Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
При участии в дистанционном режиме:
от Подрядчик - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности,
рассмотрев обращение Заказчика - Департамент жилищно-коммунального комплекса Администрации Приуральского района о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 3890104046923000071 от 20.10.2023 на поставку и монтаж снегоплавильных установок, цена контракта 3 939 000,00 (извещение N 0890300004823000375), ООО ПО "Экосистемы", и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из решения Заказчика об одностороннем отказе от муниципального контракта от 18.07.2024 (далее - решение об одностороннем отказе) следует, что Между департаментом жилищно-коммунального комплекса Администрации Приуральского района (далее-заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью ПО "Экосистемы" (далее-подрядчик) 20 октября 2023 года заключен муниципальный контракт N 0890300004823000375 на поставку и монтаж снегоплавильных установок (далее- контракт, работы).
Цена контракта составляет 3 939 000,00 (Три миллиона девятьсот тридцать девять тысяч) рублей _00_ копеек (НДС не облагается) (п.2.2. контракта).
Сроки выполнения работ по Контракту: с даты заключения Контракта и по 29 декабря 2023 года.
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта (далее - Цена Контракта) и включает в себя стоимость всех материалов, оборудования, доставку, монтаж, затрат, понесенных Подрядчиком в ходе исполнения обязательств по контракту, страхование, уплата таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, установленных действующим законодательством РФ, а также выполнение иных сопутствующих работ, необходимых для надлежащего исполнения требований контракта (п.2.1. контракта).
В период исполнения контракта в адрес департамента от подрядчика поступили следующие письма:
-от 06 февраля 2024 года N6, из которого следует, что в связи с аномальной зимней погодой, нестабильной работой автозимника до с.Белоярск, обязательства по поставке снегоплавильной установки в с.Белоярск и выполнение пусконаладочных работ планируется провести до 01 апреля 2024 года;
- от 14 февраля 2024 года N10 о том, что в связи со сложной транспортной схемой, установившимися холодами, решается вопрос по транспортировке снегоплавильной установки в с.Белоярск, после доставки установки, монтаж и пусконаладочные работы займут от 3-х недель;
-от 19 февраля 2024 года N10 (поступило 15 апреля 2024 года вх.N 89-158-4/01-08-06070) о готовности к проведению пусконаладочных работ. Указав, что для проведения пусконаладочных работ необходимо подготовить место (площадку) с твердым покрытием для размещения оборудования;
-предоставить канализационный или ливневый колодец для талой воды на расстоянии не более 5 метров от любого края снегоплавильной установки;
Подвести к месту размещения оборудования напорный трубопровод или гибкий рукав (шланг) с запорной арматурой для подачи холодной воды;
- предоставить электрическую розетку с электропитанием 380В, до 5,0 кВт с заземлением, на расстоянии не более 5 метров от любого края снегоплавильной установки;
-направить своих технических специалистов в согласованные с Поставщиком дату и время для осмотра и приемки оборудования по Акту ввода в эксплуатацию. Просят сообщить о готовности к проведению пусконаладочных работ и приема специалиста для проведения ПНР.
Департамент направил ответ от 13.05.2024 N 89-158-4/01-08-05880 следующего содержания: "В соответствии с условиями контракта место поставки товара: 1-я установка - Ямало-Ненецкий А.О., Приуральский район, с.Аксарка; 2-я установка - Ямало-Ненецкий А.О, Приуральский район, с.Белоярск. При этом срок окончания выполнения всего комплекса работ: 29 декабря 2023 года. В нарушение основных условий по срокам выполнения работ 2-я установка доставлена в с. Белоярск только 15 февраля 2024 года.
Кроме того, согласно пункту 2.1. Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта (далее - Цена Контракта) и включает в себя стоимость всех материалов, оборудования, доставку, монтаж, затрат, понесенных Подрядчиком в ходе исполнения обязательств по контракту, страхование, уплата таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, установленных действующим законодательством РФ, а также выполнение иных сопутствующих работ, необходимых для надлежащего исполнения требований контракта.
