Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: * - заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии, * - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии, * - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии, рассмотрев заявление заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Невьянского городского округа "Центр молодежной политики" (вх. N 16638-ЭП/24 от 06.08.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЮВЕНТУС", исполнителе по контракту N 02.2024 от 22.03.2024 на выполнение работ по текущему ремонту помещения (извещение N 0862300012124000002), в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) и Постановления Правительства от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - Постановление Правительства от 01.10.2020 N 1576) посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15-00 при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Невьянского городского округа "Центр молодежной политики" - * (Приказ N 20-од от 01.04.2024 г.), * (Приказ N 20-од от 01.04.2024 г.), * (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ), - заинтересованного лица ООО "ЮВЕНТУС" - * (доверенность N б/н от 29.07.2024 г.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Невьянского городского округа "Центр молодежной политики" (вх. N 16638-ЭП/24 от 06.08.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЮВЕНТУС", исполнителе по контракту N 02.2024 от 22.03.2024 на выполнение работ по текущему ремонту помещения (извещение N 0862300012124000002).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576. Заслушав доводы представителей заказчика, заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам. 11.03.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой 2 площадки ООО "РТС-тендер" (http://www.rts-tender.ru) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме от 11.03.2024 N0862300012124000002 на выполнение работ по текущему ремонту помещения. Начальная (максимальная) цена контракт составила 2 299 901,76 рублей. Контракт N 02.2024 от 22.03.2024 на выполнение работ по текущему ремонту помещения (далее - контракт) был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством.
Дата заключения контракта - 22.03.2024 г.
В соответствии п. 1.1. раздела 1 контракта подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по текущему ремонту помещения в здании МКУ НГО "Центр молодежной политики", а Заказчик обязуется принять и оплатить работы, предусмотренные настоящим контрактом.
В соответствии п. 1.2 раздела 1 контракт объемы, содержание работ, которые должен совершить Подрядчик в рамках указанной деятельности, приведены в Приложении N 1 к контракту "Техническое задание", Приложении N 2 к контракту "Спецификация". Пунктом 5.3 раздела 5 контракта определены обязанности подрядчика, а именно: Подрядчик обязан: 5.3.1. Выполнять работы в установленный срок. 5.3.2. Выполнять работы в объеме согласно Приложениям N 1, N 2, N 3 к контракту, и сдать их Заказчику. 5.3.5.
Своевременно и надлежащим образом исполнять обязательства в соответствии с условиями контракта и представить Заказчику документы, указанные в п. 4.4-4.5 контракта, по итогам исполнения контракта. 5.3.6.
Соблюдать требования, содержащиеся в Описании объекта закупки на выполнение работ и вправе отступить от них только с согласия Заказчика. 5.3.7.
В процессе выполнения работ основные технические решения согласовывать с Заказчиком, а при необходимости вместе с Заказчиком с соответствующими компетентными органами. 5.3.8.
Своевременно представлять по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта. 5.3.9.
Обеспечивать соответствие работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности, (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам, техническим регламентам и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации. 5.3.10. Подрядчик несет ответственность за выполнение необходимых мероприятий по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды, обеспечивает контроль за состоянием оборудования, механизмов, приспособлений, транспортных и грузоподъемных средств, инвентаря и ограждающих устройств опасных мест, несет ответственность за правильную и безопасную эксплуатацию оборудования и механизмов. В случае причинения ущерба имуществу или здоровью третьих лиц в результате несоблюдения правил, технологии строительного производства, возмещение ущерба производится за счет средств Подрядчика. 5.3.12. Обеспечить устранение недостатков, выявленных при приемке Заказчиком работ в течение гарантийного срока и за свой счет. 5.3.13. В течение 10 (десяти) рабочих дней внести требуемые изменения, исправления по замечаниям и предложениям Заказчика. 5.3.15. Приостановить выполнение работ в случае обнаружения не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество работ или создать невозможность выполнения работ в установленный контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после приостановления выполнения работ. Пунктом 5.1 раздела 5 контракта определены обязанности заказчика, а именно:
5.1. Заказчик обязан: 5.1.1. По письменному запросу Подрядчика, предоставить информацию, необходимую для выполнения работ. 5.1.3. Провести экспертизу для проверки соответствия качества выполненных работ, требованиям, установленным Контрактом, в соответствии с разделом 2 контракта "Сроки и условия выполнения работ". 5.1.4.
Сообщать в письменной форме Подрядчику о недостатках, обнаруженных в ходе исполнения контракта, в течение 2 (двух) рабочих дней после обнаружения таких недостатков. Заказчик, обнаружив при осуществлении контроля и надзора за ходом исполнения обязательства отступления от условий контракта или иные их недостатки, должен в течение 1 (одного) рабочего дня заявить об этом Подрядчику. Заказчик обязан назначить 3 своего ответственного представителя для контроля за выполнением работ по контракту и согласования организационных вопросов.
