Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
в присутствии:
от заказчика Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (далее - КЗИИО Нерюнгринского района, заказчик): (представитель по доверенности);
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ЮРИКСИС" (далее - ООО "ЮРИКСИС", заинтересованное лицо, поставщик, исполнитель):. (директор), (представители по доверенностям);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи сведения, представленные заказчиком КЗИИО Нерюнгринского района об участнике закупки ООО "ЮРИКСИС" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на благоустройство территории на земельном участке с кадастровым номером (14:19:102007:39), расположенном по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29 (изв. N0316300088824000002), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком КЗИИО Нерюнгринского района об участнике закупки ООО "ЮРИКСИС" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на благоустройство территории на земельном участке с кадастровым номером (14:19:102007:39), расположенном по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29 (изв. N0316300088824000002).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось существенное нарушение Заинтересованным лицом условий контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) 25.04.2024 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N0316300088824000002 на благоустройство территории на земельном участке с кадастровым номером (14:19:102007:39), расположенном по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29;
2) Способ определения поставщика - запрос котировок в электронной форме;
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 630 173,54 рублей;
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.05.2024 NИЗК1 единственная заявка ООО "ЮРИКСИС" признана соответствующей требованиям извещения и победителем;
5) 17.05.2024 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен муниципальный контракт реестровый номер в реестре контрактов N3143402706024000014 на благоустройство территории на земельном участке с кадастровым номером (14:19:102007:39), расположенном по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29- 1 200 000,00 руб.;
6) 16.07.2024 г. заказчиком принято решение о расторжении контракта;
7) 30.07.2024 г. контракт расторгнут;
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки общества с ограниченной ответственностью "ЮРИКСИС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзаца 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаца 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
17.05.2024 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт на благоустройство территории на земельном участке с кадастровым номером (14:19:102007:39), расположенном по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29 (реестровый номер контракта N 3143402706024000014) (далее - контракт) с ценой контракта - 1 200 000,00 руб.
Согласно разделу 1 "Предмет и цена Контракта" контракта установлено следующее:
"1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом, Подрядчик должен выполнить работы по благоустройству территории на земельном участке с кадастровым номером (14:19:102007:39), расположенном по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29 (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить за выполненные Работы.
1.1.1. Код предмета Контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 42.11.20.900 (Работы строительные по строительству улично-дорожной сети, пешеходных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, кроме работ строительных по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог). КТРУ не предусмотрено.
1.2. Состав и объем Работ, иные данные о Работе определяются (Приложением N 1) к Контракту.
1.3. Место выполнения Работ: Земельный участок с кадастровым номером (14:19:102007:39), расположенном по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29.
1.4. Цена Контракта составляет 1 200 000 (один миллион двести тысяч) рублей 00 копеек. НДС не облагается.
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом или законодательством Российской Федерации.
1.4.1. В цену Контракта включены стоимость выполняемых Работ, включая все расходы, связанные с выполнением обязательств Подрядчика, все налоги, пошлины, сборы, отчисления и другие платежи, которые Подрядчик должен оплачивать при исполнении Контракта или на иных основаниях.
1.4.2. Авансовые платежи по Контракту не предусмотрены.
1.4.3. Казначейское сопровождение - не требуется.
1.4.4. Банковское сопровождение - не требуется.
1.5. Источник финансирования контракта: Бюджет Муниципального образования "Нерюнгринский район"
1.6. Подрядчик приступает к выполнению Работ с "03" июня 2024 г. и обязуется выполнить Работы по Контракту в полном объеме в срок по "30" августа 2024 г. включительно (с правом досрочного исполнения работ).
1.6.1. Этапы выполнения Работ указываются в Графике выполнения Работ (Приложение N 2) к Контракту, сдача и приемка Работ ведется в соответствии с общим порядком приемки.
1.7. Подрядчик гарантирует, что он обладает всеми необходимыми правами на выполнение Работ по Контракту и обязуется поддерживать их в силе в течение срока действия Контракта, а также в период действия гарантийных обязательств.
1.8. Гарантийный срок на результат выполненных Работ, в том числе материальный результат, составляет 60 (шестьдесят) месяцев с момента их приемки Заказчиком.".
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 11 "Срок действия и порядок расторжения Контракта" контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
"11.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
11.2. По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
11.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
11.4. Если Заказчиком проведена экспертиза оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
11.5. Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения Контракта, уплатив Подрядчику часть установленной цены пропорционально части работ, выполненных до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта. Заказчик также обязан возместить Подрядчику убытки, причиненные прекращением Контракта, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
11.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, установленных частью 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и относящихся к предмету Контракта.
11.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
11.8. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Подрядчиком условий Контракта, которые в соответствии с настоящим разделом являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
11.9. Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.".
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
16.07.2024 г. заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 16.07.2024 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 16.07.2024 г.
16.07.2024 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет поставщика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком 30.07.2024 г. контракт расторгнут.
Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
17.05.2024 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен муниципальный контракт реестровый номер в реестре контрактов N3143402706024000014 контракта на благоустройство территории на земельном участке с кадастровым номером (14:19:102007:39), расположенном по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29 с суммой контракта - 1 200 000,00 руб., со сроком исполнения контракта-30 августа 2024 г.;
В рамках заключенного договора на осуществление строительного контроля N 147-СК от 31.05.2024 г., службой МУП МО "НР" "МУП" в адрес заказчика поступило письмо от 02.07.2024 N 285 о том, что Подрядчик должен приступить к демонтажным и монтажным работам с 03.06.2024 г. На текущий период работы Подрядчиком не выполняются.
