Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления - Комиссии: отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и 2024-13190 2 муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании обращений ООО "УРАЛ МЕД СНАБ", ООО "ВИМАР" провела внеплановую проверку по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку кроватей больничных механических (извещение N 0869200000224006171) при участии в заседании Комиссии:
- представителей ГБУЗ "Центр медицинской реабилитации "Вдохновение" (далее - заказчик) Горло Н.Н., Еретновой А.В., Денисовой М.Р., действующих на основании приказа от 21.09.2022 N 284-лс, доверенностей от 22.07.2024 N 1, от 22.07.2024 N 2;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченное учреждение) Обвинцевой Н.С., Захарченко К.Е., действующих на основании доверенностей от 19.01.2024 N 01, от 10.10.2023 N 18, в отсутствие представителей ООО "УРАЛ МЕД СНАБ", ООО "ВИМАР" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленных о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) поступили обращения ООО "УРАЛ МЕД СНАБ" (от 17.07.2024 N 11074-ЭП/24), ООО "ВИМАР" (от 18.07.2024 N 11191-ЭП/24) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку кроватей больничных механических (извещение N 0869200000224006171) (далее - аукцион, закупка).
На основании подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзаца 2 подпункта "а" пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576) Челябинским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, в случае если в ходе рассмотрения обращения о нарушении законодательства о контрактной системе в порядке, предусмотренном Федеральным 2024-13190 3 законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", контрольный орган выявляет признаки нарушения законодательства о контрактной системе и принимает решение о проведении внеплановой проверки, рассмотрение такого обращения осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно доводам обращений совокупности требований заказчика к характеристикам закупаемого товара, указанным при описании объекта закупки, соответствует единственная модель кровати: Кровать медицинская больничная Dixion, вариант исполнения: Dixion Baby Bed CKQA, регистрационный номер медицинского изделия ФСЗ 2010/08490.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее. При осуществлении закупки заказчиком применена позиция КТРУ 32.50.50.190- 00002193 - Кровать педиатрическая.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Обзора практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 1 июля 2020 года по 1 июля 2021 года), указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Дополнительные характеристики к объекту закупки установлены с целью полного соответствия товара потребностям заказчика - обеспечения реабилитационного учреждения необходимыми медицинскими изделиями для отделения медицинской реабилитации и соблюдения требований пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Заказчик, формируя требования к характеристикам товара, при описании объекта закупки руководствовался потребностью с учетом собственных нужд, специфики своей деятельности, имеющейся необходимости закупки оборудования для стационарной медицинской помощи по восстановительному лечению и медицинской реабилитации. Заказчик руководствовался стандартом оснащения отделения медицинской реабилитации для детей с заболеваниями нервной системы (детского нейрореабилитационного отделения), являющимся Приложением N 3 к Порядку организации медицинской реабилитации детей, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2019 N 878н, а также габаритами помещений (палат), актом осмотра помещений (палат). Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам, В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального 2024-13190 4 закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемым товарам, тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки. Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика. Как следует из содержания обращений заявителей, технические требования к закупаемым товарам составлены с учетом кода КТРУ 32.50.50.190-00002193 - Кровать педиатрическая, но к трем обязательным характеристикам добавлены 15 характеристик, ограничивающих количесвто участников закупки, среди которых: П.3 Тип Четырехсекционная П.4.
Тип регулировки секций Механический П.5. Длина изделия, мм 1590 П.6.
Ширина изделия, мм 770 П.8.
Секции ложа реечные, изготовленные из высокопрочного пластика Наличие П.12. Максимальный угол наклона спинной секции, ° 70 П.13.
Максимальный угол наклона коленной секции, ° 40 В итоге данных действий, требованиям извещения соответствует единственная модель кровати, а именно: Кровать медицинская больничная Dixion, регистрационный номер медицинского изделия ФСЗ 2010/08490.
ООО "ВИМАР" в содержании обращения представлен скриншот выписки из инструкции к данной модели кровати, размещенной на официальном сайте Росздравнадзора. 2024-13190 5 Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования к габаритным размерам в отношении закупаемых кроватей обусловлены размерами помещений, в которых указанные кровати планируются к размещению, что подтверждается техническим паспортом помещения.
