Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; Ч лены Комиссии:
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; при участии в дистанционном режиме рассмотрения обращ ения представителя заказчика: Сигиной Т.М. (распоряжение N 249-р от 27.09.2023); в отсутствие представителя ответчика, уведомленного надлежащ им образом о дате, времени и месте рассмотрения обращения, в целях осуществления возложенных на Комиссию (приказ Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N19/23) функций по рассмотрению вопросов о включении информации об lllilllllllll l l li I I! 1 2 участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков, рассмотрев в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 и части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила), обращение Отдела городского хозяйства Администрации муниципального образования "Сычевский район" Смоленской области (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информации об Обществе с ограниченной ответственностью "ДАН" (далее - Ответчик, подрядчик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Выполнение работ по устройству ограждения в зоне детской игровой площадки, расположенной по адресу:
г. Сычевка, ул. Станционное Ш оссе в районе д. 20Б, 22А" (извещение N0163300000424000030),
УСТАНОВИЛА:
06.08.2024 Заказчик, во исполнение требований части 2 статьи 104 Закона, направил в Смоленское УФАС России обращение о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "ДАН" в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона с извещением N0163300000424000030.
Комиссией в ходе рассмотрения обращения Заказчика установлено следующее. 14.05.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено Извещение N0163300000424000030 о проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по устройству ограждения в зоне детской игровой площадки, расположенной по адресу:
г. Сычевка, ул. Станционное Ш оссе в районе д. 20Б, 22А".
Начальная (максимальная) цена контракта - 402 633,00 рублей.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 22.05.2024 NЦПА1 на участие в электронном аукционе заявки подали 2 (два) участника закупки, которыми были сделаны следующие ценовые предложения:
- участником с идентификационным номером заявки 1 - 398 606,68 руб.;
- участником с идентификационным номером заявки 2 - 400 619,84 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2024 NИЭА1 все заявки участников закупки были признаны соответствующими требованиям Извещения; участник закупки с идентификационным номером 1 (ООО "ДАН") был признан победителем и получил право подписать контракт. 03.06.2024 между Заказчиком и ООО "ДАН" был заключен контракт N 0163300000424000030 на выполнение работ по устройству ограждения в зоне детской игровой площадки, расположенной по адресу:
г. Сычевка, ул. Станционное Ш оссе в районе д. 20Б, 22А (далее - контракт) на сумму 398 606,68 руб.
Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным 3 Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по устройству ограждения в зоне детской игровой площадки, расположенной по адресу:
г. Сычевка, ул. Станционное Ш оссе в районе д. 20Б, 22А в объеме, установленном в описании объекта закупки, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта место выполнения работ: Смоленская область, г. Сычевка, ул. Станционное Шоссе в районе д. 20Б, 22А.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта цена контракта составляет 398 606,68 руб., НДС- не облагается. 4 В соответствии с пунктом 3.1 контракта срок выполнения работ подрядчиком по контракту в полном объеме: начало работ - с даты подписания контракта; окончание работ - 31.07.2024.
В соответствии с пунктом 9.1 контракта контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами.
В соответствии с пунктом 9.2 контракта контракт действует до 13.09.2024 включительно. Обязательства сторон, не исполненные до даты истечения срока действия контракта, подлежат исполнению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 9.4 контракта контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта, по решению суда. Как было указано выше, 03.06.2024 между Заказчиком и ООО "ДАН" был заключен контракт N0163300000424000030 на выполнение работ по устройству ограждения в зоне детской игровой площадки, расположенной по адресу:
г. Сычевка, ул. Станционное Ш оссе в районе д. 20Б, 22А; срок выполнения работ: до 31.07.2024. 22.07.2024 Заказчик направил в адрес ООО "ДАН" письмо (исх. N345), в котором указал на то, что по состоянию на 19.07.2024 ремонтные работы еще не начаты,в связи с чем Заказчик требовал принять все необходимые меры и незамедлительно приступить к выполнению работ. Поскольку Ответчик так и не приступил к выполнению работ по контракту 24.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта, которое в тот же день было размещено на сайте единой информационной системы.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Ответчика считается 24.07.2024, т.е. дата размещения в единой информационной системе решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку Общество так и не устранило причины, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона датой вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 05.08.2024.