Информация, отраженная письме исх. N 10 от 19.02.2024 года, содержит избыточные требования к заказчику для проведения пуско-наладочных работ, которые согласно технического задания должен выполнить подрядчик, а именно:
- подготовить место (площадку) с твердым покрытием для размещения оборудования (фактически снегоплавильные установки размещены на твердом покрытии);
- предоставить канализационный или ливневый колодец для талой воды на расстоянии не более 5 метров от любого края снегоплавильной установки (снегоплавильные установки размещены на территории за границами жилой застройки, позволяющей осуществить сброс талой воды, образовавшейся от таяния чистого снега, на рельеф);
- подвести к месту размещения оборудования напорный трубопровод или гибкий рукав (шланг) с запорной арматурой для подачи холодной воды (техническим заданием не предусмотрены какие-либо мероприятия по подключению снегоплавильных установок к сетям напорного трубопровода);
- предоставить электрическую розетку с электропитанием 380В, 50 Гц, до 5,0 кВт, с заземлением, на расстоянии не более 5 метров от любого края снегоплавильной установки (в соответствии с техническим заданием обязанность проведения пуско-наладочных работ возложена на подрядчика, который может использовать электрогенераторную установку);
- направить своих технических специалистов в согласованные с Поставщиком дату и время для осмотра и приемки оборудования по Акту ввода в эксплуатацию (сотрудники заказчика готовы прибыть на места размещения снегоплавильных установок для осмотра в течение 20 минут в соответствии с графиком работы ДЖКК: понедельник-пятница 08:30-12:30, 14:00-18:00).
При этом, согласно техническому заданию контроль за работой системы осуществляется по следующим параметрам: температура теплоносителя в бункере; давление воды на выходе циркуляционного насоса; уровень воды в бункере. Фактически, приборы контроля установлены для мониторинга температуры талой воды в резервуаре, уровня топлива и температуры выхлопных газов.
Также требованиям технического задания не соответствуют габаритные размеры объекта, а именно: габаритные размеры по техническому заданию (ш, дл., выс.) - 2250 x 4660 x 1406; фактические габаритные размеры (ш., дл., выс.) - 1815 x 4567 x 1400.
На основании вышеизложенного департаментом предложено в кратчайшие сроки устранить выявленные несоответствия и провести пуско-наладочные работы в соответствии с требованиями технического задания.".
29 мая 2024 года от Подрядчика поступило письмо без номера, в котором приведены доводы о несогласии с предъявленным требованием от 13 мая 2024 года, указав, что в контракте срок доставки указан без учета работы автозимника, а также о надлежащем уведомлении о перечне необходимых условий для проведения пуско-наладочных работ, полагая, что у департамента отсутствует техническая возможность обеспечения доступа к электропитанию. Считают, что обязанности, установленные разделом 4 пунктом 4.1 подрядчиком исполняются надлежащим образом, поскольку, по мнению Подрядчика контрактом не установлена обязанность ООО ПО "Экосистемы" по обеспечению технической возможности доступа к электропитанию и иным коммунальным ресурсам. В части несоответствия габаритов поставленного оборудования, пояснил, что после завершения монтажа, габариты будут соответствовать контракту. Предлагает департаменту: осуществить подвод электрической сети с необходимыми параметрами к месту проведения пусконаладочных работ; разместить снегоплавильные установки в ином месте, позволяющем обеспечить технические условия для проведения пусконаладочных работ; заключить контракт на поставку дизель-генератора.
В последующем в письме от 13 июня 2024 года без номера подрядчик пояснил, что после проведения пусконаладочных работ и монтажа съемных элементов, габаритные размеры снегоплавильных установок будут отличаться от транспортных размеров, съемные элементы были сняты с целью предотвращения их повреждений при перевозке и погрузочно-разгрузочных работах. Приобщен чертеж и визуализация.
То есть, габариты это предельные значения в данном случае ширины, высоты и длины снегоплавильной установки. При этом, съемные детали не могут быть учтены. Кроме того, на чертежах, направленных в адрес департамента 31 октября 2023, съемные элементы отсутствовали в позициях наименования (указано 11 позиций), тогда как к письму от 13 июня 2024 года приобщены чертежи, в наименовании к которым уже указано 12 позиций 9 12-я позиция- ограничитель со светоотражателем). Департамент расценивает данное письмо и доводы в части габаритов снегоплавильных установок как желание подрядчика уйти от ответственности в связи с поставкой товара, не соответствующего техническому заданию.
В части не соблюдения, по мнению подрядчика, департаментом обязанностей по обеспечению подрядчика техническими условиями для подключения и проведения пуско-наладочных работ, департамент полагает, что данные доводы подрядчика не основаны на условиях контракта, в котором не указано, что заказчик принимает на себя данное обязательство.
