Комиссия Орловского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе: заместителя председателя Комиссии - Аксеновой Н.С., начальника отдела антимонопольного контроля товарных и финансовых рынков; членов Комиссии: Торшиной О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Мацневой С.В., старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, в присутствии представителя заявителя: ИП Коломийцева А.В. (далее - Заявитель) Титовой Т.В., в присутствии представителя уполномоченного органа: Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области (далее - Уполномоченный орган) Трошиной И.Н., в присутствии представителей заказчика: Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Городская больница им. С.П. Боткина" (далее - БУЗ ОО "Городская больница им. С.П. Боткина", Заказчик) Гуровой Н.А., Лямцевой Л.С., рассмотрев с использованием сервиса видеоконференций TrueConf жалобу ИП Коломийцева А.В. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на закупку электроэнцефалографов в рамках реализации региональных проектов модернизации первичного звена здравоохранения (Приобретено оборудование в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, а также в медицинские организации, расположенные в сельской местности, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек), извещение N 0154200000724000626 (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон),
У С Т А Н О В И Л А:
В жалобе Заявитель указал, что Заказчик разработал извещение о проведении закупки (далее - Извещение) не соответствующее требованиям Закона, а именно: по мнению Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки установлены следующие избыточные требования: предназначен для проведения электроэнцефалографических исследований регистрации и анализа вызванных потенциалов мозга; Светодиодная индикация на передней панели электронного блока, находящегося во время регистрации в непосредственной близости от пациента, качества установки электродов посредством измерения импеданса; Использование в качестве референтного электрода любого ЭЭГ электрода, запись биполярных отведений без установки дополнительных референтных электродов; Возможность подключение прибора к компьютеру по локальной сети; Построение трендов по параметрам:
11.3.
- амплитудные параметры сигналов ЭЭГ и полиграфических каналов;
11.4.
- кардиоинтервалы; Печать ЭЭГ во время регистрации и просмотра обследования; Усреднение спайков и острых волн, построение топографических карт мгновенной амплитуды спайков и острых волн; Дистанционное наблюдение за процессом регистрации ЭЭГ по локальной сети; Задание индивидуальных параметров регистрации: фильтры, масштабы, входной диапазон, для любого канала; Режим "дополнительное окно" в процессе записи и просмотра ЭЭГ для одновременной записи и просмотра уже записанной ЭЭГ; Автоматическое построение топографических карт распределения по скальпу: (амплитуды ЭЭГ (максимальной, средней), максимальной мощности спектра, максимальной амплитуды спектра, средней мощности спектра, средней амплитуды спектра, полной мощности спектра, полной амплитуды спектра, мгновенной мощности спектра, мгновенной амплитуды спектра, асимметрии по амплитуде, по мощности спектров, количества острых волн, количества спайков, амплитуды острых волн, амплитуды спайков); Виды математического анализа: амплитудный, спектральный, корреляционный, когерентный, периодометрический, сравнительный, вейвлет анализ, анализ независимых компонентов; Экспорт обследований в форматы: RTF, EDF+, AVI, BMP, XML, TXT; Нижняя граница полосы пропускания 0,16 Гц, 36. Верхняя граница полоса пропускания
150 Гц; Комплектация: светодиодный фотостимулятор на стойке.
Также в Жалобе Заявитель указывает, что техническое задание разработано Заказчиком с нарушением положений статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Представители Уполномоченного органа и Заказчика жалобу Заявителя считают необоснованной, полагают, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия
установила
следующее. 1.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе zakupki.gov.ru - 25.07.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 134 000,00 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок - 02.08.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 06.08.2024;
6) По окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона, электронная процедура признана несостоявшейся. Вышеуказанная закупка осуществляется в рамках реализации регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации", входящего в состав национального проекта "Здравоохранение".
2. По доводу, изложенному в Жалобе.
Согласно части 1 статьи 49 Закона электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности Заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам Аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Таким образом, исходя из смысла статьи 33 Закона, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд. Вместе с тем, установленные Заказчиком требования к характеристикам товара не должны ограничивать количество участников закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
Пунктом 3 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно Извещения объектом закупки является Электроэнцефалограф, КТРУ 26.60.12.129-00000213.
