Резолютивная часть решения оглашена 12 августа 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 12 августа 2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
В отсутствие представителей Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская областная инфекционная клиническая больница" (далее - Заказчик) - ходатайство N1732 от 09 августа 2024 г.;
При участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания Азия" (далее - ООО "ТК Азия", Общество) "_" (доверенность N14 от 08 августа 2024 г.), "_" (доверенность N12 от 08 августа 2024 г.), "_" (доверенность N12 от 08 августа 2024 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 05 августа 2024 г. поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "ТК Азия" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "ТК Азия" допущены нарушения условий по государственному контракту от 31 мая 2024 г. N 141-ЭА/24 на поставку экспресс-тестов для качественного иммунохроматографического определения антигена коронавируса SARS-CoV-2 в биологическом материале (далее - Контракт), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об ООО "ТК Азия" в Реестр.
ООО "ТК Азия" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/920/24 от 06 августа 2024 г.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 02 мая 2024 г. в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 02.05.2024 N0134200000124002788".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 941 331 руб. 20 коп.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2024 NИЭА1 на участие в закупке поступило 2 заявки. Минимальное ценовое предложение поступило от ООО "ТК Азия" - 564 089 руб. 60 коп., тем самым снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 40%.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2024 NИЭА заявка ООО "ТК Азия" признана победителем.
31 мая 2024 г. между Заказчиком и Обществом заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "По условиям Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику экспресс-тесты для качественного иммунохроматографического определения антигена коронавируса SARS-CoV-2 в биологическом материале (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.".
Согласно пункту 3.5 "Поставка Товара осуществляется партиями по наименованию и в количестве, указанном в заявках Заказчика. Период поставки: с момента заключения Контракта по 28.06.2024 г. не чаще одного раза в месяц по заявке Заказчика.
Заказчик формирует заявку в соответствии со своей потребностью в Товаре.
Поставка Товара осуществляется Поставщиком в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента передачи ему заявки.
Заявка может быть передана Заказчиком как в устной форме (по телефону +7 (800) 222-54-70, +7 (925) 026-06-83), так и в письменной (нарочным, по электронной почте info@tcasia.ru, job@tcasia.ru, ceo@tcasia.ru, zakaz@tcasia.ru).".
Цена Контракта составляет 564 089 руб. 60 коп.
Из представленных Заказчиком документов установлено следующее.
10 июня 2024 г. по документу о приемке N УТ-147 от 10.06.2024 Исправление N 1 от 14.06.2024 г. Заказчиком были получены экспресс-тесты на COVID, реагенты Leccurate для определения иммунохроматографическим методом антигена коронавируса SARS-CoV-2 с применением коллоидного золота в количестве 320 групповых упаковок N25, регистрационное удостоверение N РЗН 2021/13578 от 20 февраля 2021 г.
В результате проверки соответствия характеристик поставленного Товара сведениям, содержащимся в Контракте и в сопроводительных документах Поставщика (инструкции по применению медицинского изделия, находящейся в заводской упаковке), Заказчиком были установлены следующие несоответствия (недостатки):
N п/п |
Наименование характеристики |
Значение характеристики в соответствии с требованиями Технического задания |
Значение характеристики в соответствии с инструкцией по применению поставленного Товара (регистрационное удостоверение N РЗН 2021/13578 от 20.02.2021 года) |
1 |
Биологический материал |
Мазки из носоглотки, мазки из ротоглотки, слюна |
Мазок из носо- и ротоглотки |
2 |
Отсутствие перекрестной реактивности |
МERS-CoV, SARS-CoV, респираторно-синцитиальный вирус типа А и В, вирус гриппа А и В, аденовирус, риновирус, вирус парагриппа, метапневмовирус, бокавирус, Legionella pneumophila, Hemophilus influenza, Streptococcus pneumonia |
Эндемический коронавирус человека ОС43, вирус гриппа А, вирус гриппа В, респираторносинцитиальный вирус, аденовирус, вирус Эпштейна-Барр, вирус кори, цитомегаловирус, ротавирус, норовирус, вирус эпидемического паротита, вирус ветряной оспы, микоплазма пневмонии и метапневмовирус |
3 |
Диагностическая чувствительность |
100 % |
92 % |
4 |
Специфичность выявления антигена SARS-CoV-2 относительно ПЦР-исследования в ходе проведения клинических испытаний |
100 % |
99.26 % |
5 |
Время достижения устойчивых результатов |
5 минут |
15-20 минут |
28 июня 2024 г. Обществу посредством ЕИС был направлен мотивированный отказ от приемки поставленного Товара с требованием заменить поставленный Товар, на Товар, соответствующий требованиям Технического задания, течение 5 (пяти) календарных дней с момента получения мотивированного отказа.