Поскольку контрактом предусмотрен конкретный результат, а именно поставка, монтаж и пусконаладочные работы, следовательно, подрядчик принял на себя обязательство передать Заказчику готовые к работе объекты. Как указано выше, цена контракта включает в себя (п.2.1. контракта) в том числе, выполнение иных сопутствующих работ, необходимых для надлежащего исполнения требований контракта.
Также при ознакомлении с аукционной документацией, подрядчик не был лишен права и возможности ознакомиться с погодными условиями и географическим положением места поставки товара. Подав заявку на участие в электронной процедуре определения подрядчика, ООО ПО "Экосистемы" фактически согласились на все условия, изложенные в документации и контракте.
Департаментом составлены акты от 18 июня и 16 июля 2024 года, из которых следует, что габаритные размеры снегоплавильных установок не соответствуют техническому заданию, а работы по посконаладке не ведутся.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение муниципального контракта не будет завершено подрядчиком, поскольку до настоящего времени подрядчик не приступил к выполнению пусконаладочных работ.
По состоянию на 17 июля 2024 года изменений на Объекте не произошло, Подрядчиком пусконаладочные работы не выполняются. Подрядчик не направил в адрес Заказчика информацию о наличии (отсутствии) материалов для выполнения работ, а также о причинах, по которым он до настоящего времени не приступил к пусконаладочным работам, после направленного департаментом в адрес подрядчика претензионного письма.
Также Подрядчиком не направлена в адрес Заказчика исполнительная документация, акты об исполнении обязательств по контракту в Единой информационной системе не размещались.
Уважительных причин невозможности провести работы, определенные условиями контракта, как и доказательств уважительности причин не проведения работ в период с 19 февраля 2024 года по настоящее время, Подрядчиком в адрес Заказчика не предоставлено. Доводы, указанные в письмах подрядчика департамент не принимает в качестве уважительных причин не исполнения обязательств по контракту.
Таким образом, Подрядчик свои обязательства по Контракту не исполняет.
На момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, департаменту стало очевидно, что подрядчик уклоняется от исполнения обязательств по контракту, приводя в качестве уважительных причин доводы, не соответствующие условиям контракта. Путем переговоров, переписки данная ситуация не разрешается. Департамент не усматривает в своих действиях элементов недобросовестного поведения по отношению к подрядчику и полагает принятие решения об одностороннем отказе вынужденной мерой, поскольку подрядчик не исполняет принятие на себя обязательства по контракту, а период неисполнения обязательств подрядчиком не соответствует понятию разумного срока. Со стороны подрядчика более пяти месяцев отсутствуют фактические действия, направленные на исполнение обязательств по контракту, не представлены доказательства невозможности заключения договоров на получение технических условий на подключение снегоплавильных установок к необходимым коммуникациям (отказы организаций, предоставляющих коммунальные услуги, в подключении). Подрядчик не доказал отсутствие у него достаточных ресурсов, возможностей, времени для надлежащего исполнения обязательств по контракту.
При принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта департамент принимает во внимание существенность сроков неисполнения обязательств, отсутствие уважительных причин, препятствующих исполнению обязательств по контракту, что является для департамента основанием полагать об отсутствии намерений у порядчика исполнить условия контракта.
Кроме того, департамент принимает во внимание тот факт, что в связи с летним периодом, отсутствием снежного покрова, провести пусконаладочные работы и убедиться в надлежащем работоспособном состоянии снегоплавильных установок не представляется возможным по объективным причинам.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 01.08.2024 N ММ/2501/24 представил письменные объяснения по делу N 089/10/104-546/2024 из которых следует, что 19.07.2024 Заказчиком было принято и опубликовано в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Вместе с тем, как на момент подготовки настоящих письменных пояснений, так и задолго до принятия Заказчиком решения о расторжении Контракта, все имеющиеся обязательства, предусмотренные настоящим Контрактом и Техническим заданием, были исполнены со стороны ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ" в полном объёме.
Обстоятельства исполнения Контракта, а также взаимодействия Заказчика и Поставщика складывались следующим образом.
Как предусмотрено условиями Контракта, поставка Товара и пуско-наладочные работы должны быть осуществлены в срок по 29.12.2023.
