Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 07.08.2024 N 241/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "СПИРОНИКА" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" (по доверенности от 13.03.2024 N 73), уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок": (по доверенности от 15.01.2024 N ЦЗ 1-06-20), заявителя - ООО "СПИРОНИКА" (генеральный директор), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-395/2024 по жалобе ООО "СПИРОНИКА" на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования на 2025 г (N закупки 0826500000924004604, далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "СПИРОНИКА" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что Заказчик нарушил требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, установив характеристику товара "тип контура: "реверсивный" и "нереверсивный"" по позициям NN 2, 3 Спецификации (Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона), не позволяющую определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям.
Заказчик - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" представил возражения на жалобу ООО "СПИРОНИКА", с доводами, изложенными в жалобе, не согласен.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, содержащиеся в жалобе.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения в ходе заседания Комиссии, поддержали позицию, изложенную в представленном возражении на жалобу ООО "СПИРОНИКА", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "СПИРОНИКА", возражения заказчика, представленные документы, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 29.07.2024 размещено извещение о проведении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - поставка медицинских изделий Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования на 2025 г.
Начальная (максимальная) цена контракта 4 127 244,80 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СПИРОНИКА" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, исходя из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает заказчика обосновывать свою потребность.
Вместе с тем, установленные заказчиком требования к характеристикам товара не должны ограничивать количество участников закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В ходе заседания Комиссии, представитель заказчика указал, что в рамках описания объекта закупки заказчиком установлены все обязательные характеристики, включенные в позиции КТРУ 32.50.13.190-00246 - Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования, а также характеристики, не являющимися обязательными к применению, в том числе такой показатель как "Тип контура".
Также на заседании Комиссии представитель заказчика отметил, что формирование описания объекта закупки осуществлялось заказчиком в целях достижения максимального результата при его эксплуатации и достижения при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимального исключения любых нежелательных реакций и последствий, с соблюдением принципов, закрепленных статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Следует отметить, что потребность в реверсивных дыхательных контурах вызвана следующими факторами: фактически часть закупаемых контуров предполагает использование в том числе с дыхательными аппаратами, предназначенными для проведения ингаляционной анестезии и имеющими в своем составе поглотители CO2 (адсорберы). Часть производителей медицинского изделия вида 185610, являющихся объектом закупки, позволяет использовать свои контуры для этих целей, часть не позволяет. Так, согласно РУ РЗН 2022/18116 от 10.06.2024, производитель медицинских изделий указывает о возможности подобного применения своей продукции: "Устройство можно использовать также в качестве замкнутой системы в сочетании с поглотителем С02.". Вместе с тем, в отношении контуров согласно РУ РЗН 2019/8024 от 21.01.2019 производитель, напротив, указывает формулировку: "Принцип работы. Подача кислородно-воздушной смеси пациенту через набор гибких трубок (контур)", а в РУ РЗН 2022/17393 от 27.10.2023 содержится формулировка "Противопоказания: - состояния, которые могут сопровождаться накоплением в контуре примесей посторонних газов", которые указывают на наличие возможных побочных эффектов при использовании контуров для проведения ингаляционной анестезии, так как не предполагают наличие использования смеси, отличной от кислородно-воздушной.
Кроме того, согласно характеристики товара, работы, услуги по КТРУ 32.50.13.190-00246 - Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования, показатель "Тип контура" имеет вариативный вариант исполнения и допускает выбор при включении данной характеристики в описание объекта закупки.
Следует отметить, что действующее законодательство предоставляет Заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым. Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге_".
Вместе с тем, в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об этом.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы заявителя, указывающие на нарушение Заказчиком требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе не нашли своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СПИРОНИКА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 12 августа 2024 г. N 031/06/106-395/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024