Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления - начальника Комиссии: отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; 2024-13171 2 Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела контроля Комиссии: закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "САП" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку техники электронной (извещение N 0869200000224006784), в присутствии:
- представителя ГУСО "Кусинский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - заказчик) Батиной М.А., действующей на основании доверенности от 06.08.2024 N 7;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченное учреждение) Обвинцевой Н.С., Захарченко К.Е., действующих на основании доверенностей от 19.01.2024 N 01, от 10.10.2023 N 18, в отсутствие представителей ООО "САП" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 02.08.2024 поступила жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку техники электронной (извещение N 0869200000224006784) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок 22.07.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 535 465,43 рублей. На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Согласно доводу жалобы комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка заявителя по причине несоответствия значения показателя "Высота" по позиции "Стойка тренога под колонку". Представители заказчика, уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали, что в структурированной заявке заявителя предложенная характеристика "Высота: 1500 и 2199" не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, следовательно не соответствует требованиям заказчика. Участник в своей заявке не конкретизировал данный показатель, тогда как инструкцией к извещению требовалось указать конкретное значение. Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам, Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не 2024-13171 3 позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона. Как следует из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.08.2024 ИЭА1, заявка заявителя отклонена комиссией по осуществлению закупок на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, а именно: "Заявка Участника не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки. В структурированной заявке в описании объекта закупки по позиции "Стойка тренога под колонку" Заказчику требовалась "Высота:
1500 и <2200 Миллиметров", тогда как участник в своей заявке предлагает "Высота: 1500 и 2199", что не соответствует требованиям Заказчика. Нарушены требования: Приложения
4 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке".
В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Объектом рассматриваемой закупки является поставка техники электронной, в том числе поставка стойки треноги под колонку. Извещением об осуществлении закупки в структурированном описании объекта закупки заказчиком установлены следующие требования к товару "Стойка тренога под колонку": Наименование Значение Инструкция по заполнению характеристики характеристики характеристики в заявке Значение характеристики не может Тип основания стойки Ножки изменяться участником закупки Стойка под Значение характеристики не может Тип акустическую систему изменяться участником закупки Возможность Значение характеристики не может Да регулировки высоты изменяться участником закупки Диаметр штанги 35 Миллиметров Значение характеристики не может 2024-13171 4 изменяться участником закупки 1500 и < 2200 Участник закупки указывает в заявке Высота Миллиметров конкретное значение характеристики Как следует из содержания жалобы, заявитель при заполнении в заявке характеристик по 10 позиции "Стойка тренога под колонку" руководствовался официальным сайтом производителя закупаемого товара, а также описанием объекта закупки, что позволило подобрать товар в полном соответствии с нуждами заказчика. Так, заказчик при описании объекта закупки указал, что товар должен обладать характеристикой "Возможность регулировки высоты", при этом по показателю "Высота" просит конкретизировать значение. По мнению заявителя, заказчик намеренно вводит в заблуждение участников. ООО "САП" в своей заявке указало конкретную характеристику с сайта производителя в диапазоне от 1500 до 2199 миллиметров, так как имеется "Возможность регулировки высоты". Заявитель отмечает, что:
1) указав единственное значение без диапазона, не представилось бы возможным четко понять подходит ли товар, предложенный заявителем, под нужны заказчика;
2) указав единственное значение без диапазона, но с возможность регулировки высоты, ООО "САП" предоставило бы недостоверные данные о товаре. Представители уполномоченного учреждения на заседании Комиссии отметили, что участник в своей заявке не конкретизировал показатель "Высота", тогда как инструкцией к извещению требовалось указать конкретное значение. Кроме того, Приложением 4 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" предусмотрено, что: "Заявка участника должна содержать информацию в объеме не менее того количества показателей, позволяющих сделать вывод о функциональных, технических и качественных характеристиках предлагаемого к поставке товара и его соответствии требованиям заказчика. Предложение участника электронного аукциона (сведения о предлагаемом для поставки товаре) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений. Указание недостоверных сведений в отношении товара или сведений об участнике влечет за собой отклонение заявки участника закупки и самого участника закупки. Точные характеристики указываются участником в своей заявке, за исключением случаев, когда "коридорные" показатели (например, символ "
") предусмотрены инструкциями по использованию/эксплуатации, мануалами, руководствами и т.д. и установлены самим производителем товара".
