Резолютивная часть решения оглашена 06 августа 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 08 августа 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Абаимовой Н.Н. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Челябинской таможни (далее - Челябинская таможня, заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью "БЕЛИЗНА" (далее - ООО "БЕЛИЗНА", Общество, участник закупки, исполнитель), участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "БЕЛИЗНА" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением государственного контракта N 03691000474240000080001 возмездного оказания услуг от 25.03.2024, в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Челябинской таможни главного государственного таможенного инспектора отдела тылового обеспечения Сладенко Екатерины Алексеевны, действующей на основании доверенности N 72 от 05.08.2024;
в отсутствие представителей ООО "БЕЛИЗНА", уведомленных о месте и времени заседания Комиссии посредством направления телеграммы, а также автоматического направления с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС) уведомления о размещении информации о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Закона о контрактной системе. Информация о проведении внеплановой проверки размещена в ЕИС в разделе "Внеплановые поверки" 01.08.2024.
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 30.07.2024 поступило обращение Челябинской таможни о включении в Реестр ООО "БЕЛИЗНА", его генерального директора и участника в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением государственного контракта N 03691000474240000080001 возмездного оказания услуг от 25.03.2024 в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела, Челябинской таможней 25.03.2024 по результатам электронного аукциона (извещение N 0369100047424000008 от 16.02.2024; НМЦК 307 187,84; протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.03.2024; по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке; согласно пункту 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, электронный аукцион признан несостоявшимся) заключен контракт N 03691000474240000080001 возмездного оказания услуг. Цена контракта составляет 307 187 (триста семь тысяч сто восемьдесят семь рублей) 84 копейки.
Решением от 16.07.2024 заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке и направил сведения в антимонопольный орган.
От Общества документов в адрес антимонопольного органа не поступало.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и контрактом.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 Закона о контрактной системе, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон контракт может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении контракта другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или контрактом.
Существенным признается нарушение контракта одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении контракта.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от контракта (исполнения контракта) полностью или частично, если такой отказ допускается, контракт считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения контракта возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно пункту 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по контракту возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения.
Между Челябинской таможней и ООО "БЕЛИЗНА" 25.03.2024 заключен государственный контракт N 100125738124100032/71 возмездного оказания услуг (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по уборке помещений и прилегающей территории по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Советская, д. 42 (далее - услуги), сдать результаты оказанных услуг Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
Перечень услуг, оказываемых Исполнителем представлен в Техническом задании (приложение N 1 к контракту).
Согласно пункту 1.4 контракта срок оказания услуг - с 01.07.2024 по 31.03.2026 и не должен превышать срока действия Контракта.
Пунктом 2.1 контракта определена цена, которая составляет 307 187,84 руб. (триста семь тысяч сто восемьдесят семь рублей 84 копейки).
В соответствии с пунктом 2.8 контракта расчеты между заказчиком и исполнителем производятся в течение 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке без замечаний заказчиком.
Оплата по контракту осуществляется Заказчиком по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя за фактически оказанные услуги на основании документа о приемке, подписанного Заказчиком в единой информационной системе.
Перечисление денежных средств осуществляется в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке.
Права и обязанности сторон установлены разделом 3 контракта. Так, исполнитель обязан: оказать услуги в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, определенные техническим заданием (приложение N 1 к контракту) (пункт 3.1.1 контракта); назначить в течение 7 (семи) дней, с даты заключения государственного контракта ответственное лицо за оказание услуг по государственному контракту, осуществляющее контроль за эксплуатационным персоналом и представить Заказчику контактную информацию ответственного лица для оперативного решения вопросов исполнения контракта (пункт 3.1.2 контракта); выполнять заявки Заказчика: в течение суток с момента поступления заявки (пункт 3.1.3 контракта); обеспечить оказание услуг персоналом, имеющим соответствующую квалификацию и опыт практической работы (пункт 3.1.7 контракта); иметь в наличии необходимые инструменты для оказания услуг по контракту (пункт 3.1.9 контракта); предоставить до начала оказания услуг Заказчику письмом список лиц, в том числе эксплуатационного персонала, автотранспорта и водителей, непосредственно участвующих в реализации государственного контракта, для оформления пропусков (наличие внутри объектового пропускного режима) (пункт 3.1.14 контракта);
В свою очередь, пунктом 3.4.5 контракта предусмотрено право заказчика требовать от исполнителя своевременного и качественного выполнения услуг; по пункту 3.4.3 контракта заказчик имеет право отказаться от исполнения контракта при невыполнении исполнителем своих обязательств по качеству и срокам оказания услуг, уплатив исполнителю часть установленной цены пропорционально услугам, оказанным до получения извещения об отказе Заказчика об исполнении контракта.