02.07.2024 г., в адрес ООО "ЮРИКСИС" заказчиком было направлено письмо, о необходимости в срок до 04.07.2024 предоставить документально обосновывающую информацию отставания от графика производства работ.
02.07.2024 г. ООО "ЮРИКСИС" с исх.N52 от 02.07.2024 был направлен ответ заказчику, о том, что в связи с длительным изготовлением плиты мощения начало работ сдвигается на 08.07.2024 г.
08.07.2024 г. Заказчиком в адрес ООО "ЮРИКСИС" направлена претензия с исх.N1042 от 08.07.2024 о требовании незамедлительно приступить к исполнению контракта.
15.07.2024 г., Комиссией со стороны Заказчика было установлено Подрядчиком работы не проводились, к исполнению контракта он не приступил, что подтверждается Актом осмотра объекта с фотофиксацией от 15.07.2024 г. Акт составлен без присутствия представителя Подрядчика. При этом, ООО "Юриксис" не был уведомлен об осмотре объекта.
16.07.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
19.07.2024 г. ООО "ЮРИКСИС" с исх.N62 от 19.07.2024 был направлен ответ заказчику, о том, что в связи с погодными условиями работы начаты с 18.07.2024 и что подрядчик обязуется в срок выполнить работы согласно контракту.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Также пунктом 11.8. Контракта установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Подрядчиком условий Контракта, которые в соответствии с настоящим разделом являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
22.07.2024 г. Согласно акту осмотра объекта от 22.07.2024 г. при осмотре территории которого было установлено, что подрядчик начал работы по Контракту. Акт составлен без присутствия представителя Подрядчика. При этом, ООО "Юриксис" не был уведомлен об осмотре объекта.
Кроме того, из письменных и устных пояснений, а также представленных материалов дела установлено, что заинтересованным лицом для исполнения данного муниципального контракта были заключены и оплачены договора на общую сумму 232 010, 00 руб. а именно:
1. 11 июня 2024 года заключен договор N 17-238 с ООО "СЛ" на поставку "Плиты мощения" (Копия прилагается);
2. 18 июня 2024 года заключен договор N 627-ПО/1 с МУП "Переработчик" (по условиям контракта - это обязанность Подрядчика), которую мы выполнили и предоставили копию дог в КЗиИО (копия прилагается);
3. 03 июля 2024 года заключен договор N 023-07.24 с ИП Христич Н.Н. на поставку МАФ, предусмотренных в смете по контракту (скамейки и урны), которые были заранее согласованы с Заказчиком. Счет по договору оплачен 16.07.2024 года. (копия договора, счета и ПП прилагаются);
4. 15 июля 2024 года заключен договор оказания услуг N 1 с ИП Кадомцевым Д.М. на проведение работ, согласно ЛСР, и предоплата в размере 50% выплачена 16.07.2024 года (копия договора и ПП об оплате аванса прилагается);
5. 22 июля 2024 года был заключен договор поставки товара (отсев фракции 0,5) N 31. Оплачен был 23.07.2024 года (ПП прилагаются). Поставка осуществлена 24.07.2024 года (Копии УПД прилагаются);
6. 24.07.2024 года был заключен договор N 26/24 на поставку бордюра тротуарного М300. Оплачен договор 24.07.2024 года. Бордюр поставлен в этот же день (копия дог и ПП прилагается);
7. В связи с тем, что в ЛСР заложено не достаточное количество отсева (песка), 30.07.2024 года выставлен счет на поставку 28 тонн отсева, на сумму 60000,00 рублей, плюс договор доставки этого отсева на 15000,00 рублей, Оплата произведена этим же днем. Поставка отсева будет 01.08.2024 года. (копии счетов и ПП прилагаются).
30.07.2024 г. Контракт расторгнут.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "ЮРИКСИС" осуществлялись действия, направленные на надлежащее исполнение контракта.
Кроме того, срок исполнения данного контракта - 30 августа 2024 г., следовательно, у ООО "ЮРИКСИС" было 30 дней для исполнения контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
В силу пункта 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, не является безусловным основанием для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в настоящем случае установлено принятие мер, направленных на исполнение контракта.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание индивидуального предпринимателя недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закон о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
При включении в Реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношениях определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Включение в Реестр недобросовестных поставщиков как мера ответственности должно отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Комиссией было учтено, что ООО "ЮРИКСИС" в Реестре недобросовестных поставщиков не состоит. А также заинтересованное лицо предоставило отчет об исполнении контрактов за период своей предпринимательской деятельности с 08.11.2023 года, согласно которому успешно исполнило 4 муниципальных контракта.
Кроме того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту, между тем заказчик не воспользовался данным правом.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком КЗИИО Нерюнгринского района об участнике закупки ООО "ЮРИКСИС" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на благоустройство территории на земельном участке с кадастровым номером (14:19:102007:39), расположенном по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29 (изв. N0316300088824000002) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 августа 2024 г. N 014/06/104-1398/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024