Пунктом 4.3.4. Контракта предусмотрено обязательство Заказчика назначить своего представителя для оперативного решения вопросов, возникающих в ходе выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом, разбора жалоб, плановых и внеплановых проверок и контроля качества выполняемых работ.
ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ" осуществляло переписку с Заказчиком как в официальном порядке (посредством направления писем через ЕИС и по электронной почте), а также взаимодействовало с ответственным лицом Заказчика посредством телефонных звонков и переписки с мессенджере "Whats'app".
В ноябре 2023 ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ" на постоянной основе информировало Заказчика о текущем ходе исполнения Контракта, о процессе сборки поставляемого оборудования и дальнейшем ходе его поставки до конечного получателя.
16.11.2023 ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ" на электронную почту Заказчика moaksarka@mail.ru (которая указана в Контракте как официальная эл. почта) направило фото графии установки, изготовление которых было на тот момент уже завершено, и оборудование было готово к отгрузке.
17.11.2023 ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ" на эл. почту Заказчика moaksarka@mail.ru был направлен запрос о возможности выгрузки обоих установок в с. Аксарка, и после открытия зимника одну из установок перевезти непосредственно в с. Белоярск, запросив дополнительно контакты транспортных компаний (которые может порекомендовать Заказчик), для последующего заключения договора.
Попутно по указанным вопросам также осуществлялась переписка с ответственным лицом Заказчика.
28.11.2023 ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ" осуществило поставку 2-х снегоплавильных установок до с. Аксарка (и Заказчик также был уведомлен об этом).
Как упоминалось ранее, окончание срока поставки Товара - 29.12.2023.
27.12.2023 (исх. N81) Поставщик направил в адрес заказчика Гарантийное письмо, на основании которого сообщил о том, что открытие автозимника 2023 года по маршруту Аксарка-Белоярск планировалось на 20.12.2023 но в связи с аномально тёплой погодой автозимник по состоянию на 27.12.2023 для грузового транспорта открыт с ограничениями по грузоподъёмности.
ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ" гарантировало доставку оборудования до с. Белоярск и проведение пусконаладочных работ (далее - ПНР) после открытия автозимника с допустимой для перевозки оборудования грузоподъёмностью.
Заказчик был в полной мере осведомлён об указанных обстоятельствах, что объясняет отсутствие каких-либо писем, претензий или требований о поставке Товара в указанный период.
На письмо ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ", направленное Заказчику 19.02.2024 по официальной электронной почте, Заказчик собственноручно поставил отметку о том, что письмо якобы поступило в его адрес 15.04.2024.
13.05.2024 (исх. N89-158-4/01-08-05880) Заказчик сообщил о том, что требования для проведения ПНР, изложенные в письме Поставщика от 19.02.2024 (исх. N10), являются избыточными, посчитав, что указанные мероприятия должен выполнить Поставщик. Указанным письмом Заказчик указал также на то, что габаритные размеры оборудования не соответствуют требованиям Технического задания, и предложил Поставщику в кратчайшие сроки устранить выявленные несоответствия и провести ПНР в соответствии с требованиями Технического задания.
13.06.2024 ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ" на эл. почту Заказчика moaksarka@mail.ru было направлено письмо, содержащее контр-аргументы относительно доводов Заказчика о несоответствиях габаритов поставленного оборудования, которым было разъяснено, что после проведения ПНР и монтажа съёмных элементов (которые были сняты на момент транспортировки, чтобы избежать повреждений), габаритные размеры снегоплавильных установок будут отличаться от транспортных размеров, которые имеются на текущий момент.
К указанному письму также был приложен чертеж снегоплавильных установок в сборе и визуализация с окончательными размерами.
18.06.2024 г. Заказчиком, без участия и без вызова представителей Поставщика, был составлен Акт N2 осмотра снегоплавильной установки в с. Белоярск, на основании которого были выявлены несоответствия требованиям Технического задания в части габаритных размеров. Данный акт в наш адрес не направлялся.
16.07.2024 г. Заказчиком, без участия и без вызова представителей Поставщика, был составлен Акт N3 осмотра снегоплавильных установок в с. Белоярск и в с. Аксарка, на основании которого якобы было установлено, что снегоплавильная установка не функционирует, отсутствуют представители Поставщика и мероприятия по ПНР не ведутся.
