Резолютивная часть решения оглашена 08 августа 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 12 августа 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Хрустовой А.О. |
- |
специалиста 1-го разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании поступивших от гражданина сведений провела внеплановую проверку по вопросу законности осуществления ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет" (далее - заказчик) запроса котировок в электронной форме N 0369100002323000019 на приобретение электроматериалов для текущих ремонтов (далее - запрос котировок, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Заказчика: Нифонтовой Т.В., действующей на основании доверенности N16-19-1 от 10.01.2024,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 09.07.2024 поступило обращение гражданина о проведении внеплановой проверки законности осуществления ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет" (далее - заказчик) запроса котировок в электронной форме N 0369100002323000019 на приобретение электроматериалов для текущих ремонтов.
Согласно представленным документам извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение электроматериалов для текущих ремонтов опубликовано уполномоченным органом в ЕИС 06.12.2023 15:32 (МСК+2).
Начальная (максимальная) цена контракта - 399 584,10 рублей.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЗК1 от 14.12.2023.
На момент рассмотрения обращения контракт по итогам запроса котировок заключен и исполнен, статус контракта в ЕИС "исполнение завершено".
Из содержания обращения заявителя следует, что в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения" Заказчиком при описании объекта закупки не установлено требование в отношении световой отдачи светодиодных ламп.
Представитель Заказчика с доводами обращения гражданина не согласилась и пояснила, что в соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, объектом закупки является поставка светодиодных светильников, соответствующих позиции КТРУ 27.40.25.123-00000003. Согласно описанию, названного КТРУ, характеристика "Световая отдача при индексе цветопередачи" не является обязательной, в связи с чем Заказчик принял решение не устанавливать названную характеристику.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе утверждает использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с подпунктом б пункта 19 Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения" (далее - Постановление Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255) предусмотрено, что к минимальным нормированным значениям световой отдачи светильников со светодиодами устанавливаются следующие требования:
В описании объекта закупки, среди прочих, Заказчиком установлены следующие характеристики:
1. Исполнение оптической системы: Рассеиватель (защитное стекло);
2. Мощность:> 40 и 50 Ватт;
3. Индекс цветопередачи:> 80 и 90;
4. Коррелированная цветовая температура, max: 6500 Кельвин;
5. Коррелированная цветовая температура, min: 6500 Кельвин.
Исходя из совокупности установленных в техническом задании характеристик, их значений, возможно установить значение характеристики "Световая отдача при индексе цветопередачи", которое равняется 120 лм/Вт.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, объектом закупки является поставка светодиодных светильников, соответствующих позиции КТРУ 27.40.25.123-00000003. Согласно описанию, названного КТРУ, характеристика "Световая отдача при индексе цветопередачи" не является обязательной.
Заказчик не установил указанную выше характеристику, что не противоречит требованиям пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Также Заказчиком в материалы дела представлен Паспорт изделия "Панели светодиодные LPU-01, LPU-02", в котором отсутствует характеристика "Световая отдача при индексе цветопередачи".
Однако отсутствие в описании объекта закупки характеристики "Световая отдача при индексе цветопередачи", которая предусмотрена КТРУ, без указания на применение Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 не может однозначно свидетельствовать о соблюдении требований действующего законодательства.
Рассмотрев все обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение признать в действиях заказчика нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 42 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как применение КТРУ не исключает необходимость соблюдения требований Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255.
Следовательно, довод о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки состоятелен.
Изучив информацию и документы, представленные заказчиком и уполномоченным учреждением в материалы дела, Комиссия Челябинского УАФС России установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Исходя из содержания пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
В силу пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Как следует из содержания извещения о проведении запроса котировок, заказчиком осуществляется закупка светильников светодиодных внутреннего освещения (код позиции 27.40.25.123-00000003).
Данные товары включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 09.12.2023) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878) перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановило создать единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр) (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего Постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 3(2) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
В силу пункта 3(3) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) настоящего Постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров и т. д.
Информация об установлении предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, содержится в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно материалам дела в запросе котировок участвовало пять участников.
Все заявки участников закупки признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям
Следует отметить, что согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в случае отсутствия в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Участниками закупки с идентификационными номерами 115581881, 115583233, 115586827 предложены товары со страной происхождения Российская Федерация.
Участником закупки с идентификационным номером 115585683 предложены товары со страной происхождения Китайская Народная Республика.
Участником закупки с идентификационным номером 115573612 предложены товары со страной происхождения Кыргызская Республика.
В качестве подтверждения страны происхождения предлагаемых товаров участниками закупки с идентификационными номерами 115583233 и 115586827 указаны следующие номера реестровых записей: 456\13\2023 и 4386\1\2023.
Указанные номера реестровых записей содержатся в едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
Таким образом, на участие в определении поставщика поданы заявки, содержащие предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой является государство - член Евразийского экономического союза, что подтверждается содержащейся в заявке участников закупки информацией, предусмотренной пунктом 3(3) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
В данном случае, Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 подлежит применению. В связи с чем, заявки участников закупки с идентификационными номерами 115581881, 115585683, 115573612, приравненные к заявкам, содержащим предложение о поставке товаров иностранного происхождения, должны быть отклонены.
Однако в нарушение пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии таких заявок извещению об осуществлении закупки.
Победителем запроса котировок признан участник закупки с идентификационным номером 115581881, снизивший цену на 24,99% и предложивший товары со страной происхождения Российская Федерация, но не подтвердивший страну происхождения предлагаемых товаров номером реестровой записи.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к энергетической эффективности товара в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N1221 (ред. от 06.12.2022) "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд": класс энергетической эффективности поставляемого товара должен соответствовать действующему законодательству и определяется в соответствии с Таблицей 2 Приложения N13 к Правилам определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности (Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 29.04.2010 N357).
Таблица 2 Приложения N13 к Правилам определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности распространяется на распространяются на принтеры и копировальные аппараты с наибольшей энергетической эффективностью.
В проверяемой закупке объектом является светильник светодиодный внутреннего освещения. Следовательно, к данному объекту должно применяться Приложение 11 "Определение классов энергетической эффективности для бытовых электрических ламп".
Таким образом, Заказчиком в нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки некорректно установлены требования к энергетической эффективности товара в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N1221.
Также Комиссия отмечает следующее: при описании объекта закупки Заказчик в описании характеристики "Ширина светильника" установил диапазон 300 и <600. В то время как в КТРУ предусмотрено описание характеристики "Ширина светильника" в диапазонах
300 и <500;
500 и <600.
Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение предписание не выдавать в связи с тем, что контракт по результатам проверяемой закупки на момент проведения Комиссией внеплановой проверки заключен и исполнен.
Исходя из изложенного, информации, представленной заказчиком, уполномоченным учреждением, а также изучив размещенные в ЕИС сведения, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
А.О. Хрустова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 августа 2024 г. N 074/06/99-1562/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024