Согласно пункту 3.4.7 заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством
В соответствии с порядком и приемкой оказанных услуг, определенными разделом 5 контракта, датой приемки оказанной услуги считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Согласно пункту 10.1 контракта, контракт считается заключенным в день размещения контракта в единой информационной системе, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и действует до исполнения Сторонами всех своих обязательств и завершения всех взаиморасчетов по контракту, но не позднее 01.05.2026. Окончание срока действия контракта не освобождает Стороны от исполнения всех своих обязательств и завершения всех взаиморасчетов.
В соответствии с пунктом 9.4 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) предусмотрено, что к оказанию услуг подлежат:
- комплексная уборка прилегающей территории, в том числе:
- комплексная уборка прилегающей территории (в летний период с апреля по октябрь): уборка тротуаров, приямков, проезжей части от мусора, пыли, грязи; очистка мусорных урн (в рабочие дни, с апреля по октябрь); уход за газонами, в том числе: удаление мусора, сорняков, рыхление, поливка (ежедневно в рабочие дни, с апреля по октябрь); уход за зелеными насаждениями, рыхление, поливка, скашивание травы и ее уборка, подсев травы на газонах (1 раз в месяц, с мая по сентябрь);
- комплексная уборка прилегающей территории (в зимний период с ноября по март): уборка тротуаров, приямков, проездов от мусора пыли, грязи и снега, очистка мусорных урн (ежедневно в рабочие дни с ноября по март); удаление образований наледи, скоплений снега и сбивание сосулек с желобов, свесов, ограждение опасных мест, в связи с падением снега, сосулек и льда, обработка проходных зон антискользящими средствами во время гололеда (ежедневно в рабочие дни с ноября по март); скалывание наледи с проходных зон во время гололеда (в рабочие дни 1 раз в трое суток с ноября по март); очистка навесов над входом в здание, желобов, свесов, водоотводящих устройств от снега, наледи и сосулек (с расчисткой тротуаров от скинутого снега) (2 раза в месяц, с ноября по март); сбор снега в кучи, погрузка снега (4 маш./ч в месяц, декабрь, январь, февраль); вывоз снега (4 маш./ч в месяц, декабрь, январь, февраль);
- прочие работы и услуги: комплексная уборка прилегающей территории по окончании зимнего периода, в том числе: очистка территории в рамках субботника, удаление мусора и сорняков с газонов, побелка стволов деревьев (1 раз за период действия контракта (апрель); сбор малыми партиями твердых бытовых отходов (ТБО) крупногабаритных материалов (КГМ) и вынос на контейнерную площадку ТБО (в рабочие дни (понедельник, среда, пятница); мойка и дезинфекция мусорных урн (1 раз в месяц);
Общая площадь территории, прилегающей к зданию по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Советская, д. 42 - 907,00 кв. м.
