделий, соответствующий техническому заданию и необходимый заказчику, является составным единого процесса оказания медицинской помощи и необходимые заказчику медицинские изделия не могут быть использованы друг без друга, объединение в один лот закупаемых медицинских изделий, имеющих разные коды видов медицинских изделий при условии, что их совместное применение предусмотрено стандартами оказания медицинской помощи, не противоречит ни требованиям вышеуказанного Постановления N 620, ни положениям Закона N44-ФЗ. С точки зрения оказания эффективной медицинской неотложной помощи пациентам требуется комплексная единовременная закупка всех медицинских изделий, которые могут потребоваться в различных клинических ситуациях. Во-вторых, закупаемые медицинские перчатки имеют один код ОКПД2 - 22.19.60 "Перчатки медицинские".
Объединение изделий, относящихся к одной номенклатурной группе товаров, в один лот обусловлено потребностями Заказчика, не противоречит действующему законодательству и соответствует сложившейся практике осуществления закупок на поставку расходных материалов для медицинских организаций. Закупаемые медицинские перчатки относятся к одной группе товаров и обладают едиными классификационными признаками, используются в едином технологическом процессе, имеют единое назначение, являются в совокупности неотъемлемыми частями единого лечебного процесса. Заказчик закупает в одном лоте медицинские перчатки общего назначения с одним кодом ОКПД2, с незначительными отличиями дополнительных характеристик. Все товары, необходимые к поставке имеют одинаковые функциональные (защита медицинского персонала и пациента во время проведения медицинских манипуляций) и технологические характеристики. Следовательно, медицинские перчатки возможно приобрести одним лотом. Поскольку объектом закупки являются только медицинские перчатки, такие товары являются технологически и функционально связанными между собой, что не сокращает перечень потенциальных участников закупки и не приводит к ограничению конкуренции. При использовании данных видов продукции речь идет о едином производственном (технологическом) процессе (оказание медицинской помощи пациентам).
Также в письменных пояснениях указано, что при определении того, что следует считать "видом" медицинского изделия, Заказчик учитывал сложившуюся правоприменительную практику, в частности, дела N А79-10646/2021, А32-63602/2022.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N44-ФЗ, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона N44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона N44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона N44-ФЗ.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N44-ФЗ. При проведении предусмотренных Законом N44-ФЗ электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Закона N44-ФЗ соответственно.
В соответствии с пп. "а", "д" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается:
- код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования;
- справочная информация:
1) коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
2) информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии).
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в Техническом задании.
Комиссия Приморского УФАС России, не оспаривая право Заказчика формировать объект в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Пунктом пункт 2 части 29 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Так, пунктом 1 Постановления N 620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Пунктом 2 Постановления N 620 установлено, что указанное в п. 1 Постановления N 620 требование не применяется:
- при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
- при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями;
- при закупках медицинских изделий, по результатам которых заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со ст. 111.4 Закона о закупках.
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (далее - приказ N 4н) утверждена номенклатурная классификация медицинских изделий по видам согласно приложению N 1.
Согласно приложению N 1 к приказу N 4н классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи <*>, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
<*> Фиксируется начальное значение 100000 и для каждой последующей записи значение увеличивается на 10.
При этом сам приказ N 4н содержит только указание на группы и подгруппы медицинских изделий, в то время как сведения о конкретных видах медицинских изделий (идентификационные уникальные номера записи от 100000 и для каждой последующей записи значение увеличивается на 10) размещены на официальном сайте Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_reesetr).
Следовательно, номенклатурной классификации каждый вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи в формате шестизначного кода.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка медицинских расходных материалов, с характеристиками, указанными в Техническом задании.
В соответствии с Техническим задание к поставке требуются следующие товары:
1) позиция N 1-3, 10 - Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные (указана позиция КТРУ 22.19.60.119- 00000008, номенклатурная классификация - 185830);
2) позиция N 9 - Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные (указана позиция КТРУ 22.19.60.119-00000002, номенклатурная классификация - 122540);
3) позиция N 4-8 - Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные (указана позиция КТРУ 22.19.60.113-00000001, номенклатурная классификация - 122630);
Вышеуказанные медицинские изделия соответствуют разным кодам вида медицинского изделия, в соответствии с классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом N 4н.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 1 590 815,00 руб.
Следовательно, с учетом размера НМЦК (1 590 815,00 руб.), Комиссия Приморского УФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, в части формированная объекта закупки, не соответствуют требованиям Постановления N 620, а также Закона N44-ФЗ.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ.
Относительно довода Заказчика о том, что при определении того, что следует считать "видом" медицинского изделия, Заказчик учитывал сложившуюся правоприменительную практику, в частности, дела N А79-10646/2021, А32-63602/2022 Комиссия отмечает, что согласно Постановлению Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.10.2022 N Ф01-5460/2022 по делу N А79-10646/2021 Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к выводу, что виды и подвиды медицинских изделий указаны в таблице к приложению N 1 к приказу N 4н.
Вместе с тем, указанная таблица имеет четкое обозначение столбцов в частности "Группы/подгруппы". Следовательно, данная таблица не отображает вид медицинского изделия.
Кроме того, как было указано выше вид медицинского изделия состоит из 6 сведения о конкретных видах медицинских изделий (идентификационные уникальные номера записи от 100000 и для каждой последующей записи значение увеличивается на 10) размещены на официальном сайте Росздравнадзора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛДЦ" на действия Заказчика - ФГБУЗ "Медико-Санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" при проведении аукциона в электронной форме на поставку расходного материала медицинского назначения (Перчатки) (извещение N 0320100010224000102) обоснованной.
2. Признать, что Заказчик допустил нарушение пункта 1 Постановления N 620, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 15 августа 2024 г. N 025/06/49-800/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024