Резолютивная часть решения объявлена 12.08.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12.08.2024 года. Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: И.И. Ларин.
- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: Ворошилов В.С. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; Дресвянская К.В. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; В присутствие представителей МБДОУ "Детский сад N 1" (далее - Заказчик) Машиной В.И., Тютриной А.К., ООО "СТРОЙМЕГА" (далее - Участник закупки, Общество, Исполнитель, Подрядчик) Брсояна С.С.; Рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении ИП Кузьминой А.О в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с расторжением контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству территории МБДОУ "Детский сад N 1" (ремонт асфальтового покрытия)", извещение N 0134300008524000135, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов 1 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Строймега" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 10 июня 2024 года N 330/2024 (N ЕИС 3381900960424000008 "Выполнение работ по благоустройству территории МБДОУ "Детский сад N 1" (ремонт асфальтового покрытия)". ООО "Строймега" не представлены письменные пояснения, с приложением заверенных документов, об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которым Общество не уклонялось от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС России N 038/916/24 от 05.08.2024 г. Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44- ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. В ходе рассмотрения обращения установлено, что Уполномоченным органом 2 (Администрация г. Усолье-Сибирское) 20.05.2024 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству территории МБДОУ "Детский сад N 1" (ремонт асфальтового покрытия)", извещение N 0134300008524000135.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 500 000 рублей 00 копеек. По итогам электронного аукциона ООО "Строймега" признано соответствующим требованиям извещения о проведении закупки. 10.06.2024 г. между заказчиком и подрядчиком заключен муниципальный контракт N 3381900960424000008 (далее - Контракт). Цена Контракта составляет 4 500 000 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктами 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по выполнение работ по благоустройству территории МБДОУ "Детский сад N 1" (ремонт асфальтового покрытия), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), Локальным сметным расчетом (смета) N 02- 01 (Приложение N 2), а Заказчик обязуется оплатить указанные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом..
Согласно п. 3.1 Контракта срок выполнения Работ Подрядчиком с даты подписания контракта в течение 40 календарных дней.
Таким образом, крайний день выполнения работ является -20 июля 2024 года. Комиссией установлено, что в срок до 20 июля 2024 года Обществом работы в полном объеме не выполнены. В материалах дела имеется лишь уведомление N 83 от 21.06.2024 о том, что подрядчик не может приступить к выполнению работ в связи с неблагоприятными погодными условиями. Вместе с тем, официально заверенных документов, подтверждающих невозможность исполнения обязательств Обществом не представлено. Представителем Заказчика пояснено, а представителем Общества не опровергнуто, что впервые Общество приступило к работам лишь 08 июля 2024 года в виде одного экскаватора, однако спустя три рабочих дня техника была вывезена с территории Заказчика. На заседании комиссии представителем Общества пояснено, что работы не могли быть выполнены в связи с тем, что цена контракта является заниженной, фактически сумма выполнения работ составляет более 6 000 000 рублей.
Согласно пункту 5.4.5 Контракта Подрядчик обязан приостановить выполнение Работ в случае обнаружения не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на годность или прочность результатов выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный Контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 2 (двух) рабочих дней после приостановления выполнения Работ. Вместе с тем Комиссией установлено, что Обществом работы приостановлены не были. Пунктом 5.4.6 Контракта предусмотрено, что подрядчик в течение 1 (одного) рабочего дня информировать Заказчика о невозможности выполнить Работы надлежащего качества, в надлежащем объеме, в предусмотренные Контрактом сроки, с 3 указанием причин. Вместе с тем, вышеуказанного уведомления о невозможности выполнить работ обществом также не направлено. Пунктом 11.1 Контракта предусмотрено, что в случае возникновения любых противоречий, претензий и разногласий, а также споров, связанных с исполнением Контракта, Стороны предпринимают усилия для урегулирования таких противоречий, претензий и разногласий в добровольном порядке с оформлением совместного протокола урегулирования споров.
Согласно пункту 11.3 Контракта обмен документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением Сторонами условий Контракта осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, Подрядчика, и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте. Вместе с тем Комиссией установлено, что претензий и уведомлений о наличии разногласий по расчету цены контракта об Общества в адрес Заказчика не поступало. Более того, на заседание комиссии Обществом не представлено документальных подтверждений занижения цены контракта от фактически необходимых объемов работ. 17 июля 2024 года Заказчиком направлено письмо N 115, в котором просит в срок до 19 июля 2024 года дать обоснованный ответ о причинах невозможности выполнения работ. Ответа на данное письмо от Общества не поступало. 31 июля 2024 года Заказчиком направлено требование об уплате неустойки N 87. 91 августа 2024 года Заказчиком повторно направлено требование N 91 об уплате неустойки. Более того, на рассмотрении Комиссии представителем ООО "Строймега" пояснено, что о несогласии с начальная (максимальная) ценой контракта Обществу стало известно еще до заключения контракта.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. Вместе с тем, жалобы ООО "Строймега" на определения НМЦК не поступало. В связи с ненадлежащим исполнением Участником закупки Контракта заказчик 22 июля 2024 посредством Единой информационной системе приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Часть 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик 4 вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в пункте 9 Контракта. Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке установлен ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в Единой информационной системы 22 июля 2024 года, получено исполнителем в тот же день.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для 5 одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Частью 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 02 августа 2024 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44- ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о недобросовестности Общества при исполнении им своих обязательств по контракту. 6 Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически- значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в неисполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей. Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также, по мнению Верховного суда РФ, под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 7 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих ООО "Строймега" исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Обществом не подтверждено, Комиссией не установлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Обществом не исполнены обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях Общества как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей. Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Строймега" проявило недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предпринял всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий. Действия ООО "Строймега" не исполнившего обязательства по Контракту, образует существенное нарушение условий Контракта, поскольку заказчик лишился того, на что рассчитывал при размещении закупки и заключении Контракта. Более того, учитывая специфику объекта закупки и его социальную значимость, можно характеризовать поведение исполнителя как недобросовестное. В связи с вышеизложенным, в действиях и бездействиях ООО "Строймега", усматривается недобросовестный и виновный характер, поскольку не обусловлено наличием обстоятельств непреодолимой силы, действиями третьих лиц или иными причинами, объективно препятствующими исполнению Обществу своих обязательств надлежащим образом.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙМЕГА" (664514, Иркутская область, Р-Н ИРКУТСКИЙ, Д ГРАНОВЩИНА, УЛ СЛАВНАЯ, Д. 77, ИНН: 3827064165), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года; 8 2. Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества c Ограниченной Ответственностью "СТРОЙМЕГА" (КАЗАРЯН АРМЕН ГРИШАЕВИЧ, ИНН 381207711900) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года;
3. Сведения об участниках / учредителях Общества c Ограниченной Ответственностью "СТРОЙМЕГА" КАЗАРЯН АРМЕН ГРИШАЕВИЧ, ИНН 381207711900 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года;
4. Направить копии решения сторонам по обращению.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель комиссии И.И. Ларин Члены комиссии: В.С. Ворошилов К.В. Дресвянская Исп.Ворошилов В.С. тел.8(3952)24-32-31 вн. 038-141 9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 12 августа 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024