Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
рассмотрев сведения, представленные администрации Хостинского внутригородского района МО ГО г.-к. Сочи КК, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Бандуриной С.С. по результатам проведения запроса котировок в электронной форме: "Благоустройство территории по улице Бытха в районе д. 49" (извещение: N 0118300018724000406),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения администрации Хостинского внутригородского района МО ГО г.-к. Сочи КК (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Бандуриной С.С. (далее - Подрядчик) по результатам проведения запроса котировок в электронной форме: "Благоустройство территории по улице Бытха в районе д. 49" (извещение: N 0118300018724000406).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.04.2024 N ИЗК1 ИП Бандуриной С.С. признано победителем закупки.
23.04.2024 между администрацией Хостинского внутригородского района МО ГО г.-к. Сочи КК и ИП Бандуриной С.С. заключен контракт на сумму 3 800 000,00 рублей.
18.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель: Индивидуальный предприниматель Бандурина Светлана Сергеевна;
- адрес: 665712, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. БРАТСК, Энергетик, УЛ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ 3-Я (ПАДУН Ж/Р), Д. 41;
- ИНН: 381453252600.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Хостинского внутригородского района МО ГО г.-к. Сочи КК проводился запрос котировок в электронной форме: "Благоустройство территории по улице Бытха в районе д. 49" (извещение: N 0118300018724000406).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.04.2024 N ИЗК1 ИП Бандуриной С.С. признано победителем закупки.
23.04.2024 между администрацией Хостинского внутригородского района МО ГО г.-к. Сочи КК и ИП Бандуриной С.С. заключен контракт на сумму 3 800 000,00 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик обязуется провести работы по Благоустройство территории по улице Бытха в районе д. 49 (Приложение N 1.1), ведомостью объема работ (Приложение N 2.1), расчетом (приложение N3.1), перечнем объектов и расчетом стоимости (Приложение N6) и другие, предъявляемые к ним требования, и заказ-нарядом являющимися неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить указанные работы в порядке и размере установленном настоящим контрактом, за счет средств Бюджета города Сочи на 2024 год.
Выполнение работ осуществляется с даты заключения контракта по 30.06.2024 г. (п.3.1 Контракта).
Качество работ, выполняемых по настоящему контракту, должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам, техническим регламентам или техническим условиям и требованиям настоящего контракта, изложенным в технической документации (п.8.1 Контракта).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ИП Бандуриной С.С. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта указано, что выполнение работ осуществляется с даты подписания контракта по 30.06.2024 г.
В соответствии с п. 4.2.1.к исполнению функций контроля и надзора за ходом, объемами, качеством и сроками выполнения работ: МКУ города Сочи "Дирекция заказчика Хостинского внутригородского района города Сочи".
В соответствии с Уставом и подведомственностью муниципального казенного учреждения города Сочи "Дирекция заказчика Хостинского внутригородского района города Сочи" Муниципальный заказчик поручает МКУ города Сочи "Дирекция заказчика Хостинского внутригородского района города Сочи" выполнять следующие функции:
- требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим контрактом, а также требовать своевременного устранения дефектов (недостатков) в выполненных работах;
- требовать от Подрядчика представления надлежащим образом оформленных документов, связанных с исполнением контракта;
- для принятия решений по техническим и организационным вопросам, возникающим в процессе выполнения работ, назначить своим приказом специалиста по контролю за выполненными работами, который имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам выполняемых работ в период исполнения контракта;
- осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения и соответствием их объемам выполненных в контракте, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика;
- передавать Подрядчику до начала выполнения работ наряд-заказ с указанием места, сроков и объемов выполненных работ;
- проверять предъявленные Подрядчиком к оплате документы;
- производить приемку выполненных работ в пределах установленных контрактом объемов выполняемых работ;
- подписывать акт о приемке выполненных работ;
- формировать пакет документов, который включает в себя акт о приемке выполненных работ;
- в случае замечаний по некачественно выполненным Подрядчиком работ, снимать объем таких работ и составлять соответствующий акт в день выявления такого факта, с указанием в акте, в том числе и суммы снятия объемов не выполненных работ;
- в случае неявки или отказа Подрядчиком от составления, или подписания акта по некачественно выполненным работам оформлять соответствующий акт в одностороннем порядке;
- при обнаружении в ходе выполнения работ отступлений от условий настоящего контракта, которые могут ухудшить качество выполненных работ, или иных недостатков, немедленно заявить об этом Подрядчику в письменной форме, назначив срок их устранения.
В соответствии с п. 3.3 Контракта "выполнение работ осуществляется в соответствии с наряд-заказом, выданным МКУ города Сочи "Дирекция заказчика Хостинского внутригородского района города Сочи", Подрядчиком на территории Хостинского внутригородского района г. Сочи.".
