Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя государственного заказчика Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" Нарумовой А.Т. (доверенность от 14.02.2024 N01-28/12) и в отсутствие представителя Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры, на основании обращения Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры от 28.07.2024 и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку соблюдения государственным заказчиком Каспийским филиалом ФГБУ "Главрыбвод" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ликвидации свалки отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 30:03:000000:174 для нужд Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" (реестровый номер: 0325400000524000016), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.07.2024 от Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры (далее - Заявитель) поступила информация о нарушении государственным заказчиком Каспийским филиалом ФГБУ "Главрыбвод" (далее также - Заказчик) законодательства о контрактной систем при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ликвидации свалки отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 30:03:000000:174 для нужд Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" (реестровый номер: 0325400000524000016) (далее - электронный аукцион).
Проведение внеплановой проверки назначено Управлением на 06.08.2024 в 14 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. N 505. В ходе проведения внеплановой проверки объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 09.08.2024.
Комиссия по результатам изучения документов и проведения внеплановой проверки установила следующее.
21.06.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение).
25.06.2024 Заказчик внес изменения в Извещение, о чем было размещено на официальном сайте (данная редакция является предметом проверки).
Начальная (максимальная) цена контракта 26 533 333,33 руб.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
При этом, частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заказчик в Извещении установил требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии действующей лицензия (либо выписка из реестра лицензий) на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности с указанием видов работ, выполняемых в составе лицензируемых видов деятельности или договора с организацией, имеющей данную лицензию (заверенная копия договора с организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности предоставляется Заказчику в срок - не позднее даты заключения контракта).
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Федеральный закон от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 4.1 Закона об отходах отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Статьей 9 Закона об отходах установлено, что производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании с учетом положений Закона об отходах производства и потребления.
В файле "Описание объекта закупки" к Извещению Заказчик определил состав работ по ликвидации свалки отходов, а именно:
По материалам изысканий определены зоны и участки захламления территории, подлежащие расчистке, на территории площадью 14,34 га. Сумма площадей отдельных участков, непосредственно захламленных отходами, составляет 37925 м2, суммарный физический объем отходов составляет 15019 м3. По материалам изысканий, выполненных ООО "ИНЖГЕОПРОЕКТ" в 2023 году определены основные виды отходов, расположенных на незаконной свалке:
N п/п |
Наименование отхода в соответствии с ФККО |
Код отхода |
Класс опасности отхода |
Объем отхода, м3 |
1 |
"Отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов" |
7 31 931 11 72 4 |
IV |
9030 |
2 |
"Грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов" |
8 11 115 31 40 4 |
IV |
3019 |
3 |
"Мусор от сноса и разборки зданий несортированный" |
8 12 901 01 72 4 |
IV |
1854 |
4 |
"Камеры пневматических шин автомобильных отработанные" |
9 21 120 01 50 4 |
IV |
0,01 |
5 |
"Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные" |
9 21 130 02 50 4 |
IV |
0,54 |
6 |
"Растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками" |
7 31 300 02 20 5 |
V |
1115 |
Всего: |
15019 |
Ликвидация свалки по настоящему проекту будет осуществляться путем вывоза накопленного мусора с территории участка с кадастровым номером 30:03:060502:187 с целью:
- размещения ТКО на полигоне ГРОРО;
-обработки и утилизации всех остальных отходов.
Комиссией установлено, что Заказчиком в Извещении не указаны конкретные виды лицензируемой деятельности согласно Перечню работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, которые должны быть указаны в лицензии участника закупки, а также перечень видов отходов, с которыми разрешается осуществлять данную деятельность, что не позволяет участникам корректно сформировать и подать заявку на участие в электронном аукционе.
Кроме того, согласно пункту 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности. Возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.
Следовательно, установление Заказчиком в Извещении возможности предоставления участником закупки договора субподряда вместо лицензии также является нарушением указанных норм, поскольку участник закупки должен самостоятельно иметь указанную лицензию.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что государственным заказчиком Каспийским филиалом ФГБУ "Главрыбвод" нарушены требования части 5, части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при формировании извещения, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия отмечает, что в связи с тем, что по итогам проведения электронного аукциона Заказчиком заключен контракт по предмету закупки, основания для выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений у Комиссии отсутствуют.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод" нарушившим часть 5, часть 6 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ликвидации свалки отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 30:03:000000:174 для нужд Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" (реестровый номер: 0325400000524000016).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 9 августа 2024 г. N 030/10/99-887/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024