Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
при участии в дистанционном режиме ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "ТД "Политон-Тех" на действия Заказчика - МБУ "Средства массовой информации Тазовского района" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку расходных материалов к печатной машине Xerox, начальная (максимальная) цена контракта - 1 424 660,33 рублей (извещение N 0190300000724000440) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте, 29.07.2024;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 29.07.2024 09:24 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 06.08.2024 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 06.08.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 08.08.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неверно выбран код ОКПД 2 - 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин", что по своей сути прямо противоречит смыслу и назначению закупаемому товару (Картридж для электрографических печатающих устройств). В данном конкретном случае, для данной позиции закупки, должен был быть использован код ОКПД 2 - 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода", который согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008 далее по тексту Классификатор) содержит прямое описание:
- картриджи однокомпонентные (в одном корпусе совмещен блок фотобарабана и тонерный отсек);
- картриджи и прочие расходные материалы для сублимационных принтеров";
- картриджи для струйных и каплеструйных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- емкости с тонером и тонерные отсеки для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- фотопроводниковые блоки формирования изображения и блоки переноса (барабаны, ленты) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- емкости с магнитным носителем порошка (девелопер) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- емкости с чернилами для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, красящие ленты для матричных и литерных принтеров;
- средства очистки системы печати для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, блоки сбора отработанного тонера для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств.
Игнорирование Заказчиком вышеуказанных положений повлекло неверное толкование ограничительных норм, установленных Законом о контрактной системе, а именно ст.14 и ПП РФ N878 (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции"). Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлена возможность поставки эквивалента Товара.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя, из которых следует, что целью данной закупки является приобретение Заказчиком оригинальных расходных материалов к уже имеющемуся и находящемуся на гарантии оборудованию: печатной машины Xerox Versant 280 Press.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Во исполнение требований статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", (далее - Постановление N 878).
На основании ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки является поставка расходных материалов к печатной машине Xerox, указан код ОКПД2 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин", а также установлено условие допуска на поставку товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Комиссия обращает внимание, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода по ОКПД2, кода по позиции КТРУ. Заказчик самостоятельно определяет код по ОКПД2 или код позиции КТРУ, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.
Исходя из наименования вида и кода ОКПД 2 - 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин" следует, что данный код ОКПД 2 соответствует используемым в офисах товаров, к которым, в том числе относятся многофункциональные устройства, принтеры, расходные материалы для которых необходимы Заказчику в соответствии с описанием объекта закупки.
Вместе с тем Комиссией установлено, что код ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода" не содержит описания картриджа для лазерных принтеров.
Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Абзацем 4 пункта 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
При этом Комиссией установлено, что код ОКПД2 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин" отсутствует в Перечне.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что, поскольку Заказчиком установлен корректный код ОКПД2 Товара, действия Заказчика в части неустановления в Извещении ограничений допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 878, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В отношении неправомерного не установления возможности поставки эквивалента, Комиссией установлено, что Заказчиком закупаются оригинальные расходные материалы к уже имеющемуся и находящемуся на гарантии оборудованию.
В описании объекта закупки, Заказчиком указано, что в связи с указанием производителя в технической документации печатной машины XEROX Versant 280 PRESS необходимости использования оригинальных расходных материалов, поставка эквивалентного (совместимого товара) невозможна.
Согласно подпункта "в" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае осуществления закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Печатная машина Xerox Versant 280 Press находятся на балансе у Заказчика. Использование неоригинальных (совместимых) расходных материалов с имеющимся у Заказчика оборудованием невозможно и влечет за собой, в том числе, нарушение условий гарантии.
В технической документации производителя указано на необходимость использования оригинальных расходных материалов, для обеспечения надлежащего функционирования устройства.
Кроме того, представителем Заказчика представлена копия гарантийного талона к печатной машине Xerox Versant 280 Press.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего возможность поставки эквивалентного товара, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком закупаются расходные материалы к имеющемуся оборудованию у Заказчика.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТД "Политон-Тех" на действия Заказчика - МБУ "Средства массовой информации Тазовского района" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку расходных материалов к печатной машине Xerox, начальная (максимальная) цена контракта - 1 424 660,33 рублей (извещение N 0190300000724000440), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 августа 2024 г. N 089/06/33-554/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2024