- комплексная уборка помещений:
- служебные помещения: мытье полов (в рабочие дни, понедельник, среда, пятница); сухая протирка, удаление пятен, удаление липких субстанций столов, полок, шкафов, тумбочек, ручек дверей, вентиляционных решеток, прочего (в рабочие дни, понедельник, среда, пятница); чистка зеркал и стеклянных поверхностей, кроме окон (1 раз в неделю, рабочие дни); влажная протирка дверей (1 раз в месяц); влажная протирка отопительных приборов (радиаторов), декоративных экранов радиаторов (1 раз в месяц); обметание пыли со стен (1 раз в месяц); опорожнение, смена полиэтиленовых пакетов в урнах, корзинах в служебных помещениях (в рабочие дни, понедельник, среда, пятница); сухая протирка, удаление пятен, удаление липких субстанций жалюзи (1 раз в месяц); влажная протирка стульев (1 раз в месяц);
- вестибюли, холлы, коридоры, тамбуры: мытье полов (в рабочие дни, понедельник, среда, пятница); чистка зеркал и стеклянных поверхностей, кроме окон (1 раз в неделю, рабочие дни); влажная протирка дверей (1 раз в месяц); влажная протирка электроосветительных приборов, отопительных приборов (радиаторов), декоративных экранов радиаторов (1 раз в месяц); обметание пыли со стен (2 раза в месяц); сухая протирка, удаление пятен, удаление липких субстанций жалюзи (1 раз в месяц);
- лестницы: мытье полов (в рабочие дни, понедельник, среда, пятница); влажная протирка электроосветительных приборов, отопительных приборов (радиаторов), декоративных экранов радиаторов (1 раз в месяц); влажная протирка перил (1 раз в месяц); обметание пыли со стен (2 раза в месяц);
- склад: подметание полов (в рабочие дни, понедельник, среда, пятница); сухая протирка, удаление пятен, удаление липких субстанций столов, полок, шкафов, тумбочек, ручек дверей, вентиляционных решеток, прочего (в рабочие дни, понедельник, среда, пятница); влажная протирка дверей (1 раз в месяц); влажная протирка электроосветительных приборов, отопительных приборов (радиаторов), декоративных экранов радиаторов (1 раз в месяц); обметание пыли со стен (2 раза в месяц);
- туалет женский, мужской: мытье полов (ежедневно, в рабочие дни); чистка, дезинфекция раковин, унитазов (ежедневно, в рабочие дни); опорожнение урн, корзин в туалетах (ежедневно, в рабочие дни); влажная протирка дверей (ежедневно, в рабочие дни); влажная протирка подоконников (ежедневно, в рабочие дни); влажная протирка электроосветительных приборов (1 раз в месяц); влажная протирка зеркал и стеклянных поверхностей, кроме окон (1 раз в неделю, в рабочие дни); чистка вентиляционных решеток, стен кафельных (1 раз в месяц); обеспечение расходными материалами туалетов (в пределах норм) (ежедневно, в рабочие дни);
- оконные блоки: мойка окон проводится с 2-х сторон, в том числе мойка рам, стекол, подоконников, откосов, отливов, мытье решеток на окнах (при наличии), удаление скотча, утеплителя и иных загрязнений (3 раза за период исполнения контракта (апрель-май, сентябрь-октябрь);
Общая площадь помещений в административном здании, находящемся по адресу: г. Магнитогорск, ул. Советская,42 - 614 кв.м.
Из представленных заказчиком в материалы дела сведений и информации следует, что Письмом от 06.06.2024 исполнитель оповестил заказчика о том, что в связи с внезапно сложившейся ситуацией по отсутствию финансирования в ООО "Белизна" с последующей ликвидацией нет возможности оказывать услуги по уборке, а также исполнитель попросил заказчика рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон на основании статьи 450 Гражданского кодекса РФ и по п.9.4 заключенного контракта.
В ответном письме от 07.06.2024 Челябинская таможня сообщает Обществу о том, что расторжение контракта по соглашению сторон не возможно, так как для проведения повторных процедур по заключению контракта на оказание таких услуг заказчику требуется дополнительное финансирование из средств федерального бюджета, а свободные лимиты денежных средств отсутствуют.
ООО "Белизна" 19.06.2024 выслал на электронную почту Челябинской таможни список эксплуатационного персонала для оказания заказчику услуг по уборке с указанием лица, ответственного за оказание услуг по контракту и осуществляющего контроль за эксплуатационным персоналом.
