Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Баранова И.В. - председателя комиссии, заместителя руководителя управления, - Войновой М.К. - члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственных и муниципальных закупок, - Родионовой Ю.С. - члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, при участии посредством видео-конференц-связи:
- Исайкиной Е.И. - представителя ПАО "Ростелеком" по доверенности (доверенность N01/29/84/22 от 12.09.2022), рассмотрев 08.08.2024-09.08.2024 посредством видео-конференц-связи жалобу ПАО "Ростелеком" (далее также - "Ростелеком", общество, заявитель) о нарушении 2024-17072 2 Администрацией Шарангского Муниципального округа Нижегородской области (далее также - Администрация, заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для обеспечения нужд заказчика,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Выполнение действий (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения на территории территориального отдела р.п. Шаранга администрации Шарангского муниципального округа Нижегородской области", номер извещения 0132600018324000057 (далее также - открытый конкурс). По мнению заявителя, действия заказчика не соответствуют требованиям положений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе). Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушения не признал, считает жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам. 28.06.2024 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки - ЭТП ТЭК-Торг - размещено извещение открытого конкурса в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 594 234,56 рублей. 1.
Заявитель в своей жалобе указывает, что извещение о проведении закупочной процедуры, опубликованным в единой информационной системе (далее также - ЕИС) противоречит информации, указанной в приложении N4 к извещению о проведении закупочной процедуры.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в 2024-17072 3 соответствии с Законом о контрактной системе. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе. Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение). Извещением о закупке в ЕИС установлены критерии оценки заявок участников, где заказчиком указан детализирующий показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" показателя оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по которому установлен следующий порядок оценки : "Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки". Вышеуказанный порядок оценки соответствует пп. "е" п.20 Положения и формуле определения количества баллов. Приложением 4 - порядком рассмотрения и оценки заявок установлен иной порядок оценки по детализирующему показателю Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, а именно: Количество баллов, присуждаемых по признаку оценки "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (БХ2.2.1.), определяется по формуле (в соответствии с пп. "з" п.20 Положения).
В соответствии с пп. "з" п.20 Положения лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение характеристики объекта закупки.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчиком нарушены требования ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод заявителя признается Комиссией обоснованным. 2.
Заявитель в своей жалобе указывает, что в документации о закупки заказчиком установлены избыточные требования к участникам закупки в части предоставления гражданско-правовых договоров, а также справок от имени работодателя с указанием должности, ФИО, образования сотрудника, а также согласий на обработку персональных данных. 2024-17072 4 Приложением N 4 к извещению, а именно в разделе 3 пункта 2.2.1.
Заказчиком установлено следующее: Конкурсной комиссией будет оцениваться квалификация участников открытого конкурса - количество работников, позволяющих выполнить и оказать услуги в соответствии с требованиями настоящего открытого конкурса (персонала с группой допуска не ниже III по электробезопасности до и выше 1000 В).
Квалификация участника открытого конкурса подтверждается предоставлением копий удостоверений по присвоению группы допуска по электробезопасности (удостоверение предоставляется с записями результатов проверки знаний нормативных документов по устройству и технической эксплуатации, при этом дата следующей проверки знаний - не ранее даты подачи заявки на участие в конкурсе; копий трудовых книжек или гражданско-правовых договоров (в случае, если работнику, на основании письменного заявления о предоставлении им работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст.66.1 ТК РФ, трудовая книжка выдана на руки, копия трудовой книжки может быть заменена на справку от имени работодателя с указанием должности, ФИО, образования сотрудника. Срок действия справки - 1 месяц), согласий на обработку персональных данных. Участник закупки вправе скрыть в копиях представляемых договоров сведения о цене договора, в представляемых копиях трудовых договоров - сведения о заработной плате.
Согласно пункту 30 Положения в случае применения показателя оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", документом, предусмотренным п. 1.1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников. Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанное положение Постановления Правительства N 2604 не содержит требования о предоставлении согласия субъекта на обработку персональных данных. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона о контрактной системе согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, содержащихся в информации и документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не требуется при обработке персональных данных в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Следовательно, Заказчик неправомерно
установил
данное требование в извещении об осуществлении закупки. В действиях заказчика усматриваются нарушения части 1 статьи 42 2024-17072 5 Закона о контрактной системе. В связи с чем довод признается Комиссией Нижегородского УФАС России обоснованным. Заявитель в жалобе указывает, что оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта. Для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчиком установлены критерии, которые ставят участников закупки в неравные условия, а именно заказчиком установлен подкритерий оценки, как размер уставного капитала участника, который непосредственно с предметом конкурса не связан и не может быть использован при оценке квалификации участника конкурса. Более того, по ранее рассмотренной жалобе по делу N 052/06/105-1888/2024 в действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и выдано предписание об устранении нарушений положений Закона о контрактной системе. Порядок рассмотрения и оценки заявок Заказчика был признан ненадлежащим, не позволял оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что шел в противоречие с целями и принципами, заложенными в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Ссылка же заявителя на письмо ФАС России от 25.07.2024 NПИ/66050/24 не относится к существу рассматриваемого дела, поскольку не содержит сведений опровергающих выводы антимонопольного органа, указанные в решении N 052/06/105-1888/2024. 4.
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком не указаны с использованием ЕИС функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки (не опубликовано структурированное описание объекта закупки).
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления 2024-17072 6 закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденные указанным постановлением, дополнить пунктами 31 и 32.
В соответствии с п. п. "б" п. 11 Постановления N 1946:
31. при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без 2023-22064 3 размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Изменения, внесенные Постановлением N 1946, применяются к закупкам, извещения (приглашения) об осуществлении которых размещены (направлены) с 01.10.2023.
Согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 25.09.2023 N 24-03- 09/90944, Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение) устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования, в частности: 2024-17072 7 формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия (пункт 3 Положения); документы, сформированные без использования ЕИС, размещаются в ЕИС в форме электронного документа или образа бумажного документа (пункт 4 Положения). При осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 октября 2023:
- описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ с учетом пункта 3 Положения;
- описание объекта закупки, включающее также характеристики, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ (то есть, полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС. В описании объекта закупки установлены характеристики к поставляемым светодиодным светильникам в соответствии с позицией КТРУ 27.40.25.123-00000050.
При этом, данная информация в полном объеме отсутствует в извещении о проведении закупки, в связи с чем Заказчик признан нарушившим ч. 1 ст. 42 Закона. Довод жалобы признан обоснованным. По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения допущенные заказчиком в ходе проведения закупочной процедуры в данном случае могут быть устранены только путем внесения изменений в извещение и проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) повторно, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости и целесообразности выдачи соответствующего предписания. С учетом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу ПАО "Ростелеком" о нарушении Администрацией Шарангского 2024-17072 8 Муниципального округа Нижегородской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Выполнение действий (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения на территории территориального отдела р.п. Шаранга администрации Шарангского муниципального округа Нижегородской области", номер извещения 0132600018324000057, обоснованной в части. 2.
Признать заказчика нарушившим требования ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии: И.В. Баранов Члены комиссии: Ю.С.Родионова М.К.Войнова Исп.Родионова Ю.С. тел.8(831) 431-73-87, вн.052-702 2024-17072
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 9 августа 2024 г. N 052/06/105-1999/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2024