Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
рассмотрев сведения, представленные МБУ ДО Спортивная школа N6 г. Сочи, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ГК "Аверс строй" по результатам проведения электронного аукциона: "Работы по благоустройству и обустройству зоны воркаута" (извещение: N 0118300018724000605),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения МБУ ДО Спортивная школа N6 г. Сочи (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ГК "Аверс строй" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Работы по благоустройству и обустройству зоны воркаута" (извещение: N 0118300018724000605).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2024 NИЭА1 ООО "ГК "Аверс строй" признано победителем закупки.
18.06.2024 между МБУ ДО Спортивная школа N6 г. Сочи и ООО "ГК "Аверс строй" заключен контракт на сумму 1 581 467,50 рублей.
25.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГРУППА КОМПАНИЙ АВЕРС СТРОЙ";
- адрес: 350059, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, Г.О. ГОРОД КРАСНОДАР, Г КРАСНОДАР, УЛ УРАЛЬСКАЯ, Д. 104;
- ИНН: 2312319269, КПП: 231201001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
МБУ ДО Спортивная школа N6 г. Сочи проводился электронный аукцион: "Работы по благоустройству и обустройству зоны воркаута" (извещение: N 0118300018724000605).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 606 500,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2024 NИЭА1 ООО "ГК "Аверс строй" признано победителем закупки.
18.06.2024 между МБУ ДО Спортивная школа N6 г. Сочи и ООО "ГК "Аверс строй" заключен контракт на сумму 1 581 467,50 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству и обустройству зоны воркаута в целях капитальных вложений для нужд МБУДО СШN 6 г. Сочи (далее - объект, работы) в соответствии с утвержденной сметной документацией (приложение N2), составленной на основании ведомости объемов работ (приложение N 1), графиком выполнения работ (Приложение N3), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется осуществлять контроль за ходом и качеством выполнения работ, принять результат выполненных работ и оплатить Подрядчику обусловленную Контрактом цену, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году.
В соответствии с п.2.1 Контракта Подрядчик обязан приступить в выполнению работ, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего контракта, с 1 июля 2024 года. График выполнения работ утвержден Сторонами в Приложении N3 к настоящему контракту.
Срок выполнения работ - с 01.07.2024 года по 10.08.2024 года.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "ГК "Аверс строй" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Согласно п. 1.1. Контракта от "18" июня 2024 г. N 0118300018724000605 исполнитель принял обязательства выполнить работы по благоустройству и обустройству зоны воркаута (в целях капитальных вложений) в соответствии с утвержденной сметной документацией (приложение N2), составленной на основании ведомости объемов работ (приложение N 1), графиком выполнения работ (Приложение N3), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта, и с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 2.1. Контракта от "18" июня 2024 г. N 0118300018724000605 сроки выполнения работ Подрядчиком с "01" июля 2024 г. по "10" августа 2024 г.
Работы по благоустройству и обустройству зоны воркаута с 11 июля 2024 года не осуществляются. По факту ненадлежащего исполнения контракта в адрес ООО "Группа компаний АВЕРС СТРОЙ" отправлены претензии N101/01-19 от 16.07.2024 г., N102/01-19 от 19.07.2024 г. Претензии размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
В ответе на претензию Подрядчик в Уведомлении N 8 от 16.07.2024 г. о приостановке работ сообщает о выявлении дополнительных работ, которые необходимы для годности и прочности результата выполненной работы, что приведет к увеличению цены Контракта.
Перед принятием участия в электронном аукционе Подрядчик имел возможность ознакомиться с объектом закупки, локальным сметным расчетом, обоснованием стоимости закупки, проектом контракта и иной аукционной документацией на сайте электронной торговой площадки, соответственно Подрядчик, имел возможность заблаговременно оценить рентабельность и целесообразность участия в государственной закупке. Своими действиями по подаче заявки, участию в торгах и заключению Контракта Подрядчик подтвердил, что условия Контракта ему понятны, и он с ними согласен.
Таким образом, основания для увеличения цены Контракта не имеется. Данная ситуация не предусмотрена п. 11.4. Контракта как исключительное условие изменения Контракта по соглашению сторон.
Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, предусмотренном статьёй 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (п.11.5 Контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.07.2024 Заказчиком размещена информация в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
ООО "ГК "Аверс строй" пояснило, что в соответствии с Пунктом 4.4.10. Контракта предусмотрено, что Подрядчик обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
После осуществления выезда на объект, осуществления подготовительных работ, со стороны ООО "ГК Аверс Строй" были выявлены обстоятельства, грозящие годности или прочности результатов выполняемой работы.
Подрядчиком (с участием специалистов по геодезии) была выявлена необходимость выполнения дополнительных работ, существо которых заключалось в следующем:
- выполнить трамбовку пневматическим компрессором, поскольку земля не подготовлена Заказчиком для армирования и дальнейшего производства работ;
- необходима засыпка смеси песчаной-гравийной, обогащённой содержанием гравия 65-75%, для засыпки верхней части подушки, для укладки плёнки;
- необходимо произвести гидроизоляцию боковую обмазочную битумную в 2 слоя по выровненной поверхности бутовой кладки, кирпичу, бетону;
- необходимо произвести армирование подстилающих слоёв и набетонок;
- необходимо изготовить армоблоки: фундаментной плиты.
