Резолютивная часть решения оглашена "13" августа 2024 г.
Решение изготовлено в полном объеме "15" августа 2024 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<...> |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<...> |
главного специалиста отдела контроля в сфере закупок; |
|
<...> |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
При участии посредством ВКС:
- <...> - представителя ГБУЗ "Кузбасский центр по профилактике и борьбе со СПИД", по доверенности,
в отсутствие ИП Шилова М.С.
рассмотрев дело N 042/06/33-1187/2024, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - ГБУЗ "Кузбасский центр по профилактике и борьбе со СПИД" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139200000124012497 "Поставка медицинских изделий (Аппарат для неинвазивного
определения степени фиброза печени)",
установила:
06.08.2024 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП Шилова М.С. (вх. N 8798-ЭП/24 от 06.08.2024) на действия заказчика - ГБУЗ "Кузбасский центр по профилактике и борьбе со СПИД" при проведении электронного аукциона N 0139200000124012497 "Поставка медицинских изделий (Аппарат для неинвазивного определения степени фиброза печени)".
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
26.07.2024 г. Уполномоченным органом - Департаментом контрактной системы Кузбасса было размещено на сайте zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона N 0139200000124012497 "Поставка медицинских изделий (Аппарат для неинвазивного определения степени фиброза печени)".
Начальная максимальная цена контракта - 12 005 801,90 рублей.
По мнению заявителя, заказчик при размещении закупки должен был использовать КТРУ - 26.60.12.132-00000032 "Генератор для системы ультразвуковой эластографии печени", а применил код ОКПД2 - 26.60.12.119 "Аппараты электродиагностические прочие".
Также заявитель указал на то, что под характеристики, указанные заказчиком в извещении, подпадает товар единственного производителя.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупности вышеуказанных правовых норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей. Также Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г", "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Комиссией Кемеровского УФАС России было проанализировано извещение, описание объекта закупки и установлено, что заказчиком использован код ОКПД2 - 26.60.12.119 "Аппараты электродиагностические прочие".
На заседании комиссии, состоявшемся 13.08.2024, представитель заказчика указала на то, что позиция КТРУ 26.60.12.132-00000032 "Генератор для системы ультразвуковой эластографии печени" заказчиком не могла быть применена в закупке, т.к. в данном КТРУ указана технология транзиентной эластографии диагностики заболеваний печени, а, Заказчику требуется технология вибрационно-контролируемая транзиентная эластография для диагностики заболевания печени в связи с тем, что данная технология позволяет проводить более качественную диагностику пациентов и оценку рисков негативных исходов в клинической практике, что важно в работе.
Также представитель заказчика пояснила, что описание объекта закупки сформировано заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку в КТРУ отсутствуют позиции соответствующая потребности заказчика и отметила, что установленные требования к характеристикам товара являются для заказчика определяющими при закупке медицинского оборудования.
При анализе материалов дела Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки для товара "Аппарат для неинвазивного определения степени фиброза печени" Заказчик не использовал позицию каталога, а на основании пункта 7 Правил использования КТРУ самостоятельно осуществил описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 ФЗ "О контрактной системе", использовав только код ОКПД2 26.60.12.119 и указав необходимые ему характеристики товара.
Действующим законодательством Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Также закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2).
Заказчики самостоятельно определяют код по ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения (письмо ФАС от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 N Д28и-1033, заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами закона о контрактной системе таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
С учетом вышеизложенного Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался объективными потребностями и при этом требования закона о контрактной системе им были соблюдены.
Согласно письменным пояснениям заказчика требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, отвечают два зарегистрированных в установленном порядке медицинских изделия, удовлетворяющих потребности заказчика в определенных характеристиках товара, а именно:
- аппарат для неинвазивного определения степени фиброза печени FibroScan 530 Compact РУ N РЗН 2018/7287(производитель "Эхосенс");
- система ультразвуковая диагностическая медицинская Logiq S8 (версия R4) РУ N ФСЗ 2011/11249 (производитель "Джи Ультрасаунд Корея".
Кроме того, заказчиком на заседание комиссии, было представлено письмо ООО "Адвенсум" - официального дистрибьютора медицинского оборудования General Electric Healthcare, согласно которому характеристики системы ультразвуковой диагностической медицинской Logiq S8 (версия R4) РУ N ФСЗ 2011/11249 соответствуют характеристикам, изложенным в извещении.
Комиссией Кемеровского УФАС России были проанализированы характеристики аппаратов, сведения о которых были представлены заказчиком, и установлено, что характеристикам, закрепленным заказчиком в извещении о закупке N 0139200000124012497, соответствуют товары двух производителей, а именно: "Эхосенс" (инструкция, размещенная на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в открытом доступе в сети Интернет по адресу www. https://roszdravnadzor.gov.ru) и "Джи Ультрасаунд Корея" (характеристики указаны на официальном сайте производителя, а также в письме ООО "Адвенсум" от 12.08.2024 исх. N 2139/1, инструкция размещена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в открытом доступе в сети Интернет по адресу www. https://roszdravnadzor.gov.ru).
Таким образом, комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения положений ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шилова М.С, на действия заказчика - ГБУЗ "Кузбасский центр по профилактике и борьбе со СПИД" при проведении электронного аукциона N 0139200000124012497 "Поставка медицинских изделий (Аппарат для неинвазивного определения степени фиброза печени)" необоснованной.
2. Производство по делу N 042/06/33-1187/2024 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 15 августа 2024 г. N 042/06/33-1187/2024 (ключевые темы: характеристика - товар. работа. услуга. - изделия медицинского назначения - государственные и муниципальные нужды - ктру)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024