На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078, Комиссией Нижегородского УФАС России на территории Нижегородской области (далее - Комиссия, Комиссия Нижегородского УФАС России) в составе:
-Канаевой И.С.
- председателя комиссии, заместителя руководителя управления, -Симачковой Т.А.
- члена комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля торгов, -Сергеевой Е.А.
- члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов, 2024-16655 2 при участии посредством видео-конференц-связи:
-Кондратьевой А.С.
- генерального директора ООО "Экспертиза и утилизация", - Сковородько В.А. - представителя Арбитражного суда Саратовской области (по доверенности N 50/ОМТО от 30.07.2024), осуществив внеплановую проверку по факту уклонения общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза и утилизация" (далее - ООО "Экспертиза и утилизация", Поставщик, Общество) от заключения контракта с Арбитражным судом Саратовской области (далее - заказчик), заключаемого по итогам электронного аукциона на оказание услуг по утилизации использованных картриджей от лазерных принтеров, номер извещения 0160100009324000037 (далее - аукцион),
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение Арбитражного суда Саратовской области, содержащее информацию об ООО "Экспертиза и утилизация", уклонившемся от заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по утилизации использованных картриджей от лазерных принтеров, номер извещения 0160100009324000037, с целью внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков . Заседание Комиссии Нижегородского УФАС России в соответствии с уведомлением от 02.08.2024 N ИК/14175/24 назначено на 06.08.2024 в 10:00.
Заседание состоялось путём использования средств видео-конференц-связи 06.08.2024.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Вместе с тем, в соответствие с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, 2024-16655 3 исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Комиссией Нижегородского УФАС России при рассмотрении материалов в рамках проведения проверки, установлено следующее. Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона. Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. 2024-16655 4 Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры установлен статьёй 51 Закона о контрактной системе с учётом особенностей предусмотренных статьей 50 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 названной статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 названого Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В силу части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 2024-16655 5 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 названой статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. Оператором электронной площадки является АО "Сбербанк-АСТ" (далее - электронная площадка). Максимальная (начальная) цена контракта - 100 000,00 рублей. 08.07.2024 Арбитражным судом Саратовской области в Единой информационной системе в с сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0160100009324000037. 17.07.2024 подписан протокол подведения итогов закрытого электронного аукциона N 0160100009324000037 на оказание услуг по утилизации использованных картриджей от лазерных принтеров. На участие в закупке было подано 8 заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.07.2024 N 0160100009324000037 ООО "Экспертиза и утилизация" признано победителем аукциона с предложением о цене контракта 58994,08 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) размешен в единой информационной системе в сфере закупок и на электронной площадке проект контракта. 24.07.2024 ООО "Экспертиза и утилизация" был направлен протокол разногласий. Заказчиком 24.07.2024 года был направлен доработанный проект контракта. 25.07.2024, в сроки, установленные ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, Общество подписали проект государственного контракта прикрепив платежное поручение N49 от 25.07.2024 подтверждающее внесение обеспечения по контракту, но денежные средства на обеспечение контракта не отразились в поступлениях на счетах УФК по Саратовской области (Арбитражный суд Саратовской области, л/с 05601А90740) указанные в извещении об осуществлении закупки N0160100009324000037.
В связи с тем, что фактически отсутствовало обеспечение контракта, следует, что в срок, предусмотренный ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, победитель закрытого электронного аукциона N0801100000124000045 не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя.
Таким образом, в связи с тем, что победителем закрытого электронного аукциона N0801100000124000045 не исполнены требования ст.51 Закона о контрактной системе, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, 2024-16655 6 направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Таким образом, Заказчиком соблюдены требования законодательства о контрактной системе, при признании участника электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта. В ходе проверки, Комиссией Нижегородского УФАС России изучены представленные сторонами документы и пояснения. Из пояснений Общества следует, что при установлении факта отсутствия денежных средств на счетах Заказчика, Обществом, было незамедлительно составлено обращение в службу технической поддержки банка, на розыск средств. Техническая поддержка пояснила, что не зачисление средств на счет Заказчика, явилось следствием технической ошибки, что подтверждается письмом от Т-Банка, приложенным к материалам дела.
Также, представитель Общества пояснила, что ООО "Экспертиза и утилизация" не имело умысла уклоняться от заключения контракта, а было заинтересовано в заключении данного контракта. Не поступление денежных средств на счет Заказчика, явилось следствием технической ошибки банка. При принятии решения Комиссия Нижегородского УФАС России исходила из представленных сторонами материалов. Кроме того, в ЕИС размещено 29 записей о заключенных государственных контрактах с ООО "Экспертиза и утилизация", часть которых исполнена, а часть находится на исполнении.
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Экспертиза и утилизация" не является недобросовестным поставщиком. При изложенных обстоятельствах оснований для включения сведений об обществе, в смысле понятий, используемых Законом о контрактной системе в сфере закупок в целях включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков не достаточно. Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078, (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия 2024-16655 7 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
сведения, представленные Арбитражным судом Саратовской области в отношении ООО "Экспертиза и утилизация" (ИНН 400014321), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии И.С. Канаева Члены комиссии: Е.А. Сергеева Т.А. Симачкова Исп.Сергеева Е.А. тел.(831) 431-73-88 вн.052-804 2024-16655
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 6 августа 2024 г. N 052/06/104-1964/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024