02 июля 2024 г. посредством ЕИС Заказчиком был получен ответ на требование о замене поставленного Товара, о том, что ООО "ТК Азия" гарантирует в срок до 19 июля 2024 г. осуществить поставку Товара в соответствии с требованиями Технического задания.
Согласно представленным письменным пояснениям Заказчика Комиссией установлено, что в результате телефонных переговоров и переписки по электронной почте Заказчик и ООО "ТК Азия" пришли к соглашению о поставке товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте.
Однако дополнительное соглашение так и не было заключено.
В срок до 19 июля 2024 г. Обществом Товар не был поставлен.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено: "Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.".
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 22 июля 2024 г.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 02 августа 2024 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Из пояснений представителя ООО "ТК Азия" установлено следующее.
Имея сравнительно небольшой опыт исполнения контрактов в сфере государственных и муниципальных закупок, при подаче заявки по данной закупке сотрудником ООО "ТК Азия" были допущены ошибки в характеристиках товара при заполнении заявки на участие в закупке.
Из объяснений сотрудника ООО "ТК Азия" следует, что ошибки при подаче заявки им были допущены, в связи с тем, что у производителя "Бейджин Лепу Медикал Технолоджи Ко., Лтд." имеется два регистрационных удостоверения на тесты для определения коронавирусной инфекции и при заполнении характеристик товара он их перепутал и внес данные из регистрационного досье РУ N РЗН 2022/18294 от 20.09.2022 года, вместо данных из регистрационного досье РУ N РЗН 2021/13578 от 20.02.2021 г.
В целях подтверждения качества поставленного товара Обществом письмом от 02 июля 2024 г. исх. N 126 было предложено Заказчику использовать 10 групповых упаковок для апробации тестов и письмом от 02.07.2024 исх. N 125 даны посинения по характеристике товара "Время достижения устойчивых результатов" что фактическое время наступления реакции составляет не более 5-ти минут.
04 июля 2024 ООО "ТК Азия" был направлен запрос в ООО "ИМБИАН ЛАБ" с просьбой предоставить коммерческое предложение на закупку 8 000 тестов для определения антигена коронавируса SARS-CoV-2.
Представитель ООО "ИМБИАН ЛАБ" сообщил о невозможности поставки данного товара.
17 июля 2024 г. был направлен запрос ООО "ИМБИАН ЛАБ" на отгрузку тестов от имени сторонней компании ООО "Торговый дом Дентафил" и согласованы условия на отпуск и поставку "Экспресс-тест для качественного иммунохроматографического определения антигена коронавируса SARS-CoV-2 в биологическом материале "COVID-19 Ag-ИМБИАН-ИХА" по ТУ 21.20.23-065-39271034-2023, серия N 230320", при этом был направлен соответствующий договор для подписания.
18 июля 2024 г. ООО "ИМБИАН ЛАБ" перенесло поставку Товара с 7 дней на сентябрь.
Так как закупить и поставить в срок до 19 июля 2024 г. Товар, не представлялось возможным, ООО "ТК Азия" 19 июля 2024 г. было направлено письмо (исх. N153) Заказчику с предложением расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
Ответа на вышеуказанное письмо на обозрение Комиссии не представлено.
24 июля 2024 г. письмом (исх. N159) ООО "ТК Азия", в целях недопущения срыва лечебного и медицинского процесса Заказчика, была предложена благотворительная помощь в виде безвозмездной передачи экспресс-тестов по договору дарения, а именно набор реагентов Leccurate для определения иммунохроматографическим методом антигена коронавируса SARS-CoV-2 с применением коллоидного золота в количестве 320 групповых упаковок N25.
30 июля 2024 г. письмом (исх. N1659) Заказчиком направлен отрицательный ответ Обществу, по следующим причинам:
- тесты не работают на биологическом материале слюна, следовательно, учреждение не сможет применять их у пациентов в возрасте от 0 до 3 лет;
- в инструкции тестов не содержится информация об отсутствии перекрестной реактивности по инфекциям: риновирус, вирус парагриппа, бокавирус, Legionella pneumophila, Hemophilus influenza, Streptococcus pneumonia. Наличие перекрестной реактивности по указанным инфекциям неизбежно приведет к получению большого количества ложноположительных результатов и невыполнению стандартов оказания медицинской помощи.
Учитывая представленные сторонами документы, в рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности ООО "ТК Азия".
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "ТК Азия", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "ТК Азия", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания Азия" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-проектное объединение "Торговая компания Азия" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания Азия" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 12 августа 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024