Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): ... (представитель по доверенности),
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Якутский республиканский онкологический диспансер (далее также - ГБУ РС (Я) "ЯРОД", заказчик): ... (представитель по доверенности),
в отсутствие:
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Тумед" (далее - ООО "Тумед", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев, посредством web-видеоконференцсвязи, жалобу ООО "Тумед" на действия (бездействие) заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ЯКУТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР" при проведении электронного аукциона на поставку хирургического шовного материала (нить хирургическая самофиксирующаяся из полигликоната) (извещение N 0816500000624013227), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Тумед" на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы заявителя следует, что характеристики товара, установленные заказчиком в Описании объекта закупки соответствуют товару единственного производителя.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика, уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
30.07.2024 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку хирургического шовного материала (нить хирургическая самофиксирующаяся из полигликоната) (извещение N 0816500000624013227).
Начальная (максимальная) цена контракта составила: 1 300 800,00 рублей.
На участие в закупке подано 4 (четыре) заявки от участников закупки, все заявки признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении закупки.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Тумед" необоснованной на основании следующего.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Закона о контрактной системе.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заказчиком использована позиция КТРУ 21.20.24.120-00000019 "Нить хирургическая самофиксирующаяся из полигликоната", характеристики по данной позиции отсутствуют:
Следовательно, согласно пункту 5 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьей 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, в соответствии с письмом Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "O направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:
- заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);
- предусмотренные пунктом 5 Правил запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Также, согласно письму Минфина от 17.03.2020 N 24-05-08/20208 в случае, если позиция каталога не содержит описания объекта закупки, предусмотренного пунктом 13 Правил, то согласно пунктам 5, 6 Правил заказчик формирует описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе без указания дополнительного обоснования необходимости использования характеристик товара, работы, услуги.
Соответственно, заказчик имеет право устанавливать характеристики товара в соответствии со своими потребностями и не обязан обосновывать указание таких характеристик в случае, если в КТРУ отсутствуют характеристики товара, работы, услуги.
Таким образом, описание объекта закупки сформировано заказчиком в соответствии с его потребностью.
При этом, Комиссией Якутского УФАС было установлено, что в описании объекта закупки не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для Заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за Заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Необходимо отметить, что Заявитель, являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и отсутствие товара, выделенного в отдельный лот, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью и от требований, содержащихся в Извещении, не зависит. Вышеуказанное само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Согласно возражениям представителя Заказчика, а также письменным пояснениям заказчика химический состав не является ключевой характеристикой шовного материала. Принципиальными характеристиками являются имеющие клиническое значение показатели, в частности возможность эффективного применения для безузлового шва, а также сроки эффективной поддержки раны и полного рассасывания, от которых зависит качество жизни пациента.
Заказчик, при составлении аукционной документации, руководствовался функциональными возможностями материала, его упаковке и опытом работы с ними, ориентируясь на свои потребности, исходящие из требований к продукции, необходимой для обеспечения надлежащего лечебного процесса. Заказчик оказывает медицинскую помощь, что обусловливает предъявление указанных требований к техническим и функциональным характеристикам шовного материала, в том числе к его упаковке. А также, материал покрытия нити важен для хирурга, в связи с чем и предъявлены требования к конкретному материалу, что не противоречит действующему законодательству. Указанные технические требования к шовному материалу являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций товара, только шовные материалы из полигликоната показывают необходимую инертность, отсутствие аллергических реакций, а также показывает отличные манипуляционные свойства.
Также заказчик указал, что шовные материалы с приведенным химическим составом существуют в ассортименте нескольких производителей под названием гликонат или полигликонат. Шовные материалы с таким химическим составом присутствуют в ассортименте у производителей Волоть, BBraun и Medtronic.
Такие материалы широко представлены на рынке шовных материалов на рынке Российской Федерации. Заказчик оказывает медицинскую помощь, что обусловливает предъявление указанных требований к техническим и функциональным характеристикам шовного материала, в том числе к его упаковке, что важно. Данные требования являются функционально обоснованными, позволяют снизить время хирургического вмешательства, от которых напрямую зависит риск развития осложнений, угрожающих жизни пациентов. Материал с данными характеристиками, включая характеристики упаковки, является предпочтением хирургов, основанным на опыте работы с ним и необходим в клинике исходя из выполняемых оперативных вмешательств. Упаковка является одной из них, что немаловажно.
При составлении описания объекта закупки Заказчиком указаны все технические, функциональные и иные необходимые характеристики, которым должен соответствовать товар. При описании использованы исключительно общепринятые термины, нет указаний на конкретного производителя и/или товарный знак, необходимого к поставке товара. В зависимости от области применения и этапа операции используются шовные материалы с атравматическими иглами различных сплавов и назначений, соответственно параметры определяющие функциональные характеристики иглы различаются при заказе каждого отдельного наименования (например: при заказе шовного материала с одинаковыми сроками поддержки раны и абсорбации для сердечно сосудистой хирургии и общей хирургии, предъявляются различные требования к сплаву иглы, устойчивости к изгибанию и излому, и т.п.). Требуемые значения, приведенные описании объекта закупки в аукционной документации применительно к назначению иглы не нуждаются в изменении формулировок и максимально точно соответствуют потребностям ЛПУ и законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Данные требования являются функционально обоснованными, позволяют снизить время хирургического вмешательства, от которых напрямую зависит риск развития осложнений, угрожающих жизни пациентов. Материал с данными характеристиками, включая характеристики упаковки, является предпочтением хирургов, основанным на опыте работы с ним и необходим в клинике исходя из выполняемых оперативных вмешательств.
В материалы дела заказчиком также представлена сравнительная таблица, с характеристиками двух производителей, соответствующих требованиям Описания объекта закупки - ООО "Волоть", Россия и Covidien Llc, США.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что согласно протоколу подведения итогов на участие в закупке было подано 4 (четыре) заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении установлены требования к объекту закупки с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что данный довод жалобы Заявителя, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, Комиссией Якутского УФАС России по контролю в сфере закупок в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе при формировании Извещения об осуществлении закупки не установлены.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Закона о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заявитель на рассмотрение дела не подключился, и не предоставил документальных подтверждений обоснованности довода жалобы, в том числе, в части отсутствия возможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств, свидетельствующих о нарушении его законных прав принять участие в данном аукционе.
Кроме того, Заявителем не представлены официальные документы производителей, подтверждающие наличие или отсутствие данных характеристик у указанных Заявителем товаров.
Таким образом, жалоба ООО "Тумед" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
признать жалобу ООО "Тумед" на действия (бездействие) заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ЯКУТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР" при проведении электронного аукциона на поставку хирургического шовного материала (нить хирургическая самофиксирующаяся из полигликоната) (извещение N 0816500000624013227) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 августа 2024 г. N 014/06/49-1463/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2024