Из анализа КТРУ следует, что Раздел "Общая информация" содержит подраздел "Справочная информация" в котором указано: Справочная информация Общероссийские и международные классификаторы Н А И М Е Н О ВА Н И Е З Н АЧ Е Н И Е О П И СА Н И Е П О К Л АС С И Ф И К АТ О РА К Л АС С И Ф И К АТ О РА К Л АС С И Ф И К АТ О РУ 26.60.12.129: Приборы и аппараты для функциональной диагностики Общероссийский классификатор прочие, применяемые в медицинских продукции по видам экономической целях, не включенные в другие деятельности (ОКПД2) группировки Сведения отсутствуют Комплект устройств с электрическим приводом, разработанный для непрерывного измерения электрических сигналов, производимых головным мозгом пациента, и отображения/записи их в форме электроэнцефалограммы (ЭЭГ) для оценки функции головного мозга, как правило, в смотровом кабинете или отделении интенсивной терапии (в качестве прикроватной системы); система может дополнительно отслеживать другие физиологические показатели [например, электромиограмму (ЭМГ), форма волны дыхания, артериальное давление, насыщение гемоглобина крови кислородом (SpO2)].
Как правило, включает в себя блок управления, электроды и компоненты НОМЕНКЛАТУРНАЯ (например, усилитель, провода, КЛАССИФИКАЦИЯ 291820: Система зонды). Может иметь функцию МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО электроэнцефалографического интерпретации данных и/или ВИДАМ мониторинга телеметрии.
Согласно статье 10 Закона заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Из системного толкования норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
В силу пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона.
Таким образом, при установлении требований к товару Заказчик руководствовался пунктом 7 Правил использования КРТУ. В тоже время, Закон не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в Извещении и содержащихся в нем электронных документах, устанавливать характеристики, которые соответствовали бы всем существующим видам товара, а напротив из приведенных выше норм следует, что должны устанавливаться требования к характеристикам товара наиболее отвечающие потребностям Заказчика. В пункте 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Более того, предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком медицинских изделий может выступить любое физическое или юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности Заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов. Поэтому, подробное описание объекта закупки не только не является избыточным, такое описание выступает гарантом получения товара, который отвечает потребностям Заказчика. Формируя описание объекта закупки, Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением основной деятельности лечебным учреждением. Из пояснений представителей Заказчика следует, что закупка проводится в рамках регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации", входящего в состав национального проекта "Здравоохранение". Так как, выделенные средства являются федеральным целевым финансированием, выделяются они в рамках перечня оборудования, согласно Приказа Минздрава России от 28.12.2020 N 1379н "Об утверждении перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" (далее - Приказ N 1379н). В частности, в упомянутом перечне, в позиции N 31 Электроэнцефалограф действительно предусмотрено несколько кодов МИ (медицинского изделия), в том числе выбранный заказчиком код МИ 291820, который в свою очередь соответствует выбранной позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применение которого является обязательным для заказчика на основании Постановления N 145.
Согласно сайту Росздравнадзора, под кодом МИ 291820 зарегистрировано не менее 7-и медицинских изделий.
Также представители Заказчика отмечали, что ни одним нормативным актом, не установлен запрет на указание или конкретизацию кода МИ в Извещении, в описании объекта закупки. Так же, не установлено требование использовать все имеющееся в реестре варианты кодов МИ. Код МИ не может рассматриваться как ограничивающий конкуренцию фактор, так как, код МИ - это код вида номенклатурной классификации медицинских изделий установленный Правительством Российской Федерации для однозначной идентификации каждого МИ и упрощения процесса его обработки и учета в информационных системах здравоохранения, и указан заказчиком в извещении об аукционе для обеспечения целевого использования федеральных средств в рамках реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения.
На основании вышеизложенного, учитывая требования Постановления N 145 Заказчиком был установлен код КТРУ 26.60.12.129-00000213 соответствующий коду вида медицинских изделий 291820.