Таким образом, представители уполномоченного учреждения резюмировали, что заявка участника закупки включала в себя двойное предложение по характеристикам товара, без указания на конкретное значение. Помимо того, на момент подведения итогов, заявка не содержала в себе информацию, что данная характеристика предусмотрена производителем товара, в форме инструкции по эксплуатации/руководства по эксплуатации на товар, исходя из доводов жалобы, заявитель руководствовался именно официальным сайтом производителя товара. Предложения других участников закупки по "оспариваемой" характеристике содержали в себе конкретное значение. Исходя из этого, комиссией по осуществлению закупки было принято решение об отклонении участника закупки. Комиссия антимонопольного органа, оценив доводы жалобы, пояснения заказчика, уполномоченного учреждения, положения извещения, обращает внимание заявителя на 2024-13171 5 следующее.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке. Структурированное описание объекта закупки, указанное заказчиком в извещении о проведении аукциона, помимо требований к характеристикам поставляемого товара содержит инструкцию, которая обязывает участника закупки конкретизировать значение показателя "Высота" по позиции "Стойка тренога под колонку". При этом заявитель не обжаловал положения извещения в части инструкции по заполнению характеристики в заявке, согласился на условия извещения, подал заявку на участие в закупке. Тогда как комиссия по осуществлению закупок, рассматривая поданные заявки на участие в аукционе, оценивает их с точки зрения соответствия положениям извещения, в том числе инструкции по заполнению характеристик в заявке, в силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе. С учетом изложенного, отсутствие конкретизации в заявке заявителя значения показателя товара "Высота", указание диапазонного значения, вопреки требованиям инструкции по заполнению заявки, не соответствует извещению об осуществлении закупки, в связи с чем Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений законодательства о контрактной системе в действиях комиссии по осуществлению закупок, выразившихся в отклонении заявки заявителя. Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа, проведя внеплановую проверку действий субъектов контроля при осуществлении закупки, отмечает следующее, Как следует из содержания Приложения N2 к извещению, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком применен метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) в соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракт, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг до лжна быть получена с учетом с опоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В материалы дела заказчиком представлены запрос и коммерческие предложения, которыми заказчик руководствовался при расчете начальной (максимальной) цены 2024-13171 6 контракта, из содержания которых следует вывод о том, что к закупке заказчик планировал стойку треногу под колонку высотой 1500-2200 мм. При этом потенциальные поставщики, направляя заказчику ценовые предложения, указывали высоту стойки 1,5-2,2 м. Однако заказчик при описании объекта закупки наряду с характеристикой: Возможность регулировки Значение характеристики не может изменяться Да высоты участником закупки потребовал конкретизации значения показателя "Высота", установленного заказчиком в виде "1500 и < 2200 Миллиметров". Необъективное описание объекта закупки привело к тому, что единственным допущенным участником закупки предложен товар, который не соответствует потребности заказчика, вывод о которой очевидно следует из анализа документов, принятых заказчиком в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Так, участником по позиции "Стойка тренога под колонку" предложен товар TEMPO SPS180, характеристикой которого согласно открытым источникам информации является регулировка высоты стойки, которая может варьироваться в диапазоне 1170 - 1860 мм. С учетом изложенного, описание объекта закупки даже с учетом указания характеристик с использованием слов "не более", "не менее", знаков, символов "
", "<" не является надлежащим исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе. Поскольку по смыслу данной нормы описание объекта закупки должно быть продиктовано истинными потребностями заказчика, а также исключать возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки путем установления в извещении о закупке противоречивых требований, не взаимосвязанных между собой. Из совокупного толкования пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товаров, обусловливающих их способность удовлетворять потребность и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.
Таким образом, действия заказчика по описанию объекта закупки не соответствуют пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, уполномоченным учреждением, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "САП" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку техники электронной (извещение N 0869200000224006784) необоснованной. 2024-13171 7 2. Признать нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки.
3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению, комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43 2024-13171
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 августа 2024 г. N 074/06/105-1761/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2024