Согласно техническому паспорту (приложение N 2 поэтажного плана литера А) помещения по адресу:
г. Челябинск, ул. Смирных, д. 19 кровати должны быть размещены на 2 этаже в помещениях 38, 39, 7, 40, 41, 42, 43, 22, 44, 45.
До проведения аукциона заказчиком 15.04.2024 проведен осмотр помещений (палат) для установления точных габаритных размеров, которые необходимы для описания объекта закупки.
Согласно акту осмотра помещения от 15.04.2024 произведен замер дверных проемов, размер которых составил 770-800 мм, мебели, которая находится в палатах. По итогам размеров установлены точные характеристики размера кровати 1590 на 770 мм, что в последствие указано заказчиком в технических характеристиках объекта закупки. Кроме того, заказчик отметил, что при описании объекта закупки всем характеристикам заказчиком дано обоснование их применения. Помимо прочего, заказчик в письменных пояснениях указал, что при формировании требований к товару заказчик руководствовался прежде всего теми конкретными потребностями, которые указаны в пунктах 1,2,3 и которые могут быть в дальнейшем реализованы в функционале и характеристиках приобретенного оборудования. Если заказчик будет исходить из принципа удовлетворения потребности и возможности потенциальных участников, то в итоге заказчиком не будут реализованы такие принципы, как: ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд; эффективность осуществления закупок.
Также заказчик отметил, что в Законе о контрактной системе отсутствуют нормы, предписывающие заказчику формирование описания объекта закупки под одного или нескольких производителей товара. Челябинским УФАС России при подготовке к рассмотрению обращений у заказчика запрошена сравнительная таблица о наличии на рынке кроватей больничных механических нескольких производителей, соответствующих требованиям заказчика по каждой 2024-13190 6 характеристике, указанной в описании объекта закупки с привязкой к документам производителей (страницы, абзацы, таблицы, столбцы). Из представленной заказчиком сравнительной таблицы следует, что характеристикам описания объекта закупки соответствует товар единственного производителя - Dixion Baby Bed, Китай, РУ ФСЗ 2010/08490.
Таким образом, заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие на рынке продукции двух и более производителей закупаемого товара с характеристиками, указанными в извещении об осуществлении закупки. Напротив, в ходе заседаний Комиссии Челябинского УФАС России заказчик подтвердил доводы заявителей.
Также Комиссия считает возможным отклонить довод заказчика о том, что предметом закупки является поставка товара, что позволяет потенциальным поставщикам принять участие в закупке и поставить требуемый заказчику товар. В рассматриваемом случае, действия заказчика направлены на закупку товара конкретного производителя, в связи с чем в аукционе могли принять участие только поставщики, которые закупили или были вынуждены закупить продукцию единственного производителя, чьи характеристики полностью воспроизведены в описании объекта закупки, установленном в извещении об осуществлении закупки. Соответственно, для остальных производителей кроватей больничных механических созданы неравные условия, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки, поскольку конкуренция наличествует не только среди поставщиков, но и среди производителей соответствующего товара. Заказчик в качестве подтверждения наличия возможности описания объекта закупки, совокупности требований которого соответствует товар единственного производителя, необоснованно ссылается на пункт 1 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2017.
Поскольку в соответствии с указанным обзором утвержден подход Верховного Суда Российской Федерации о том, что условиям извещения должны соответствовать товары не менее двух производителей. Комиссия Челябинского УФАС России, не оспаривая право заказчика устанавливать показатели в соответствии с его потребностями, отмечает, что характеристики, установленные в извещении, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. Аналогичная позиция содержится в письмах ФАС России от 20.09.2021 N ПИ/79427/21, от 10.12.2021 N ПИ/105657-РП/21.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.07.2024 NИЭА1, а также сведениям и документам, представленным оператором электронной площадки, участниками аукциона, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения, в содержании заявок предложен к поставке товар Кровать медицинская больничная Dixion с принадлежностями, вариант исполнения: Dixion Baby Bed CKQA.
Таким образом, действия заказчика по описанию объекта закупки по рассматриваемому аукциону не соответствуют пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ. 2024-13190 7 С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт по итогам закупки заключен.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43 2024-13190
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 августа 2024 г. N 074/06/99-1605/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2024