Относительно доводов Заявителя о том, что Заказчиком в описании объекта закупки установлены следующие избыточные параметры представители Заказчика поясняли следующее.
1. Предназначен для проведения электроэнцефалографических исследований, регистрации и анализа вызванных потенциалов мозга. Как отмечали представители Заказчика, потенциальный участник закупки не имеет возможность диктовать медицинскому учреждению каким функционалом должен обладать электроэнцефалограф или иное закупаемое оборудование. Тип проводимого исследования: (рутинное или боле глубокое) определяет исключительно клинический специалист в зависимости от диагностической картины пациента. Исследования с использованием вызванных потенциалов являются клинически обоснованными, что отмечено в научных публикациях стандарта международного общества клинической электрофизиологии. Метод вызванных потенциалов, это метод регистрации биоэлектрической активности мозга, изменения которой обусловлены внешним воздействием и фиксируются в относительной временной близости с этим воздействием, вызванные потенциалы помогают точнее установить место повреждения нервной системы: периферический нерв, спинной мозг или головной мозг. Что именно происходит в поврежденном участке нервной системы помогают обнаружить уже другие методы нейровизуализации: сосудистые исследования мозга, MP-томография, рентгеновская компьютерная томография. К примеру: к пациенту при необходимости может быть применён метод зрительных вызванных потенциалов (Стандарт Международного общества клинической электрофизиологии зрения для клинических зрительных вызванных потенциалов: (обновление 2016 г.) // Офтальмологическая документация. Успехи офтальмологии.
- 2016.
- N133(1).
- С. 1-9.) - исследование зрительного тракта, то есть путей передачи "изображения" от глаз к зрительной коре головного мозга его рутинность обусловлена исключительно клинической картиной конкретного пациента. Данную характеристику имеет техническое описание оборудования нескольких производителей. 5.
Светодиодная индикация на передней панели электронного блока, находящегося во время регистрации в непосредственной близости от пациента, качества установки электродов посредством измерения импеданса. Как поясняли представители Заказчика, использование светодиодной подсветки непосредственно на самом приборе даёт возможность контроля качества установки электродов посредством измерения импеданса даже в удалении от компьютера в непосредственной близости от пациента там, где находится ассистент во время обследования. Данный параметр соответствует седьмому п. 1.6 Рекомендации экспертного совета по нейрофизиологии Российской Противоэпилептической Лиги по проведению рутинной ЭЭГ // Эпилепсия и пароксизмальные состояния.
- 2016.
- N 8(4).
- С. 99-108., другими словами имеет под собой обоснование врачебного сообщества специалистов. Податель жалобы утверждает, что программный интерфейс является более удобным и информативный подходом по сравнению с использованием светодиодной индикации на передней панели электронного блока. Вместе с тем, представители Заказчика отмечали, что в данном утверждении удобство является субъективным фактором и никак не определяет клиническую потребность заказчика. Например, чтобы использовать программный интерфейс требуется либо переносной ПК, либо сам монитор, который должен находиться в непосредственной близости и быть направлен непосредственно на врача или ассистента, что не всегда возможно обеспечить при проведении процедуры. Более того, использование светодиодной индикации на передней панели электронного блока, является общепринятым техническим решением и используется большинством производителей, в том числе и у производителя, который указан в анализе сравнительных характеристик.
6. Использование в качестве референтного электрода любого ЭЭГ электрода, запись биполярных отведений без установки дополнительных референтных электродов Податель жалобы утверждает, что такая характеристика является избыточной и не имеет ни юридической, ни клинической обоснованности, а также что стандартные методики записи с использованием специальных референтных электродов (например, А1/А2) оптимизированы для минимизации артефактов и обеспечения наилучшего качества сигнала. При этом, как поясняли представители Заказчика, данные утверждения являются голословными и не подтверждаются ни научно-технической информацией ни клиническими рекомендациям. Однако параметр, избранный Заказчиком соответствует П. 2.1 Рекомендации экспертного совета по нейрофизиологии Российской Противоэпилептической Лиги по проведению рутинной ЭЭГ // Эпилепсия и пароксизмальные состояния.