В соответствии с п. 2.1 раздела 2 контракта работы выполняются в сроки, указанные в контракте. Срок выполнения работ по контракту в 2024 году:
- Начало работ: с даты заключения контракта;
- Окончание работ: 30 июня 2024 года. Срок выполнения работ по контракту в 2025 году:
- Начало работ: 15 января 2025 года;
- Окончание работ: 15 апреля 2025 года. Место выполнения работ: помещения в здании МКУ НГО "Центр молодежной политики", расположенном по адресу: Свердловская область, город Невьянск, улица Ленина, дом 22.
На основании п. 12.1 раздела 12 контракта, контракт вступает в силу с даты его заключения Сторонами и действует по 31.12.2025, а в части оплаты (выплаты неустойки, возмещения убытков, исполнения гарантийных обязательств) - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. (п. 7.1 раздела 7 контракта) По состоянию на 05.07.2024 г. заказчиком установлено, что работы по контракту выполнены подрядчиком не в полном объеме и с 28.06.2024 г. работы по контракту приостановлены (письмо от ООО "ЮВЕНТУС" N 04 от 17.06.2024 г.). В связи с этим Заказчиком направлялись в адрес подрядчика претензии N 190 от 08.07.2024 г., N 193 от 11.07.2024 г. с требованиями об устранении выявленных заказчиком недостатков, а также с требованиями ускорить выполнение работ по контракту. Ответов на претензии в адрес заказчика не поступало.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.1 раздела 11 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 17.07.2024 г.
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 4 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик разместил в единой информационной системе 17.07.2024 г. Датой надлежащего уведомления считается 17.07.2024 г.
Таким образом, требования ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку надлежащее уведомление поставщика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 30.07.2024 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. 5 2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. На заседании Комиссии представитель заинтересованного лица пояснил, что ООО "ЮВЕНТУС" не имело намерения уклоняться от исполнения обязательств по контракту. Исходя из пояснений заинтересованного лица, ООО "ЮВЕНТУС" выполнило работы по контракту не в полном объеме, ввиду независящих от подрядчика обстоятельств. ООО "ЮВЕНТУС" в адрес заказчика направлено письмо N 02 от 03.04.2024 г. с просьбой предоставить:
- разрешение на производство земляных работ для последующей гидроизоляции наружных стен/фундаментов здания: топографическую съемку с нанесением инженерных сетей в районе производства земляных работ, при наличии инженерных сетей, расположенных в месте производства земляных работ, обеспечить присутствие представителя собственника таких инженерных сетей, а также повторно, в соответствии с п. 5.2.10 контракта, направить в адрес подрядчика приказ/доверенность, иной документ о назначении ответственного лица со стороны заказчика для взаимодействия с указанием контактного телефона. 04.04.2024 Заказчиком было направлено в адрес подрядчика письмо N102 от 04.04.2024, с указанием на обязанность подрядчика в самостоятельном получении вышеуказанных документов. Вместе с тем, п. 5.1.1 контракта установлено, что по письменному запросу Подрядчика, Заказчик обязан предоставить информацию, необходимую для выполнения работ.
Согласно п. 1 ст. 718 Гражданского кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. В ходе выполнения необходимых работ подрядчик столкнулся с противоречиями информации, указанной в смете, с фактическим состоянием на объекте, о чем было устно сообщено Заказчику. Подрядчик исходящим письмом N3 от 23.05.2024 обратился к Заказчика по ряду технических вопросов, без решения которых не представлялась возможность выполнить необходимые работы с надлежащим качеством. Ответа на письмо не поступало. Так, на основании п.п. 5.3.9, 5.3.15 Контракта и п. 1 ст. 716 Гражданского кодекса РФ подрядчик приостановил работы до получения решения со стороны Заказчика, о чем ООО "Ювентус" уведомил исходящим письмом N4 от 17.06.2024.
Указанным же письмом Подрядчик запросил предоставление технических решений по возникшим вопросам и по вопросам, указанным в исходящем письме N3 от 23.05.2024.
Дополнительно исходящим письмом N5 от 29.06.2024 Подрядчик обратился к Заказчику в целях получения оперативного ответа на поставленные вопросы и увеличения сроков выполнения работ. Однако ответов на данный письма заказчиком не предоставлены.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В силу ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой 6 стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "ЮВЕНТУС" принимало меры для выполнения работ по контракту в полном объеме. В связи с этим, в действиях ООО "ЮВЕНТУС" исполнителе по контракту N 02.2024 от 22.03.2024 на выполнение работ по текущему ремонту помещения, Комиссия не усматривает признаков недобросовестного поведения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "ЮВЕНТУС" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Невьянского городского округа "Центр молодежной политики" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * Члены Комиссии * *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 августа 2024 г. N РНП-066/06/104-2866/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024