Видя бездействие Заказчика, Подрядчик подтверждая свои намерения исполнить обязательства по Контракту в полном объеме, заключили договор на аренду генератора и направили своих специалистов для проведения ПНР.
Провести ранее ПНР не было возможности из-за отсутствия водной переправы до с. Белоярск.
17.07.2024 (исх. N54) Поставщик уведомил Заказчика о том, что с 23.07.2024 по 26.07.2024 г. будут проведены пусконаладочные работы снегоплавильных установок, а также просил обеспечить доступ к установкам, и предоставить контактные данные ответственных лиц для оперативного решения возникающих вопросов.
22.07.2024 (исх. N56) Поставщик уведомил Заказчика о том, что с 23.07.2024 по 29.07.2024 будут проведены пусконаладочные работы снегоплавильных установок, а также просил обеспечить доступ к установкам, и предоставить контактные данные ответственных лиц для оперативного решения возникающих вопросов.
23.07.2024 (исх. N55) Поставщик направил Заказчику информацию о своих специалистах, которые будут присутствовать при проведении ПНР.
24.07.2024 (исх. N58) Поставщик просил Заказчика прибыть 24.07.2024 в 15 час. 30 мин. в с. Аксарка для приёмки снегоплавильной установки и проверки работоспособности установки.
24.07.2024 состоялось проведение пуско-наладочных работ в с. Аксарка.
Пуско-наладочные работы оборудования "VULCAN 20-М, заводской номер 135" прошли успешно.
24.07.2024 Поставщик направил в адрес Заказчика уведомление о том, что 24.07.2024 в 15 час 30 мин. пусконаладочные работы были произведены успешно, а также попросил подписать соответствующий Акт.
24.07.2024 (исх. N60) Поставщик направил в адрес Заказчика мотивированные возражения на решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, подробно и в очередной раз сообщив об обстоятельствах, которые привели к задержкам сроков поставки (работа автозимника), о длительном отсутствии ответа на письмо от 19.02.2024 о готовности к проведению ПНР, а также об отсутствии со стороны Заказчика содействия в части организации подвода коммуникаций для проведения ПНР. Поставщик в очередной раз выразил несогласие с утверждением Заказчика о несоответствии габаритных размеров установки требованиям Технического задания.
26.07.2024 (исх. N62) Поставщик просил Заказчика прибыть 26.07.2024 в 12 час. 00 мин. в с. Белоярск для приёмки снегоплавильной установки и проверки работоспособности установки.
26.07.2024 состоялось проведение пуско-наладочных работ в с. Белоярск.
Пуско-наладочные работы оборудования "VULCAN 20-М", заводской номер 134" прошли успешно.
Также, 26.07.2024 г., по итогам успешного проведения пуско-наладочных работ, Поставщик разместил в единой информационной системе электронный документ о приёмке на сумму 3 939 000,00 руб., тем самым уведомив Заказчика о необходимости организовать процедуру приёмки и оплаты поставленного Товара.
До настоящего времени Заказчиком каких-либо действий осуществлено не было.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
20.10.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 0890300004823000375 по результатам закупки N 0890300004823000375 (далее - Контракт).
19.07.2024 принято решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 30.07.2024.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии решение об одностороннем отказе Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам:
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Проведя анализ представленных материалов дела, Комиссия Управления установила следующее:
Согласно п. 1.1., по настоящему Контракту Подрядчик обязуется выполнить поставку и монтаж снегоплавильных установок (далее - "Работы") на условиях настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке, установленном настоящим Контрактом.
Пунктом 1.2. Контракта предусмотрено, что наименование работ, товара, цена за единицу, количество, срок поставки, адрес доставки и порядок монтажа указаны в техническом задании (Приложение 1 к настоящему Контракту).
Место поставки товара определено пунктом 1.3. Контракта:
1-я установка - Ямало-Ненецкий А.О., Приуральский район, с. Аксарка;
2-я установка - Ямало-Ненецкий А.О, Приуральский район, с. Белоярск.
Срок выполнения Работ определён пунктом 1.4. Контракта:
- Начало выполнения Работ: с даты заключения настоящего Контракта;
- Окончание выполнения работ: 29 декабря 2023 г.
Из материалов дела следует, что 28 ноября 2023 года ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ" поставило две снегоплавильные установки в село Аксарка, о чём уведомил заказчика. Специфика доставки товара предполагала перевозку по зимнику до села Белоярск, но на момент окончания контракта (29 декабря) зимник ещё не был открыт из-за тёплой погоды.