- 2016.
- N 8(4).
- С. 99-108.
Никаких независимых исследований о том, что, обязательно использовать специализированные рефератные электроды не существует. Если производителем оборудования, сигнал изначально достаточно хорошо экранирован, нет необходимости использования специальных референтных электродов. Биполярный режим записи с точки зрения физики процесса, вообще не подразумевает использование каких-либо общих электродов, так как сам биполярный принцип подразумевает, что электромагнитный сигнал циркулирует между катодом и анодом электрода. Данную характеристику имеет техническое описание оборудования нескольких производителей.
10. Возможность подключение прибора к компьютеру по локальной сети Податель жалобы утверждает, что требование является избыточным и неэффективным, поставщик может поставить товар с более высокими показателями эффективности и менее затратными потребностями, так как в большинстве ЭЭГ устройств связь между ЭЭГ-устройством и компьютером осуществляется через специализированные порты, такие как USB или Bluetooth.
При этом, как поясняли представители Заказчика, податель жалобы, сам себе противоречит, так как использование USB интерфейса или Bluetooth интерфейса, требует наличия переносного или стационарного ПК, на данный момент практически все ПК оснащены встроенной сетевой картой и способны интегрироваться в локальную сеть. ЛВС (Локальная высокоскоростная сеть) самый бюджетный и защищенный канал передачи данных, обеспечивающих скорость передачи данных вплоть до Гигабита. Bluetooth же является беспроводным каналом, который очень чувствителен к электромагнитным наводкам, и не имеет никаких технических преимуществ перед проводным подключением, кроме как отсутствие кабеля. Отсутствие кабеля не является для заказчика клинически значимой характеристикой. Построение трендов по параметрам:
- - амплитудные параметры сигналов ЭЭГ и полиграфических каналов;
- - кардиоинтервалы Несмотря на утверждение в жалобе, представители Заказчика отмечали что амплитудные показатели являются одними из основных характеристик оценки параметров ЭЭГ сигналов. Основными амплитудно-частотными параметрами являются частота и амплитуда активности. Амплитуда активности - это амплитуда волн, измеренная "от пика до пика". Амплитуда может быть оценена как средний показатель или может быть измерена в своем максимальном значении. ЭЭГ - метод регистрации "микроэлектрических" сигналов: амплитуда биоэлектрической активности мозга измеряется в пределах 10-100 мкВ. Для сравнения, амплитуда ЭКГ составляет 1-2 мВ, т. е. в 100 раз больше. Активность, как правило, состоит из волн с различающейся амплитудой. Более того, некоторые виды активности подвержены так называемому эффекту амплитудной модуляции: амплитуда волн закономерно увеличивается до определенного уровня, а затем уменьшается. Поэтому для характеристики используют среднюю амплитуду активности - усредненная амплитуда волн, составляющих активность. Одним из основных критериев при анализе ЭЭГ является симметричность - степень совпадения частоты, амплитуды и фаз активности над аналогичными (гомотопными) областями двух полушарий мозга. Отражением функциональной асимметрии мозга выступает асимметрия электрической активности правого и левого полушария. Асимметрия может быть оценена для каждого ритма по его выраженности, амплитуде, индексу. Для количественной оценки симметричности используется коэффициент межполушарной асимметрии - выраженность (как правило, в %) различия параметров ЭЭГ (амплитуды, индекса) над аналогичными отделами правого и левого полушария мозга. Для оценки работы сердечно-сосудистой системы совместно с электрической активностью мозга используются анализ трендов кардиоинтервалов. 12.