Согласно пояснениям Заказчика, по состоянию на 13.08.2024 подрядчик к выполнению работ не приступил, на объект не выезжал, с Заказчиком не связывался. Комиссия, проанализировав вышеуказанное и изучив материалы обращения, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 1 статьи 104 Закона ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. 5 В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 данной статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами. Пунктами 11 и 12 Правил установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 13 Правил орган контроля осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 6 В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно. Вместе с тем, как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в Реестр нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Включение сведений об участнике закупки в Реестр осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения такого участника от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о 7 направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. При этом при рассмотрении вопроса о включении сведений в Реестр антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В результате осуществления Комиссией проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта было установлено, что Заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта, процедура одностороннего отказа от исполнения контракта Заказчиком соблюдена, а ООО "ДАН" надлежащим образом уведомлено о принятом Заказчиком решении.
Также Комиссия отмечает, что принимая решение о принятии участия в закупке/подавая заявку на участие в закупке, потенциальные исполнители (поставщики), как субъекты предпринимательской деятельности, предполагающие риск наступления неблагоприятных последствий, должны еще до подачи заявок на участие в закупке выяснить и оценить предпринимательские риски, условия исполнения контракта, требования, предъявляемые к результату работ, и в случае необходимости, заложить данные риски при подаче ценовых предложений. При анализе вышеизложенного, Комиссия отмечает, что ООО "ДАН" не приступило к выполнению работ по устройству ограждения в зоне детской игровой площадки; документов, подтверждающих принятие Ответчиком достаточных мер для своевременного исполнения контракта, а также документов, подтверждающих добросовестность Ответчика, возникновение у него форс-мажорных обязательств, предоставлено не было. Кроме того, ООО "ДАН" не выразило каким-либо образом заинтересованность в результатах рассмотрения обращения Заказчика, заседание Комиссии проходило в отсутствие представителей Общества. Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Ответчика недобросовестного поведения, выразившегося в неисполнении обязательств, предусмотренных контрактом, последствием которого стало расторжение контракта и неудовлетворение потребности Заказчика.
Таким образом, у Комиссии имеются основания для включения в Реестр информации об ООО "ДАН".
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99 и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вышеуказанными Правилами и пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком - Отделом городского хозяйства А дминистрации муниципального образования "Сычевский район" Смоленской области в отнош ении О бщ ества с ограниченной ответственностью "ДАН" (214019, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Крупской, д. 68, помещ.2; И НН/КПП 6700009909/670001001; ОГРН 1236700017905; дата регистрации 13.12.2023) и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа: Демаревой Елены Евгеньевны (ИНН 470607293716) включить в Реестр сроком на 2 (два) года в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения 8 контракта N0163300000424000030 от 03.06.2024 на выполнение работ по устройству ограждения в зоне детской игровой площадки, расположенной по адресу:
г. Сычевка, ул. Станционное Ш оссе в районе д. 20Б, 22А (извещение N0163300000424000030). 2.
Датой включения информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ДАН" (214019, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Крупской, д. 68, помещ.2; И Н Н /КП П 6700009909/670001001; ОГРН 1236700017905; дата регистрации 13.12.2023) и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа: Демаревой Елены Евгеньевны (ИНН 470607293716) в Реестр считать регламентированную дату размещения указанной информации на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Заместитель председателя Комиссии Члены Комиссии Дата I раздел Дата II раздел III раздел Обща собы Регламентир Фактич Итого регистр Регламента Фактиче Итого Регламентир Фактиче Итого я ованная еская проср рованная ская проср ованный ская проср тия ации итогов дата дата очка дата дата очка срок дата очка ая направления направл в днях контрол принятия принятия в днях изготовления из готов в днях заказчиком ения по ьным решения решения по решения и ления по проср сведений заказчи I органом II размещения решени III очка в ком раздел раздел сведений в я и раздел обраще в днях контрольный сведени У У ЕИС размеще У орган й ния ния (I+II+I заказчик сведени II а й в ЕИС раздел ы) 24.07.
07.08.
06.08. 06.08.2024 13.08.2024 13.08. 16.08.2024 16.08. 2024 2024 2024 2024 2024
2024-3611
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 13 августа 2024 г. N ВШ/3350/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024