В соответствии с пунктом 1.4 контракта срок оказания услуг - с 01.07.2024 по 31.03.2026, т.е. исполнитель должен был приступить к уборке 01.07.2024.
Заказчик 01.07.2024 и 02.07.2024 на электронную почту Общества отправлял письма с просьбами приступить к исполнению обязательств по заключенному контракту, а также сообщил, что работники исполнителя 01.07.2024 и 02.07.2024 не явились на объект для оказания услуг, при этом указав, что исполнитель и лица, ответственные за контроль исполнения обязательств по контракту не отвечают на телефонные звонки.
Челябинской таможней 02.07.2024 зарегистрирована Претензия от ООО "Белизна" (вх. N10438 на 1 л), в которой исполнитель сообщает, что заказчиком по состоянию на 01.07.2024 эксплуатационный персонал не был допущен на объект для оказания услуг по заключенному контракту и просит обеспечить доступ работников на объект. Однако исполнителем в материалы дела доказательства этого факта не представлены.
В ответном письме от 02.07.2024 Челябинская таможня сообщает, что на объекте ведется видеонаблюдение и учет посетителей, подтверждающие неявку эксплуатационного персонала. Вместе с тем, заказчик указывает на пункт 6.2.3 контракта: "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере: 10 процентов цены Контракта - 30 718,78 руб.".
ООО "Белизна" 15.07.2024 размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, прикрепив в формате PDF Предписания МКУ "ЕЦХИО" с 24 по 28 июля 2024 и с 01 по 05 июля 2024 о недостатках в выполненных работах по муниципальному контракту N 0136300033524000095 от 26.04.2024, не относящиеся к заключенному государственному контракту между Челябинской таможней и ООО "Белизна". Представитель Челябинской таможни на заседании комиссии пояснил, что заказчик не согласен с данным решением исполнителя.
Челябинской таможней 16.07.2024 в ЕИС размещено решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. В то же время, 16.07.2024 заказчик отправил исполнителю по электронной почте уведомление от одностороннем отказе от исполнения контракта. Копия уведомления представлена заказчиком в материалы дела.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, контракт является расторгнутым 26.07.2024.
Согласно части 22.2 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе, Челябинской таможней не нарушен.
Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (поставщиком).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением о закупке.
Действия ООО "БЕЛИЗНА" явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность Челябинской таможни в уборке помещений и прилегающей территории не удовлетворена.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение исполнителем (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий поставщика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).
Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и контрактом.
Материалами дела установлено, что ООО "БЕЛИЗНА" нарушены условия контракта, услуги по уборке помещений и прилегающей территории не оказаны.
Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ООО "Белизна" в письме заказчику, отправленном по электронной почте 06.06.2024 в качестве причины неисполнения контракта указало на невозможность оказания услуг в связи с отсутствием финансирования и процедурой ликвидации Общества. Доказательств невозможности осуществления обязательств по контракту в сроки, предусмотренные контрактом, и на согласованных сторонами условиях, ООО "БЕЛИЗНА" в материалы дела не представлено.
Пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) определены случаи, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр. Однако в рассматриваемой закупке указанные обстоятельства отсутствуют.
Общество не приступило к исполнению обязательств по контракту. Более того, ООО "Белизна" фактически отказалось от исполнения контракта.
Следовательно, в действиях ООО "БЕЛИЗНА" содержатся признаки недобросовестного поведения, являющегося основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные Челябинской таможней об ООО "БЕЛИЗНА" (ИНН/КПП 7805813178/ 780501001, ОГРН 1247800012657, 198261, г. Санкт-Петербург, вн. тер. мунииципальный округ Ульянка, пр-кт Ветеранов, д. 109, к. 1, литера А, помещ. 2-н, офис 18), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Включить сведения, представленные Челябинской таможней о генеральном директоре, участнике ООО "БЕЛИЗНА" Рафа Зое Игоревне (ИНН 780617180603), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.Н. Абаимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 августа 2024 г. N 074/10/104-1714/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024