Печать ЭЭГ во время регистрации и просмотра обследования. Представители Заказчика считают данное требование надуманным, так как методика параллельной печати данных, совместно с проведением исследований, открыто распространена и применятся много лет как в ЭЭГ, так и ЭКГ исследованиях и никогда не требовала отельного персонала для отслеживания процесса печати. По мнению представителей Заказчика, утверждение о том, что печать на бумаге в реальном времени требует наличия персонала для наблюдения, лишено смысла, печать в таких устройствах идет в автоматическом режиме, исследование после запуска процесса так же не нуждается во вмешательстве клинического специалиста. Врач в данном случае смотрит исключительно за результатом, при этом если какой параметр исследования ему был не понятен он может вернуться к нему позже, и повторно просмотреть результаты исследования как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажный носитель передаётся пациенту, для возможности его демонстрации у других специалистов в любое время. Печать бумажного носителя никак не исключает возможности сохранения исследования в электронном виде, и является одним из долгосрочных методов хранения информации. Представители Заказчика пояснили, что Заказчик считает нецелесообразным исключение данного пункта из описания объекта закупки, ввиду практической и технологической его значимости, а также факта наличия данного параметра минимум у двух производителей.
13. Усреднение спайков и острых волн, построение топографических карт мгновенной амплитуды спайков и острых волн. Как пояснили представители Заказчика, усреднение спайков и острых волн, построение карт мгновенной амплитуды спайков и острых волн соответствует Рекомендациям экспертного совета по нейрофизиологии Российской Противоэпилептической Лиги по проведению рутинной ЭЭГ // Эпилепсия и пароксизмальные состояния.
- 2016.
- N 8(4).
- С. 99-108.
Спайк - короткая вспышка электрической активности амплитудой более 80 мкВ и длительностью от 20 до 70 мс. Направлен как правило вверх (на монополярных отведениях). Спайки могут регистрироваться по одному или нескольким соседним отведениям при фокальном эпизоде, или по всем ЭЭГ-отведениям при генерализованной активности. Острая волна - менее высокочастотная активность на ЭЭГ. По амплитуде она может превышать спайки и обычно начинается от 100 мкВ, а вот по длительности она не такая быстрая: от 70 до 200 мс. Таблица спайков и острых волн, сгруппированных по ЭЭГ- отведениям, отображает количество и амплитуду спайков и острых волн в каждом отведении.
Таким образом представители Заказчика считают нецелесообразным исключение данного пункта из описания объекта закупки, ввиду его клинической значимости и обоснованности, которая подтверждается методической литературой, так же данный параметр присутствует минимум у двух производителей.
14. Дистанционное наблюдение за процессом регистрации ЭЭГ по локальной сети. Из пояснений представителей Заказчика следовало, что значимость данного параметра продиктовано необходимостью использования комплекса при проведении диагностики и анализа записанных данных. Более детальный анализ эпилептиформной активности, позволяющий математически определить начало приступа, анализируя сигнал на предмет наличия основных его признаков в реальном времени, т. к. это более эффективно по сравнению с корреляционными методами, и при положительном результате будет осуществлять сохранение как самого момента приступа, так и некоторого времени, предшествующего ему, а также осуществить вызов врача и или родственников пациента.
Таким образом, при наличии возможности наблюдения за процессом регистрации ЭЭГ по локальной сети, врач сможет получить полную и достоверную информацию о количестве приступов и их продолжительности (находясь не с пациентом в настоящий момент), и основываясь на этих данных корректировать текущий метод лечения. Рекомендация на основании, которого сформировано данное требование опубликовано на официальном сайте Международной противоэпилептической лиги [Электронный ресурс] - (https :// www . ila e . or g / guide lines / d efinition - a nd - c lassification ). 15.
Задание индивидуальных параметров регистрации: фильтры, масштабы, входной диапазон, для любого канала. Как пояснили представители Заказчика, данный параметр помещен в раздел "ВЫВОДЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ" Электроэнцефалография: основные биофизические и технологические аспекты для использования в клинике // Эпилептическое расстройство.
- 2020.
- N 2 (6).
- С. 697-715" Также представители Заказчика отмечали, что для идентификации определенных паттернов во время записи может потребоваться изменение фильтров низкой и высокой частоты, масштабировать конкретные кривые сигналов определённой части головного мозга - в таких случаях изменения производится на определённых каналах. При этом, масштабирование сигнала и указание диапазона сигнала производится на этапе постобработки полученного сигнала и никак не влияет на его качества, и тем боле достоверность получаемых данных. Данный параметр присутствует минимум у двух производителей.