27 декабря поставщик отправил заказчику гарантийное письмо, в котором сообщил об открытии зимника 20 декабря, но из-за погодных условий он был открыт с ограничениями для грузового транспорта. ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ" гарантировало доставку оборудования и проведение пусконаладочных работ после открытия зимника с допустимой грузоподъёмностью.
Заказчик был осведомлён об этих обстоятельствах, поэтому не предъявлял претензий и требований о поставке товара в этот период. Компания постоянно взаимодействовала с ответственным лицом заказчика, узнавая об открытии зимника.
17 января зимник был открыт, информация опубликована в СМИ. Однако из-за погодных условий и ограничений для грузового транспорта зимник работал нестабильно.
6 февраля ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ" уведомило заказчика о нестабильной работе зимника и обязалось доставить оборудование до села Белоярск и провести пусконаладочные работы до 1 апреля.
14 февраля поставщик уведомил заказчика о выполнении муниципального контракта и доставке установки до начала распутицы. Поставщик сообщил о текущем решении вопросов транспортировки товара и аренды транспорта, а также о необходимости проведения пусконаладочных работ при поставке оборудования и информировании заказчика об исполнении каждого этапа контракта.
19 февраля поставщик проинформировал заказчика о готовности к проведению пусконаладочных работ и сообщил о мероприятиях, которые необходимо выполнить заказчику: подготовить площадку, обеспечить канализационный или ливневый колодец, напорный трубопровод или гибкий рукав, электрическую розетку и направить технических специалистов для осмотра и приёмки оборудования.
Заказчик ответил на это письмо только через три месяца после его получения.
13.05.2024 г. (исх. N89-158-4/01-08-05880) Заказчик сообщил о том, что требования для проведения ПНР, изложенные в письме Поставщика от 19.02.2024 г. (исх. N10), являются избыточными, посчитав, что указанные мероприятия должен выполнить Поставщик. Указанным письмом Заказчик указал также на то, что габаритные размеры оборудования не соответствуют требованиям Технического задания, и предложил Поставщику в кратчайшие сроки устранить выявленные несоответствия и провести ПНР в соответствии с требованиями Технического задания.
29.05.2024 г. ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ" на эл. почту Заказчика moaksarka@mail.ru было направлено письмо, существо которого сводилось к следующему:
- во исполнение условий Контракта, 28.11.2023 г. были изготовлены и доставлены до с. Аксарка 2 снегоплавильные установки, для монтажа в с. Аксарка и с. Белоярск;
- зимник по маршруту с. Аксарка - с. Белоярск открывался ежегодно в январе-феврале, о чём Заказчику было достоверно известно, как и о том, что доставка оборудования в с. Белоярск невозможна до момента открытия зимника, однако срок поставки в Контракте был указан без имеющейся особенности;
- в связи с неблагоприятными погодными условиями и поздним открытием зимника, снегоплавильная установка до с. Белоярск была доставлена только в феврале 2024 г.;
- ранее Заказчику был передан Паспорт снегоплавильной установки VULCAN-20M, который содержит перечень необходимых условий для проведения ПНР;
- условия для проведения ПНР не были выполнены Заказчиком в полном объёме, в связи с чем подключение установок и проведение ПНР не представляется возможным, по причине отсутствия коммуникаций в месте размещения оборудования;
- у Заказчика отсутствует техническая возможность обеспечения доступа к электропитанию 380 вольт, в то время как Техническим заданием (в разделе "Характеристика товара"), данное требование установлено самим же Заказчиком;
- ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ" осуществило исчерпывающие меры для проведения ПНР, но не имеет доступа к электропитанию, подаче воды и водоотведению на объектах Заказчика, и возложение на Поставщика данной обязанности противоречит условиям Контракта;
- доводы о несоответствии габаритов оборудования требованиям Технического задания не соответствуют действительности, поскольку окончательный монтаж оборудования не завершён, а окончательные габариты установки подлежат измерению только после подключения всех коммуникаций и настройке работоспособности.
Поставщик предложил Заказчику выполнить следующие действия:
1) осуществить подвод электрической сети с необходимыми параметрами к месту проведения ПНР;
2) разместить снегоплавильные установки в ином месте, позволяющем обеспечить технические условия для проведения ПНР;
3) в противном случае - заключить дополнительный контракт по поставку дизель-генератора для обеспечения питания (в случае отсутствия у Заказчика необходимого электропитания).