В соответствии с п.4.2.1. Контракта МКУ г. Сочи "Дирекция заказчика Хостинского внутригородского района города Сочи" выданы заказ-наряды ИП. Бандуриной С.С. на выполнение работ в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с пунктами 1-4 ст. 720 ГК РФ "Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении", на основании вышеизложенного и во исполнения указанных норм права МКУ "Дирекция заказчика Хостинского внутригородского района города Сочи" произвели комиссионный осмотр площадки благоустройства территории по ул. Бытха в районе д. 49, а также выявили замечания к качеству производства работ и санитарному состоянию площадки благоустройства территории. зафиксировало (письмо от 16.07.2024 г. N155, акт от 11.07.2024 г.), таким образом по настоящее время данные замечания не устранены.
Пояснений о причинах устранения недостатков работ не поступало.
Нарушены обязанности Исполнителя по Контракту, возложенные на Исполнителя п. 4.4 Контракта.
В связи в вышеизложенным, а также в соответствии с ч.6 ст. 753 ГК РФ "Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели".
Таким образом, Заказчиком не были приняты произведенные работы, о чем свидетельствует мотивированный отказ от подписания документов приемки, требование об уплате неустойки (штрафа) по муниципальному контракту 0118300018724000406 от 23.04.2024 г.
В следствие факта неисполнения Подрядчиком своих обязательств по контракту Заказчик реализует свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное п. 11.5, 11.7. - 11.15. контракта.
Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и условиями контракта (п.11.2 Контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.07.2024 Заказчиком размещена информация в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
ИП Бандурина С.С. пояснила следующее.
В ходе производства работ Актом комиссионного осмотра площадки благоустройства территории по ул. Бытха в районе д.49 от 11.07.2024 при приемке работ были выявлены недостатки. Указанные недостатки являются устранимыми. Работы производились под надзором строй контроля, в период производства работ замечаний не было. Факт недостатков стал известен исключительно на этапе приемке работ. В свою очередь, данный акт был направлен Заказчиком письмом от 15.07.2024, получен Подрядчиком 17.07.2024.
После получения акта осмотра, ИП Бандурина С.С. направила гарантийное письмо о том, что выявленные недостатки будут устранены (письмо N083 от 17.07.2024).
Согласно Акту комиссионного обследования от 11.07.2024:
"По результатам выявленных замечания к качеству производимых работ установлено, что для обеспечения выполнения комплекса работ по благоустройству территории по ул. Бытха в районе д. 49 в соответствии с действующими строительными нормами и правилами необходимо следующее:
-произвести демонтаж облицовки стен плитами из натурального камня, бортовых камней тротуарных, тротуарной плитки, металлических пешеходных ограждений (П-1 Крест) в объемах, выполненных на 11 июля 2024 года;
-произвести работы согласно ведомости объемов работ в строгом соответствии с действующими строительными нормами и правилами."
Данный акт не указывает на невозможность устранения недостатков, более того, указывает на устранение недостатков.
Согласно п.4.2.1 настоящего Контракта - "при обнаружении в ходе выполнения работ отступлений от условий настоящего контракта, которые могут ухудшить качество выполненных работ, или иных недостатков, немедленно заявить об этом Подрядчику в письменной форме, назначив срок их устранения." Разумный срок на устранение недостатков не дан. После составления Акта комиссионного осмотра Заказчиком не был установлен срок для устранения недостатков, а принято Решение об одностороннем отказе.
25.07.2024 г. письмом N92 от 25.07.2024 Заказчик уведомлен об устранении недостатков и уведомлен о необходимости согласования даты осмотра работ.
Однако, Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта отменено не было.
ИП Бандуриной С.С. в материалы дела представлено заключение экспертизы N07/24 от 26.07.2024 г. ООО "Земля и Право", согласной которой устранены недостатки, выявленные ранее и указанные в Акте комиссионного осмотра благоустройства территории по ул. Быхта в районе д.49.
Согласно позиции ФАС России от 24.07.2024 г.: "Суды при разрешении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или об отказе во включении сведений в РНП руководствуются следующими критериями:
Оценка поведения сторон контракта требуются ответы на вопросы:
- Что выполнено/не выполнено сторонами в отношении предусмотренных контрактом обязанностей;
- Исполняли ли стороны обязанности по отношению друг к другу в сроки и в установленном порядке (предоставление ответов на запросы, передача документации, строительной площадки и пр.);
- Насколько стороны проявляли активное поведение и взаимодействие друг с другом в ходе исполнения контракта;
- Какие именно обстоятельства препятствовали надлежащему исполнению контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, не является безусловным основанием для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в настоящем случае установлено принятие мер, направленных на исполнение контракта.
Таким образом, применение к ИП Бандуриной С.С. санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные администрацией Хостинского внутригородского района МО ГО г.-к. Сочи КК в отношении ИП Бандуриной С.С. (665712, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. БРАТСК, Энергетик, УЛ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ 3-Я (ПАДУН Ж/Р), Д. 41; ИНН: 381453252600), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 августа 2024 г. N РНП-23-588/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024