рассмотрев жалобу ИП Пономарева М.Д. (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГКУ КК УСЗН в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара при проведении запроса котировок в электронной форме: "Поставка аудио-и видео-устройств" (извещение N0818500003924000013) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Описание объекта закупки составлено Заказчиком с нарушением Закона о контрактной системе, в частности, позиция 5 Описания объекта закупки соответствует продукции производителя - SONY SRS-XP500.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С доводами жалобы не согласен. Описание объекта закупки составлено в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 07.08.2024 г. Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось - 08.08.2024 г.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
26.07.2024 г. Заказчиком - ГКУ КК - УСЗН в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара проводился запрос котировок в электронной форме: "Поставка аудио-и видео-устройств" (извещение N0818500003924000013).
Начальная (максимальная) цена контракта - 143 408,00 руб.
Ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1),п.2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заявитель указывает, что закупаемое оборудование, описано заказчиком таким образом, что техническому заданию соответствует только одна модель оборудования: на позицию "музыкальная колонка идентификатор: 157301124" подходит только одна модель оборудования - минисистема SONY SRS-XP500. В соответствии с отсутствием характеристик эквивалента, под большинство позиций оборудования нет возможности подобрать аналоги.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В силу пункта 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно Описания объекта закупки по позиции 5 требуется к поставке:
5 |
Музыкальная колонка |
26.40.31.190-00000012 |
|
шт |
2 |
Класс защиты, шт |
IPX4 |
В соответствии с КТРУ |
Bluetooth |
Да |
В соответствии с КТРУ |
||||||
Интерфейс USB (подключение к компьютеру) |
Да |
В соответствии с КТРУ |
||||||
Время автономной работы (максимальное) |
20 ч |
В соответствии с КТРУ |
||||||
Питание от электросети |
Да |
В соответствии с КТРУ |
||||||
Размеры (ШxВxГ) |
275 x 572 x 295 мм |
В соответствии с КТРУ |
||||||
Способ размещения |
Напольная |
В соответствии с КТРУ |
||||||
Тип |
Активная |
В соответствии с КТРУ |
Из описания объекта закупки следует, что Заказчиком по позиции 5 Описания объекта закупки закупается "Музыкальная колонка". В качестве КТРУ установлен код позиции - 26.40.31.190-00000012 "Акустическая система", и указаны характеристики требуемого к поставке товара с пометкой "в соответствии с КТРУ".
Согласно Каталогу указанный Заказчиком код позиции КТРУ 26.40.31.190-00000012 "Акустическая система" имеет обязательные к применению характеристики - "
"Способ размещения" и "тип", которые указаны Заказчиком. При этом? иные характеристики, а именно: "Класс защиты, шт, Bluetooth , Интерфейс USB (подключение к компьютеру), Время автономной работы (максимальное), Питание от электросети, Размеры (ШxВxГ)" в позиции КТРУ отсутствуют как в качестве обязательных, так и дополнительных характеристик.
Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки по позиции 5 использованы дополнительные характеристики без надлежащего обоснования, не предусмотренные позицией КТРУ, что нарушает положения ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в качестве опровержения довода Заявителя о соответствии закупаемого товара по позиции 5 продукции конкретного производителя технического оборудования, Заказчиком в составе пояснений представлена сравнительная таблица с указанием не менее 2х производителей, соответствующих установленным в Описании объекта закупки характеристикам, а именно:
5)Музыкальная колонка 26.40.31.190-00000012 |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
JBL PARTYBOX 110 |
Sony SRS-XP500 |
|||
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Описание, значение |
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Описание, значение |
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Описание, значение |
|
Класс защиты, шт |
IPX4 |
Класс защиты, шт |
IPX4 |
Класс защиты, шт |
IPX4 |
|
Bluetooth |
Да |
Bluetooth |
Да |
Bluetooth |
Да |
|
Интерфейс USB (подключение к компьютеру) |
Да |
Интерфейс USB (подключение к компьютеру) |
Да |
Интерфейс USB (подключение к компьютеру) |
Да |
|
Время автономной работы (максимальное) |
20 ч |
Время автономной работы (максимальное), ч |
12 |
Время автономной работы (максимальное) |
20 |
|
Питание от электросети |
Да |
Питание от электросети |
Да |
Питание от электросети |
Да |
|
Размеры (ШxВxГ) |
275 x 572 x 295 мм |
Размеры (ШxВxГ) |
295 x 568 x300 мм |
Размеры (ШxВxГ) |
275 x 572 x 295 мм |
|
Способ размещения |
Напольная |
Способ размещения |
Напольная |
Способ размещения |
Напольная |
|
Тип |
Активная |
Тип |
Активная |
Тип |
Активная |
Из анализа представленной таблицы следует, что продукция указанного Заказчиком производителя - JBL PARTYBOX 110 не соответствует характеристикам, указанным Заказчиком в Описании объекта закупки.
