Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе: *, посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление зданиями Правительства Свердловской области" - * - заявителя жалобы в лице ООО "ТД "Политон-Тех" - * рассмотрев жалобу ООО "ТД "Политон-Тех" (вх. N 16512-ЭП/24 от 05.08.2024) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление зданиями Правительства Свердловской области" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов к офисной технике для нужд Аппарата Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области (извещение N 0362200032324000170), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ТД "Политон-Тех" (вх. N 16512-ЭП/24 от 05.08.2024) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление зданиями Правительства Свердловской области" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов к офисной технике для нужд Аппарата Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области (извещение N 0362200032324000170), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе. В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком в структурированной форме извещения установлены требования к оригинальности поставляемого товара в нарушение Закона о контрактной системе. Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам. 26.07.2024 г. на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок было опубликовано извещение о проведении процедуры электронного аукциона на поставку расходных материалов к офисной технике для нужд Аппарата Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области (извещение N 0362200032324000170).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 866 666,50 рублей. Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: 2 а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе). Комиссией установлено, что Заказчиком в структурированной форме извещения установлены следующие характеристики закупаемого товара: Наименование товара, Товарный Единица Цена за Стоимость Код позиции работы, услуги Тип позиции знак измерения единицу позиции Картридж для Тонер- электрографических картридж печатающих устройств 20.59.12.120 Товар Xerox WC Штука 17333.33 866666.50 Идентификатор:
-00000002 3335/3345 157274776 (106R03623) Характеристики товара, работы, услуги (Картридж для электрографических печатающих устройств) Наименование Значение характеристики Инструкция по заполнению Обоснование включения характеристики характеристики в заявке дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге Оригинальный * обоснование (произведенный под одним Значение характеристики не использования Оригинальность и тем же товарным знаком с может изменяться участником дополнительных оргтехникой Xerox, для закупки характеристик представлено которой он предназначен) в описании объекта закупки Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что картриджи закупаются для использования Заказчиком в аттестованных защищенных АРМ-ах для обработки информации, содержащей гостайну, соответственно, техническая документация на них не может быть размещена в открытом доступе.
Согласно п.1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Когда производитель оборудования допускает использование совместимых запасных частей (в т.ч. картриджей), производитель оборудования проводит испытания совместимых запасных частей (в т.ч. картриджей) и информирует потенциальных Заказчиков о разрешенных к использованию совместимых запасных частей (в т.ч. картриджах) на своих публичных ресурсах (сайтах).
Таким образом для того, чтобы считать картридж совместимым с печатным оборудованием Поставщик картриджей должен получить подтверждение от производителя оборудования о том, что картриджи Поставщика соответствуют требованиям производителя оборудования и не причинят вреда данному оборудованию. В п. 1 официального письма ООО "Ксерокс (СНГ) от 29.06.2009 N 221 "об использовании совместимых расходных материалов" Компания-производитель ксерокс настоятельно не рекомендует использовать в печатающих устройствах марки Xerox расходные материалы, произведенные не под торговой маркой Xerox (т.н. "совместимые", "неоригинальные"), поскольку это может привести к снижению эффективности работы оборудования и даже выходу его из строя. Так же в официальном письме от 12 октября 2012 г. NМ-079 (12) ООО "Ксерокс (СНГ)" указано, что по 3 мнению Компании-производителя Ксерокс, применение изделий, заявленных их производителями как "аналоги" и/или "эквиваленты" и/или "совместимые" могут привести к негативным последствиям.
Таким образом, требование об использовании оригинальных запасных частей
установил
сам производитель оборудования и не гарантирует работоспособность оборудования при использовании совместимых расходных материалов. При этом, оригинальные картриджи выпускаются тем же производителем, что и оргтехника, а совместимые картриджи производятся сторонней компанией с использованием собственных технологий и разработок. В руководстве по эксплуатации машин Xerox на стр. 138 указано, что расходные материалы используются в процессе эксплуатации принтера, и их необходимо заменять. Для данного принтера расходными материалами являются подлинные черный принт-картридж Xerox и принт-картридж Xerox
SmartKit.
При использовании совместимых картриджей оборудования Заказчика может быть нанесен вред (например, неоригинальный картридж может содержать тонер с другими характеристиками (температура закипания, размер зерна и т.д.) нежели чем оригинальный тонер, что в последствии приведет к некачественной печати и засорению принтера или МФУ тонером). Все это повлечет за собой значительное расходование бюджетных средств Заказчика на ремонт оборудования (возможно, замену), а также на проведение повторной аттестации оборудования для работы с государственной тайной. Комиссия Управления отмечает, что положениями ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак, в том числе при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Кроме того, на участие в закупке было подано 15 заявок, 14 из которых были признаны соответствующими, что свидетельствует об отсутствии ограничений конкуренции. В связи с чем данный довод заявителя был признан Комиссией необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ТД "Политон-Тех" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление зданиями Правительства Свердловской области" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление зданиями Правительства Свердловской области", закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * Члены Комиссии * *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 августа 2024 г. N 066/06/106-2811/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024