Более того, сметная документация не содержит в себе перечня материалов, необходимых для обустройства фундамента:
- гвозди строительные;
- известь строительная негашеная комовая, сорт 1;
- проволока светлая, диаметр 1,1 мм;
- проволока горячекатная в мотках, диаметр 6,3-6,5 мм;
- доска обрезная звойных пород, естественной влажности;
- сталь арматурная рифленая свариваемая, класс А500С, диаметр 12 мм;
- каркасы металлические из горячекатных профилей (уголок, швелер).
16.07.2024 г. (исх. N8) Подрядчик обратился к Заказчику с письмом, на основании которого уведомил последнего о необходимости выполнения дополнительных работ (с указанием перечня данных работ и строительных материалов), уведомил о том, что обустройство зоны воркаута без производства указанных дополнительных работ грозит годности и прочности результата выполненной работы (уделяя особое внимание том, что Заказчик является образовательным учреждением и несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся лиц).
Вышеуказанным письмом Заказчику было сообщено о том, что Подрядчик заинтересован в надлежащем исполнении условий Контракта, но не может взять на себя риски производства работ без надлежащего обустройства фундамента.
Подрядчик уведомил Заказчика о приостановке работ на основании требований ст. 716 Гражданского кодекса РФ, а также предложил согласовать производство требуемых дополнительных работ.
19.07.2024 г. (исх. N9) Подрядчик повторно сообщил Заказчику о том, что работы на объекте приостановлены и будут возобновлены после согласования Заказчиком дополнительных работ.
25.07.2024 г. Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В принятом решении Заказчик утверждает о том, что перед подачей заявки на участие в электронном аукционе Подрядчик имел возможность ознакомиться с объектом закупки, сметой, предметом контракта и иной документацией, имеющей отношение к контракту, а также оценить рентабельность и целесообразность участия в торгах.
По мнению Заказчика, своими действиями по подаче заявки, участию в торгах и заключению Контракта, Подрядчик подтвердил, что условия Контракта ему понятны и он с ними согласен.
Вместе с тем, согласиться с указанными доводами Заказчика не представляется возможным, поскольку, в первую очередь, предметом Контракта является выполнение подрядных работ.
До момента заключения Контракта, до момента выхода на объект, до момента выполнения подготовительных работ и оценки состояния почвы, Подрядчик не мог предположить о необходимости выполнения каких-либо дополнительных работ, поскольку на момент подачи заявки и подписания Контракта, ООО "ГК Аверс Строй" исходит исключительно из той информации, которая размещается Заказчиком в составе закупки.
В целях подтверждения обстоятельств, изложенных в письме Подрядчика от 16.07.2024 г. о приостановке работ (исх. N8), ООО "ГК Аверс Строй" обратилось к уполномоченной независимой организации, в целях получения оценки состояния почвы (на предмет возможности устройства площадки при имеющихся обстоятельствах), а также сопоставления объёма работ и материалов, предусмотренных Контрактом, с фактическим объёмом работ, подлежащим выполнению.
07.08.2024 г. от ООО "СЕВТЕХЭКСПЕРТ" было получено заключение Строительно-технической экспертизы N07/08/24, предметом исследования являлась необходимость определения стоимости и необходимости выполнения дополнительных работ, необходимых для исполнения муниципального контракта.
Заключением эксперта было установлено, что стоимость обязательных дополнительных работ на дату исследования составляет 503 099,00 руб., а также указано о том, что в случае невыполнения дополнительных работ по укреплению основания, велик риск просадки грунта и нарушения целостности объекта, его частичное обрушение и прочие неблагоприятные последствия.
Таким образом, ООО "ГК "Аверс строй" предпринимало попытки урегулировать разногласия с Заказчиком и приступить к выполнению работ.
Согласно позиции ФАС России от 24.07.2024 г.: "Суды при разрешении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или об отказе во включении сведений в РНП руководствуются следующими критериями:
Оценка поведения сторон контракта требуются ответы на вопросы:
- Что выполнено/не выполнено сторонами в отношении предусмотренных контрактом обязанностей;
- Исполняли ли стороны обязанности по отношению друг к другу в сроки и в установленном порядке (предоставление ответов на запросы, передача документации, строительной площадки и пр.);
- Насколько стороны проявляли активное поведение и взаимодействие друг с другом в ходе исполнения контракта;
- Какие именно обстоятельства препятствовали надлежащему исполнению контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, не является безусловным основанием для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в настоящем случае установлено принятие мер, направленных на исполнение контракта.
Таким образом, применение к ООО "ГК "Аверс строй" санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные МБУ ДО Спортивная школа N6 г. Сочи в отношении ООО "ГК "Аверс строй" (350059, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, Г.О. ГОРОД КРАСНОДАР, Г КРАСНОДАР, УЛ УРАЛЬСКАЯ, Д. 104; ИНН: 2312319269, КПП: 231201001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 августа 2024 г. N РНП-23-586/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024