Доказательства, свидетельствующие о наличии товара с указанными характеристиками иных производителей, Заказчиком не представлены.
При этом, по мнению ФАС России, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало как минимум два производителя (Письмо ФАС России N ПИ/42497/22 от 27.04.2022 "О рассмотрении обращения").
Согласно ч.2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Таким образом, Заказчик при составлении "Описание объекта закупки" установил характеристики закупаемого товара, подходящие под одного производителя, что приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
Таким образом, указанные Заказчиком характеристики по позиции 5 Описания объекта закупки искусственно ограничивают конкуренцию, препятствуя возможности поставки оборудования других производителей.
Заявитель также указывает, что закупаемое оборудование, описано без использования обязательных для применения кодов позиций КТРУ, соответствующих закупаемым позициям оборудования.
Из извещения следует, что по позициям Файл "Описание объекта закупки.xlsx" содержит требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
Согласно Описанию объекта закупки Заказчиком по позициям 1-7 закупаются следующие товары:
1 |
Веб-камера |
26.40.33.110 |
2 |
Диктофон |
26.40.32.120 |
3 |
Акустическая система |
26.40.51.000 |
4 |
Гарнитура |
26.40.42.120 |
5 |
Музыкальная колонка |
26.40.31.190-00000012 |
6 |
активная акустическая система |
26.40.31.190 |
7 |
Вокальная радиосистема |
26.40.41.000 |
Из вышеуказанного следует, что в силу п.4 Правил, установленных ПП N145, Заказчики обязаны применять при Описании объекта закупки информацию, включенную в позицию каталога.
Из извещения следует, что Заказчиком по поз.5 Описания установлен код КТРУ - 26.40.31.190-00000012, по позициям 1-4, 6-7 установлены коды ОКПД 2.
Вместе с тем, согласно п.7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно информации каталога по позициям 1-2 Описания объекта закупки соответствующие позиции КТРУ отсутствуют, в связи с чем Заказчиком в силу п.7 Правил указано описание товаров в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе , в качестве каталога установлены ОКПД 2 - 26.40.33.110 - видеокамеры и 26.40.32.120 - диктофоны.
Комиссией установлено, что каталог содержит позиции КТРУ, соответствующие закупаемому Заказчиком оборудованию, а именно:
- поз.3 - Акустическая система - 26.40.31.190-00000012 "Акустическая система";
- поз.4 - Гарнитура- 26.40.42.120-00000005 "Гарнитура";
- поз.6 - Активная акустическая система- 26.40.31.190-00000012 "Акустическая система";
- поз.7 - Вокальная радиосистема - 26.40.31.190-00000030 "Радиосистема".
Из вышесказанного следует, что Заказчик сформировал описание объекта закупки в нарушение Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 08.02.2017 N 145, поскольку установил дополнительные требования к оборудованию, что является нарушением части 6 статьи 23 Закон о контрактной системе в сфере закупок.
Также в соответствии с п.7 Правил ПП N145 в информации об объекте закупки, сформированному с помощью ЕИС в извещении, отсутствуют характеристики товара, указанные в приложении к извещению "Описание объекта закупки".
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчиком допущены нарушения п.1) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Пономарева М.Д." обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГКУ КК - УСЗН в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара нарушение ч.2 ст.8, п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГКУ КК - УСЗН в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 августа 2024 г. N 258/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024