16. Режим "дополнительное окно" в процессе записи и просмотра ЭЭГ для одновременной записи, и просмотра уже записанной ЭЭГ. Из пояснений представителей Заказчика следовало, что при регистрации длительных ЭЭГ-обследований или при долгосрочном ведении пациента возникает необходимость просмотреть уже записанную часть обследования, или сравнить записываемую ЭЭГ, с полученной ранее у данного пациента, для проведения оценки эффективности назначенного лечения. Для этого служит дополнительное окно ЭЭГ, в котором можно просматривать уже записанные ЭЭГ-кривые в произвольных монтажах, масштабах, с произвольными фильтрами. Так же в программе обычно предусмотрены инструменты онлайн- анализа, позволяющие проводить анализ ЭЭГ в реальном времени, непосредственно во время регистрации обследования. Это существенно облегчает периферийный анализ данных ЭЭГ и обеспечивает возможность постановки или уточнения диагноза, или, в случае длительных обследований, снижает время на обработку и сравнительный анализ данных. 20.
Автоматическое построение топографических карт распределения по скальпу: (амплитуды ЭЭГ (максимальной, средней), максимальной мощности спектра, максимальной амплитуды спектра,средней мощности спектра, средней амплитуды спектра, полной мощности спектра, полной амплитуды спектра, мгновенной мощности спектра, мгновенной амплитуды спектра, асимметрии по амплитуде, по мощности спектров, количества острых волн, количества спайков, амплитуды острых волн, амплитуды спайков). Как пояснили представители Заказчика, данный параметр является клиническим важным для Заказчика, так как одним из распространенных видов представления результатов анализа ЭЭГ является топографическое картирование. В виде цвета, распределенного по поверхности головы, может быть представлен любой количественный параметр ЭЭГ: амплитуда ЭЭГ, индекс альфа-ритма, мощность спектра и другое. Например, на топографической карте индекса альфа-ритма наглядно видно распространение альфа-ритма по скальпу. Дополнительно на карте можно вывести картируемые значения - к примеру, в затылочных отведениях индекс альфа-ритма составляет 59-66%.
Таким образом, данный параметр является одним из основных методов представления информации. Онлайн журнал: Эпилепсия и пароксизмальные состояния (https :// www . e pilepsia . s u / iour / a rticle / vie w /879? loc ale = r u R U ) , Обзор возможностей современного программного обеспечения для регистрации и анализа ЭЭГ rhttps :// doi . or g /10 .17749/2077-8333/ e pi . p ar . c on . 2023.144 ) 22. Виды математического анализа: амплитудный, спектральный, корреляционный, когерентный, периодометрический, сравнительный, вейвлет анализ, анализ независимых компонентов. Из пояснений представителей Заказчика следовало, что перечисленные методы математического анализа являются стандартными методами визуального анализа волновых паттернов ЭЭГ. В современной клинической практике метод ЭЭГ широко применяется для оценки функционального состояния головного мозга при таких заболеваниях, как: эпилепсия, энцефалопатия, болезнь Альцгеймера, опухоли головного мозга, черепно- мозговая травма, нарушения сна, психические расстройства. На данный момент активно развиваются и прогрессируют различные методы компьютерной обработки и анализа ЭЭГ-сигналов. Многие из них вошли в практику рутинных исследований, другие являются более экзотическими и используются только в научных исследованиях. Цифровое представление ЭЭГ в том или ином виде стали называть количественной ЭЭГ. В отличие от визуальной оценки ЭЭГ, количественное ее представление позволяет объективизировать результаты оценки, сравнить различные эпизоды записи между собой, оценить динамику изменения ЭЭГ во времени. Математические виды инструментов количественного анализа ЭЭГ помогают медицинскому персоналу правильно использовать их возможности и в конечном итоге повысить качество медицинской диагностики. Данный параметр присутствует минимум у двух производителей. 30.