13 мая 2024 года (исх. N89-158-4/01-08-05880) заказчик сообщил о том, что требования для проведения пусконаладочных работ (ПНР), изложенные в письме поставщика от 19.02.2024 г. (исх. N10), являются избыточными, посчитав, что указанные мероприятия должен выполнить поставщик. Указанным письмом заказчик также отметил, что габаритные размеры оборудования не соответствуют требованиям технического задания, и предложил поставщику в кратчайшие сроки устранить несоответствия и провести ПНР в соответствии с требованиями технического задания.
29 мая 2024 года ООО ПО "Экосистемы" направило заказчику письмо, в котором сообщалось, что 28 ноября 2023 года были изготовлены и доставлены две снегоплавильные установки до с. Аксарка в соответствии с условиями контракта. Зимник по маршруту с. Аксарка - с. Белоярск открывался ежегодно в январе-феврале, и доставка оборудования в с. Белоярск была невозможна до момента открытия зимника. Однако срок поставки в контракте был указан без учёта этой особенности.
Из-за неблагоприятных погодных условий и позднего открытия зимника снегоплавильная установка до с. Белоярск была доставлена только в феврале 2024 года. Ранее заказчику был передан паспорт снегоплавильной установки Vulcan-20M, содержащий перечень необходимых условий для проведения ПНР. Однако условия для проведения ПНР не были выполнены заказчиком в полном объёме, что делает подключение установок и проведение ПНР невозможным из-за отсутствия коммуникаций в месте размещения оборудования.
У заказчика отсутствует техническая возможность обеспечения доступа к электропитанию 380 вольт, хотя это требование установлено техническим заданием. ООО ПО "Экосистемы" предприняло все необходимые меры для проведения ПНР, но не имеет доступа к электропитанию, подаче воды и водоотведению на объектах заказчика, что противоречит условиям контракта.
Доводы о несоответствии габаритов оборудования требованиям технического задания не соответствуют действительности, так как окончательный монтаж оборудования ещё не завершён, и окончательные габариты установки будут определены после подключения всех коммуникаций и настройки работоспособности.
Поставщик предложил заказчику выполнить следующие действия:
Обеспечить подвод электрической сети с необходимыми параметрами к месту проведения ПНР.
Разместить снегоплавильные установки в другом месте, которое обеспечит технические условия для проведения ПНР.
В противном случае заключить дополнительный контракт на поставку дизель-генератора для обеспечения питания (если у заказчика нет необходимого электропитания).
Также заказчик 18 июня 2024 года и 16 июля 2024 года без участия и без вызова представителей поставщика составил акт N 2 и N 3 осмотра снегоплавильной установки. Эти акты не были направлены в адрес поставщика.
ООО ПО "ЭКОСИСТЕМЫ" заблаговременно уведомило заказчика о планируемых датах и времени проведения пусконаладочных работ, направило информацию об ответственных сотрудниках и просило прибыть представителей заказчика. Пусконаладочные работы прошли успешно 24 и 26 июля 2024 года, представитель заказчика присутствовал, но отказался подписывать соответствующие акты (которые впоследствии всё равно были направлены заказчику).
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств исполнения контракта, подрядчик не уклонялся от исполнения контракта. Он своевременно информировал заказчика обо всех проблемах исполнения контракта и указывал на обстоятельства, препятствующие его исполнению, в том числе и обстоятельства, которые зависели от Заказчика. Исходя из фактических приведённых обстоятельств, Подрядчик действовал добросовестно и разумно, предпринимая все необходимые меры для надлежащего исполнения контракта и передачи Заказчику итоговых результатов работ.
В соответствии с пп. "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия учитывает, что Подрядчиком совершены действия, направленные на исполнение контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что действия Поставщика были направлены на урегулирование вопроса.
В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Поставщика были направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО ПО "Экосистемы", представленную Департамент жилищно-коммунального комплекса Администрации Приуральского района о включении информации о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 3890104046923000071 от 20.10.2023 на поставку и монтаж снегоплавильных установок, цена контракта 3 939 000,00 (извещение N 0890300004823000375) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 августа 2024 г. N 089/10/104-546/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024