Экспорт обследований в форматы: RTF, EDF+, AVI, BMP, XML, TXT.
Из пояснений представителей Заказчика следовало, что перечисленные Заказчиком форматы экспорта данных являются одними из самых распространённых общедоступных форматов и обеспечивают возможность чтения данных практически на любом современном устройстве. Заказчик проводил сравнительный анализ устройств нескольких производителей и остановился на формате экспорта данных указанных в описании объекта закупки. Представители Заказчика пояснили, что перегружать параметр дополнительными форматами экспорта данных нецелесообразным.
35. Нижняя граница полосы пропускания < 0,16 Гц, Верхняя граница полоса пропускания > 150 Гц. Как пояснили представители Заказчика, по их мнению, очевидно, что чем шире полоса пропускания, тем больше информации будет получено по итогам медицинского обследования. В жалобе намеренно пытаются снизить качество данного показателя, поскольку запрашиваемые 0,5-80 Гц соответствуют очевидно прибору с худшими показателями, имеющие более слабые как высокочастотные, так и низкочастотные фильтры, которые при проведении обследования могут отрезать часть информации, особенно в случаях пиковых показателей, что существенно снижает качество диагностики, в сравнении с заявленной в описании объекта закупки полосой пропускания.
41. Комплектация: светодиодный фотостимулятор на стойке. Из пояснений представителей Заказчика следовало, что светодиодный фотостимулятор на стойке более практичен для проведения исследований и представлен у большинства электроэнцефалографов экспертного и среднего класса. При этом обслуживание и ремонт отдельного элемента фотостимулятора при данном формате являются более экономичными с точки зрения проведении ТО и ремонта, а, например, при поломке встроенного фотостимулятора придется выводить из рабочего процесса весь комплекс ЭЭГ. Резюмируя вышесказанное, как пояснили представители Заказчика, можно сделать вывод о том, что компания, подавшая жалобу пытается предложить к поставке прибор с гораздо более низким функционалом, нежели того требуется заказчику для оказания эффективной медицинской помощи. Все доводы о неприменимости тех или иных методов исследований ЭЭГ или технического функционала не подкреплены научно-медицинской клинической базой и являют собой только умозрительные заключения. Заказчик в свою очередь, приводя контраргументы ссылался не столько исключительно на свою потребность, сколько на современную научно-медицинскую литературу и периодические издания в сфере проведения клинических исследований ЭЭГ.
Также представители Заказчика пояснили, что на рынке электроэнцефалографов, что подтверждается страницами из паспортов, контрактов, размещенных на официальном сайте ЕИС, как минимум два производителя зарегистрированных медицинских изделий имеют оспариваемые подателем жалобы технические параметры. В связи с вышеизложенным, Комиссия Управления приходит к выводу, что установленное Заказчиком описание объекта закупки не противоречит Закону. Следовательно, довод Заявителя не находит своего подтверждения. 3.
Доводы Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции. Заявления о нарушении требований Закона о защите конкуренции подаются и рассматриваются в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, а не статьи 105, 106 Закона. При рассмотрении дела N 057/06/42-394/2023 Комиссия Управления по контролю закупок, осуществляющая свои полномочия в рамках Закона, не вправе давать оценку указанным действиям Заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции, в связи с чем указанный довод Комиссия оставляет без рассмотрения. Вместе с тем, Комиссия сообщает, что относительно рассмотрения доводов о нарушении Заказчиком требований антимонопольного законодательства Заявитель будет проинформирован в установленном Законом порядке.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Коломийцева А.В. признать необоснованной.
2. Заказчику приостановление определения поставщика отменить.
3. Передать материалы дела N 057/06/42-394/2024 в отдел антимонопольного контроля товарных и финансовых рынков Орловского УФАС России для рассмотрения вопросов наличия или отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции. Председатель комиссии Н.С. Аксенова Члены комиссии: О.А. Торшина С.В. Мацнева На основании части 9 статьи 106 татам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
2024-3120
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 8 августа 2024 г. N 057/06/42-394/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024